«Доктор Кто» — не только настоящий феномен в истории многосерийной научной фантастики. Композиторы, в разное время работавшие над саундтреком, повлияли на популяризацию электронной музыки. Она внесла немалый вклад в становление сериала культурным феноменом, но сначала небольшая научная справка.
Как музыка влияет на наши эмоции
С древних времён музыка сопровождала нас, и сегодня мы окружены ею как никогда. Почему она оказывает на нас такое большое влияние? Профессор психологии Джон Слобода выделяет три основные причины:
1. Музыка как источник личных ассоциаций
Музыка тесно связана с нашими воспоминаниями. Исследования в области психологии памяти и эмоций показывают, что в моменты сильных переживаний мозг «записывает» всё, что происходит вокруг, включая звучащую музыку. Таким образом, услышав знакомую мелодию, мы можем мгновенно вернуться к тем эмоциям и событиям, с которыми она связана. Однако такая реакция непредсказуема и индивидуальна, так как у каждого свои ассоциации.
2. Физиологические основы воздействия музыки
Ритмы музыки часто отражают естественные ритмы нашего тела, такие как сердцебиение и дыхание. Это подражание распространяется и на эмоциональные сигналы. Например, медленная речь с понижением тона в конце слов и предложений воспринимается как признак грусти. Точно так же медленная музыка с нисходящим кадансом вызывает чувство печали. Это явление называется «иконической связью»: слушая музыку, мы связываем её с врождёнными человеческими реакциями на эмоции, такие как возбуждение, депрессия или гнев. Это объясняет универсальную привлекательность многих форм музыки, поскольку базовые эмоции схожи для всех культур.
3. Музыка как сигнал изменений
Эмоции тесно связаны с нашей способностью замечать перемены. Изменения могут быть как положительными (влюблённость, выигрыш в лотерею), так и отрицательными (болезнь, неудача), но в любом случае они привлекают наше внимание. Поскольку музыка по своей сути является звуковым паттерном, она легко может «зацепить» нас, особенно когда происходят отклонения от ожидаемого ритма или мелодии.
Слобода проводил эксперименты, в которых участники двигали джойстиком, слушая музыку. Это позволило ему записать их эмоциональные реакции в реальном времени. Интересно, что, в отличие от ассоциативных воспоминаний, эти реакции не были индивидуальными. Большинство людей испытывали эмоциональные подъёмы и спады в одних и тех же моментах музыки, что делает её универсальным языком общения, в том числе и межкультурного.
Серия статей по «Доктору Кто» посвящена двадцатилетию возрождённой легенды. С другими историями вы можете ознакомиться здесь:
Саундтрек «Доктора Кто»
Музыка — это не просто набор звуков, а мощный инструмент, который влияет на наши эмоции, воспоминания и физиологию. Она способна вызывать глубокие переживания, связывать нас с прошлым и даже изменять наше настроение. Небольная справка из начала статьи — пример того, что музыка —это не только красиво, но ещё и научно. Для того, чтобы делать хорошо, нужен не только талант, но и понимание человеческих реакций на разнообразные стимулы.
Композитор Мюррей Голд работал над ньюскулом более десяти лет, доказав, что музыка может стать неотъемлемой частью повествования. Он мастерски использует музыку для передачи эмоций. Его композиции способны вызвать у зрителей слёзы, тревогу, радость или страх.
Например, тема Розы Тайлер («Doomsday») стала символом её любви к Доктору и их трагического расставания. Мелодия передаёт боль и тоску, усиливая драматизм сцены.
Большую часть времени Доктор старается мыслить рационально. Он спасает тех, кого может, пытаясь не вмешиваться в фиксированные моменты истории. Но, потеряв слишком много, и у Доктора бывает соблазн помыслить о том, что он Бог, который вправе вмешиваться во всё и исправлять то, с чем он не согласен. В один момент помех для него в виде спутников совсем не стало, и Доктор возомнил себя Победителем, по сути проходя по пути Мастера. И тогда его быстро опускают с небес на Землю (в прямом и переносном смысле) небольшой сценой с запоминающимся саундтреком.
Мрачный и торжественный, напоминающий о завершении пути Десятого Доктора и могуществе, к которому ему никогда нельзя стремиться, чтобы не превратиться в монстра.
Голд создал уникальные музыкальные темы для каждого ключевого персонажа, что помогает зрителям лучше понять их характер. Так, главная тема Одиннадцатого Доктора энергична, полна надежды и энтузиазма от грядущих приключений, отражая бесконечное любопытство персонажа и его желание спасать Вселенную.
И послушайте, как быстро эмбиент трансформируется в дерзкий и эпичный Boss Fight Music. Поэтому забыть про то, что у самого молодого актёра на главной роли 900-летняя жизнь воина за плечами, никак нельзя. Когда разговор заходит о принятии на главную роль ранее малоизвестного Мэтта Смита и одобрении его фанатской базой в первой же серии, люди отмечают его артистический талант, интересный сюжет, но часто упускают из вида саундтрек. И напрасно — там всегда много интересного.
В противовес тема Клары Освальд — лёгкая и загадочная, отражает её двойственную природу и тайну, которую на протяжении сезона пытается разгадать Доктор.
Эти лейтмотивы не только помогают зрителям идентифицировать персонажей, но и усиливают их эмоциональное воздействие на зрителя.
Расскажи мне историю
Удивительно, что сюжет — прерогатива не только сценариста, но и композитора. Если внимательно слушать изменение саундтрека Мюррея Голда, то можно заметить, что похожие паттерны идут из сезона в сезон, со временем развиваются и подстраиваются под новые сюжетные повороты, персонажей и атмосферу историй. Например, трек «All in the Balance» звучал в «Конце времени» в момент воскрешения Мастера. Вы наверняка заметите некоторые схожести с темой Одиннадцатого Доктора и другими мелодиями эры Стивена Моффата. Такие вот пасхалки.
