Найти в Дзене
Стив Май

Исследовательские проекты: выбор темы

Продолжаю тему исследовательских проектов в школе. Ранее я уже объяснил, что такое проекты, зачем реально они нужны в школе, и какой стратегии придерживаться, чтобы это не стало профанацией. Коротенько восстановлю: Проекты - это очень крутое начинание, которое по ряду причин пока не работает. При внешней "обычности", проекты имеют очень важную над-цель - формирование исследовательского стиля мышления у ученика. Один грамотный проект может заменить несколько лет обучения по конкретному предмету (поэтому я и предлагал перераспределять время в ущерб программе и в пользу проектов). Общие тенденции моих рекомендаций по переводу проектов из разряда "профанация" в разряд "инструмент обучения №1" крутятся вокруг провокации самостоятельной деятельности ученика. Давайте под "реальным руководителем проекта" я буду понимать не назначенного учителя, а того, кто будет работать с ребёнком, развивать его исследовательский стиль мышления, провоцировать на самостоятельную деятельность. Это может быть
Оглавление
Исследовательские проекты | Стив Май | Дзен

Продолжаю тему исследовательских проектов в школе. Ранее я уже объяснил, что такое проекты, зачем реально они нужны в школе, и какой стратегии придерживаться, чтобы это не стало профанацией.

Коротенько восстановлю: Проекты - это очень крутое начинание, которое по ряду причин пока не работает. При внешней "обычности", проекты имеют очень важную над-цель - формирование исследовательского стиля мышления у ученика. Один грамотный проект может заменить несколько лет обучения по конкретному предмету (поэтому я и предлагал перераспределять время в ущерб программе и в пользу проектов).

Общие тенденции моих рекомендаций по переводу проектов из разряда "профанация" в разряд "инструмент обучения №1" крутятся вокруг провокации самостоятельной деятельности ученика.

Давайте под "реальным руководителем проекта" я буду понимать не назначенного учителя, а того, кто будет работать с ребёнком, развивать его исследовательский стиль мышления, провоцировать на самостоятельную деятельность. Это может быть учитель, родитель, старший брат, дедушка, трудовик... Кто угодно.

Сейчас я хочу обсудить, как выбирать тему проекта.

Важный момент:

Из любой темы проекта всегда можно извлечь сплошную пользу

Тема

Что-то мне подсказывает, что 90% деятельности "руководителя проекта" заключается в "подборе" темы и подпинывании "делай уже проект". (Хотя, бывают и исключения).

Ну как у нас этот подбор делается? Все же знают: тему проекта назначают по списку. Хорошо, если предлагается список тем, и каждый ученик в классе выбирает себе одну по принципу "кто первый встал - того и тапки". А то ведь прямо указывают: Петров - пишет проект про ядерное оружие, Иванов - про ямб в дарийском миноре, Сидоров - про пестики и тычинки.

Сказать, что это не правильно... Ну, наверное, нельзя. Так тоже иногда надо делать.

Как всегда, в школе всё поставлено с ног на голову. То задачи решаем начиная с "дано", то проект пишем с темы. Прежде, чем выбрать тему, нужно проделать ещё кучу работы. И не ученику, а реальному руководителю.

Давайте разберёмся.

Типы проектов

Если мы поизучаем какое-нибудь "котируемое" издание, то сможем создать некоторую классификацию статей. Она хорошо подходит для классификации проектов. Надо ли говорить, что от того, является ли проект обзорным или инженерным - будет зависеть тема?

Обзор литературы. Тип проектов сложен - очень тяжело в таком проекте не скатиться в реферат (ctrl+c->ctrl+v). Но от этого он не теряет важности. Обзор литературы всегда делается перед любым исследованием. Такой проект может стать первым в цепочке проектов. Хорошо подойдёт для курсовой работы на 1-2 курсе или проекта 5-7 класса.

