Найти в Дзене

Фильмы Ингмара Бергмана: с чего начать?

 Вот и добрались мы с вами до Бергмана, друзья. Знакового режиссера, который за почти 6 десятилетий работы в кино создал 64 фильма. Он сни­мал по картине, иногда по две в год. По работоспособности с ним могут сравниться немногие: Райнер Вернер Фассбиндер (44 фильма), Вуди Аллен (54 фильма) и Жан-Люк Годар (рекордные и с трудом укладывающиеся в голове 128 фильмов). Признаться, у меня долго не складывалось с творчеством Бергмана. Все по одной простой причине — я начинала изучать его творчество не с тех фильмов. «Не с тех» — это ни в коем случае не означает недостойных. Сейчас объясню.  Например, поговорим о «Земляничной поляне», которую часто первой упоминают, говоря о Бергмане. Фильм показался мне затянутым, а его образность и метафоричность слишком уж нарочитыми. Классика, да. Но не зацепил. Не зацепила и «Страсть». «Фанни и Александр» посмотрела с трудом из-за чересчур (ИМХО) медленного и тягучего повествования, хотя и признаю, что это — шедевр киноэпопеи.  Но потом все изменилось

 Вот и добрались мы с вами до Бергмана, друзья. Знакового режиссера, который за почти 6 десятилетий работы в кино создал 64 фильма. Он сни­мал по картине, иногда по две в год. По работоспособности с ним могут сравниться немногие: Райнер Вернер Фассбиндер (44 фильма), Вуди Аллен (54 фильма) и Жан-Люк Годар (рекордные и с трудом укладывающиеся в голове 128 фильмов).

Признаться, у меня долго не складывалось с творчеством Бергмана. Все по одной простой причине — я начинала изучать его творчество не с тех фильмов. «Не с тех» — это ни в коем случае не означает недостойных. Сейчас объясню. 

Например, поговорим о «Земляничной поляне», которую часто первой упоминают, говоря о Бергмане. Фильм показался мне затянутым, а его образность и метафоричность слишком уж нарочитыми. Классика, да. Но не зацепил. Не зацепила и «Страсть». «Фанни и Александр» посмотрела с трудом из-за чересчур (ИМХО) медленного и тягучего повествования, хотя и признаю, что это — шедевр киноэпопеи. 

Но потом все изменилось. Я начала влюбляться. Все началось с философской притчи «Седьмая печать». Затем была «Осенняя соната», которая шокировала и покорила меня с первых же минут. «Сцены из супружеской жизни», «Персона»… Еще не просмотрены все 64 фильма Бергмана, но сейчас я с уверенность могу сказать, что этот автор стал одним из любимейших мною режиссеров. И я не устану повторять, что любовь к творчеству автора вовсе не означает принятие и понимание всех его фильмов без исключения. Какие-то могут не нравиться, и это абсолютно нормально. Какие-то чуть меньше, иные чуть больше. 

Итак, с чего начать, чтобы понять и полюбить фильмы Ингмара Бергмана? 

-2

-3

«Осенняя соната».

Одна из поздних картин, получившая «Золотой глобус», три приза Национального совета кинокритиков США и пре­мию «Давид ди Донателло». Эта камерная драма притягивает как магнит, ее хо­чется пересматривать, обсуждать с друзьями, спорить до хрипоты и снова воз­вращаться к ней спустя годы. 

Бергман использует универсальную историю и рассказывает ее внятным жанровым языком, предельно обостряя все конфликты. Пожилая пианистка Шар­лотта и ее взрослая дочь Эва, жена пастора, семь лет были в ссоре и не виде­лись. Эва предпринимает попытку примирения с матерью и приглашает ее погостить несколько дней у них в доме. 

Бергман упаковывает в оболочку социальной драмы драму психологическую: конфликт матери и дочери становится спусковым механизмом — один за дру­гим обнажаются застарелые внутренние противоречия, недовольство собой и отчаянные попытки переложить ответственность за свою жизнь на другого. 36-минутная кульминация, когда мать и дочь играют в психологический пинг-понг, бросая друг другу (а по факту самим себе) страшные обвинения и запо­здало оправдываясь, — одна из самых сильных сцен в мировом кино.

-4

-5

«Лето с Моникой»

Следом можно посмотреть «Лето с Моникой». Годар считал, что этот фильм дал толчок будущим «новым волнам», которые захлестнут кине­ма­тограф спустя несколько лет, на рубеже 1950–60-х: «Его камера стре­мится только к одному: поймать настоящее мгновение в самой своей мимо­летности и углубить его так, чтобы придать ценность вечности».

-6

-7

«Седьмая печать»

Конечно, не оставьте без внимания «Седьмую печать». Действие этой истории разворачивается в средневековой Швеции, а сюжет связан со смертью. Смерть — полноценный персонаж фильма. Вы будете поражены глубиной философских рассуждений персонажей фильма. Столько интереснейших идей для осмысления!

-8

-9

«Персона». 

Самый радикаль­ный и новаторский из фильмов Бергмана и, вероятно, его главный вклад в мировое кино. То, что происходит на экране, можно трактовать по-разному. И каждая версия будет по-своему правильной. Но главное — режиссер так глубоко копнул в сторону сложнейшего психологического устройства человеческого сознания и подсознания, что равных ему в этом, пожалуй, нет.

Бергман говорит с нами на виртуозно отточенном киноязыке, используя множество метафор, образов, приемов монтажа, игры света и тени, необычную постановку кадра. Чего стоит только совмещение лиц двух героинь в одно — в этот момент у меня по коже пробежали мурашки.

-10

«Сцены из супружеской жизни». 

Четы­ре премии Национального общества кинокритиков США и «Золотой глобус». 

Мини-сериал из 6 эпизодов (есть и версия, упакованная в один длинный фильм) рассказывает историю непростых взаимоотношений супружеской пары, которая переживает кризис. «Сцены из супружеской жизни» - знаковый фильм, который перевернет ваше представление о том, как на экране можно изображать чувства. Насколько пронзительно, правдиво и при этом страшно от этой реалистичности.

Сегодня на этом завершим наш разговор о фильмах Бергмана. Друзья, а как вы относитесь к творчеству режиссера? Какие фильмы ваши любимые? 

____________________

#margogovorit 

#авторскоекино