"На углу Большой Дмитровки и Охотного ряда находится здание Российского благородного собрания. Не знаю, есть ли еще где-нибудь такой огромный зал, с такими колоннами, зеркалами и люстрами, как здесь." История этого дома насчитывает почти триста лет!
Начало
Сама усадьба известна еще с XVII века, владельцем ее был боярин и окольничий Фёдор Васильевич Волынский, который в 1613 году выехал в составе посольства в Кострому уговорить Михаила Романова принять царскую корону. Наследники Волынского владели усадьбой до конца XVIII века. Следующим владельцем усадьбы стал князь Василий Михайлович Долгоруков-Крымский.
Василий Михайлович Долгоруков-Крымский (1722–1782) – российский военачальник, московский главнокомандующий (1780–1782). Военную карьеру князь начал в 13-летнем возрасте, после начала русско-турецкой войны 1735–1739 годов. В 1772 г. по поручению императрицы Долгоруков подписал Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получило независимость от Османской империи. Он был в звании генерал-аншефа. В 1775 году Екатерина II распорядилась добавить титул Крымский к фамилии Долгорукова, после чего тот вышел в отставку (говорят, он ожидал жезла фельдмаршала). В 1780 году князь был возвращён на службу и назначен сенатором, московским главнокомандующим.
Князь переехал на Охотный ряд (дом генерал-губернатора на Тверской был построен уже после его смерти, в 1782 году). На его участке стоял двухэтажный каменный дом, построенный "покоем" (буквой "П") с центральным проездом, был обширный двор и служебные постройки. В этом доме князь прожил до своей смерти в 1782 году.
Благородное собрание
В 1783 году сенатором М.Ф. Соймоновым и князем А.Б. Голицыным было создано Московское Благородное собрание (Дворянский клуб). Для собраний и балов клубу требовалось большое здание. И в 1784 году Благородное собрание, с разрешения Екатерины II, приобрело дом бывшего московского генерал-губернатора на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда на имя князя Голицына.
Для перестройки здания в соответствии с нуждами клуба был приглашён архитектор Матвей Фёдорович Казаков. Казаков объединил все усадебные постройки в одно здание, и, перекрыв бывший внутренний усадебный двор, создал огромный бальный зал, объем которого возвышался над остальными постройками. Торжественный фасад был украшен шестиколонным портиком ионического ордера в центре и пилястровыми тосканскими портиками по сторонам.
Со стороны Охотного Ряда здание в своей торцевой части имело только парадный подъезд, оформленный аркой на сдвоенных колоннах тосканского ордера.
В здании был роскошный бальный зал площадью 600 квадратных метров. Одновременно в нем могли танцевать более пятисот пар. Бальный зал освещали 160 хрустальных люстр. Двадцать восемь белых колонн придавали ему особую нарядность. Между колоннами установили зеркала, которые создали иллюзию бесконечности зала. Потолок Большого зала был расписан на мифологические сюжеты известным художником Д.Б. Скотти.
После смерти Голицына Указом 1793 г. Московского губернского правления, предписывающий обнародовать Высочайший указ императрицы Екатерины II о том, «чтобы дом, купленный в Москве Благородным Обществом на имя покойного князя Алексея Голицына, считать принадлежащим собственно тому обществу...»:
После московского пожара 1812 года дом на Большой Дмитровке практически превратился в руины. Здание Благородного собрания восстановили по проекту архитектора А.Н. Бакарева, любимого ученика Казакова, (занимался восстановлением Кремля и построек на его территории после пожара 1812 года, автор проекта Синодальной типографии Московского печатного двора на Никольской).
В 1814 году состоялось торжественное открытие восстановленного дома Благородного собрания. Вероятно, Бакарев немного изменил фасад на Охотном ряду, надстроил до третьего этажа часть дома на Большой Дмитровке после центрального портика, перестроил угловую ротонду. Тогда же, скорее всего, Колонный зал получил балкон. Здание Благородного собрание до последней перестройки:
В 1849 году был принят новый устав, по которому разрешалось приглашать в Собрание почётных граждан, купцов 1-й гильдии, художников.
Начиная с поздней осени и до конца весны почти каждый вечер в доме Благородного собрания устраивали маскарады, концерты и балы. В Великий пост балы заменялись концертами и музыкальными вечерами.
В 1903 году здание было перестроено по проекту архитектора А. Ф. Мейснера. Был надстроен третий этаж, изменены фасады – на смену ионическим колонам портиков пришли коринфские. Практически неизменным остался только Колонный зал – без сомнения одно из лучших творений Казакова.
Фасад со стороны Большой Дмитровки был украшен барельефами:
После 1917 года
Благородное собрание было ликвидировано, а его здание передано Центральному совету московских профессиональных союзов и получило название «Дом союзов».
С 1921 года Колонный зал стал местом прощания с самыми известными людьми страны. Но не со всеми... Первым был Петр Кропоткин – князь-анархист, дедушка русской революции.
В 1937–1954 годах здесь проходила главная елка страны:
В 1933 году архитектор Игнатий Милинис совместно с Яковом Корнфельдом разработали проект перестройки здания, который подразумевал реконструкцию фасада в стиле конструктивизм. Не сделали... на наше счастье.
Здесь проходили судебные заседания, концерты, съезды, шахматные турниры:
3 октября 2019 года Президент подписал распоряжение о временном размещении Государственной думы в Доме Союзов. Надолго ли?..
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
ИСТОЧНИКИ
Дом Союзов. Официальный сайт
Яковлев А.Н. Колонный зал Дворянского клуба (Дома Союзов) в Москве. Проблема аутентичности и прототипов