Не знаю, как вы, а я здесь ещё и саундтрек Форт Боярд слышу.
И, конечно, чаще в этом контексте упоминается тема Повелителей Времени —This Is Gallifrey. Впервые она звучит в момент смерти Мастера в 3-м сезоне. Зрителям серия запомнилась очередным эмоциональным моментом. Мелодия не ушла в небытие — с того момента она неизменно сопровождала серии с Повелителями Времени, но в разных аранжировках. Вспоминаем научную справку из начала статьи — тут одновременно зритель фокусируется на изменении мелодии и на воспоминаниях об эмоциональных качелях предыдущих сезонов. Итог — музыка Мюррея Голда резонирует со зрителями и помогает сюжету.
В эпизодах с плачущими ангелами, далеками, кибер людьми и другими монстрами музыка Голда играет ключевую роль в создании атмосферы ужаса. Например, в эпизоде «Тишина в библиотеке» треки с низкими нотами, резкими переходами и скрежещущими звуками усиливают напряжение, заставляя зрителей буквально замирать от страха. Музыка становится неотъемлемой частью повествования, подчёркивая угрозу от врагов и акцентируя внимание на каждом решении героев, постоянно меняя ритм, мелодию и используемые инструменты — от искусственных и металлических ритмов ко всей мощи симфонического оркестра.
Были времена, когда величие истории можно было передать не многомиллионными бюджетами, а музыкой и повествованием. «Доктор Кто» — это сериал о путешествиях во времени и пространстве, и саундтрек Голда помогает передать масштаб этих приключений. Например, в эпизоде «Ниспосланный с небес» музыка звучит эпично, подчёркивая важность событий и эмоциональную глубину сцен. Она превращает моменты личной драмы Доктора в нечто вселенское, заставляя зрителей почувствовать, насколько велика его жертва и ответственность.
В финале «Конца времени» трек «Vale Decem» сопровождает регенерацию Десятого Доктора, что ощущается скорее как смерть любимой зрителям инкарнации, нежели как перерождение. Концовка четвёртого сезона в сюжетном плане была трагична, и саундтрек только дополнил этот эффект.
Другой пример: в спецвыпуске «День Доктора» тема «The Majestic Tale (of a Madman in a Box)» звучит в момент, когда все воплощения Доктора объединяются, чтобы спасти Галлифрей. Эпизод стал кульминацией многолетнего повествования. Это момент триумфа, и музыка подчёркивает его значимость. Этот же трек возвращается в последней серии Одиннадцатого Доктора, когда тот вновь принёс себя в жертву ради спасения других.
Хиты
Мюррей Голд имеет очень узнаваемый стиль, горячо любимый поклонниками вселенной. Однако ряд треков стал настолько важным, что про них можно писать отдельные статьи.
Знаковыми стали четыре удара сердец Повелителей Времени, что не просто стало хорошо слышимой частью заставки, но и было грамотно вплетено в сюжет Расселом Т. Дейвисом. «The Long Song» ассоциируется с Одиннадцатым Доктором и их недолгим знакомством с Кларой, которое, тем не менее, подарило нам одну из самых сильных сцен в истории сериала.
Эта мелодия ещё вернётся в момент регенерации Одиннадцатого и его прощания с Эми и Кларой.
Тема Двенадцатого Доктора стала визитной карточкой сериала, вновь вернув на экран серьёзное и взрослое повествование, в тоже время подчеркнув его масштаб.
Как можно послушать саундтрек?
Если кратко, основные композиции есть на всех музыкальных стриминговых сервисах. Саундтреки можно послушать как из официальных источников, так и из плейлистов, собранных фанатами-энтузиастами. Но Америку я тут не открываю, это и без того всем известно.
Этот параграф другую проблему поднимает. Огромное количество музыки не было выпущено. То есть треки нельзя послушать без посторонних эффектов или голосов актёров. Кроме спокойных эмбиентов и многочисленного количества вариаций выпущенной музыки мы по непонятным причинам лишились шедевров вроде Rory's Theme, Don't, и, конечно, The Master Race.
Заключение
Мюррей Голд создал саундтрек, который стал неотъемлемой частью «Доктора Кто». Его музыка не просто сопровождает действия на экране — она усиливает эмоции, подчёркивает ключевые моменты и помогает зрителям глубже погрузиться в историю. Благодаря Голду саундтрек сериала стал таким же культовым, как и сам Доктор.
Мюррей Голд ушёл с поста композитора сериала в 2018 году, а на его место пришёл Сегун Акинола, переосмыслив всю музыкальную составляющую сериала. Саундтрек не стал плохим, он стал... другим.
На протяжении десяти сезонов у сериала был определённый стиль, запомнившийся поклонникам и так или иначе включающий все три причины сильного влияния музыки на нас из начала статьи. Новый композитор пришёл со свежим звучанием, что убило преемственность Голда. Единственное, что связывало их стили, а также стили предшественников — это заставка. Но достаточно ли это для удовлетворения фанатов? Сомневаюсь.
Всё это подводит к мысли о том, что Крис Чибнелл — не единственная проблема эпохи Джоди Уиттакер. 11-13-е сезоны сериала выглядят оторванными от предыдущих не просто из-за смены сценариста, но и из-за кардинальной перемены музыкального сопровождения, что не нашло отклика в сердцах преданной аудитории. В этом парадокс: «Доктор Кто» всегда меняется, но лучшие изменения — те, что помнят своё прошлое.