Инженерный проект. Самый простой, на мой взгляд, проект. Его внешняя цель - собрать руками что-то конкретное и проверить в работе. Отлично подходит на любой возраст (даже в начальной школе), если ребёнок не рукожоп (или хочет научиться не быть таковым).

Проект-исследование. Проект, в котором ученик исследует какой-то объект по определённым параметрам. Сложность варьируется - подойдёт на любой возраст, любому типу учеников.

Это не все, но основные, которые встречаются в школах. Про каждый из них я намерен написать отдельную статью.

Понятно, что тема "ядерное оружие" подходит только как обзор литературы. Вряд ли на эту тему получится протолкнуть инженерный проект. Соответственно, выбрав тип проекта, мы себя сильно ограничиваем в темах. Но без этого никак - тип проекта нужно подбирать под ребёнка, а не под хотелки.

Как выбрать тему руководителю

Да, тему должен выбирать не ученик, а реальный руководитель.

Разумеется, отталкиваясь не от увлечений ученика, а от навыков самого руководителя. По сути дела, ученика тут особо и не нужно спрашивать. Разве что предложить на выбор две темы, которые уже подобраны и проработаны руководителем.

Думаю, это очевидно, но всё же поясню.

Ученик без опыта исследовательской деятельности не сможет адекватно оценить все трудности, с которыми он столкнётся. Но руководитель - взрослый человек, который "в теме" вполне может спрогнозировать и сам процесс "исследования", и все трудности, с которыми можно будет столкнуться. Второе, наверное, более важно.

Это должна быть тема, которая близка руководителю - хобби, профессия, опыт.

Например, если руководитель - строитель-прораб со стажем (скажем, дедушка), то это может быть проект типа "составление сметы по ремонту ванной комнаты" (инженерный проект). Если руководитель - художник (мама), то подойдёт тема "исследование обратной перспективы в иконописи" (проект-исследование). Ну а если батя металлист, то это может быть обзор литературы на тему "промышленные усилители звуковых частот сверхвысокой мощности и их характеристики" с прицелом на разработку и сборку собственного усилителя или "педальки" в старшей школе.

Предметные области

Тут всё сложно. Сейчас искусство, наука и техника находятся в таком состоянии, что вычленить стерильное исследование в какой-то конкретной области невозможно. Открытия делаются только на стыках наук.

Поэтому действительно хороший проект получается только если тема будет охватывать несколько областей. Скажем, упомянутая тема "исследование обратной перспективы" может пойти по предметной области искусство и МХК, а может по геометрии - эти две области примерно в равной степени охватывает данное исследование.

И хорошо, если руководитель проекта это понимает.

Тем не менее, для младших ребят, можно использовать и стерильные варианты. Это может быть какое-нибудь узкое исследование типа банального выращивания укропа на подоконнике - но это должно быть именно исследование, с ведением дневника исследователя и обработкой результатов.

Несколько слов о реалиях школы

Я прекрасно понимаю, что за бардак творится в школах, и почему проекты - это больше профанация.

Подавляющее большинство назначенных руководителей - это учителя, которые ведут обычные уроки, а проектами вынуждены заниматься в "свободное время". Мало где под проектную деятельность выделяется специальный учитель и дополнительные часы в расписании. Дети часто берутся за проект в последнюю ночь перед защитой, поэтому добиться от них чего-то стоящего очень трудно. Родители не воспринимают проекты как что-то важное (хотя бы как домашку - уже хорошо).

Я всё это знаю. Но раз уж Вы прочитали эту статью, то от Вас я могу ожидать понимания и участия. И даже дам рекомендации, как сделать хорошо и не делать плохо.

В первую очередь - нельзя "свешивать" ответственность выбора темы на ребёнка. Выбрать должен взрослый.

Учителям-руководителям полезно иметь под рукой список тем по типам проектов (обзоры, исследования, инженерные), и к каждой теме иметь краткие наброски - что в этой теме делать. Если в какой-то теме несколько таких "что делать", то не грех дать одну тему нескольким ученикам, разделив их по деланиям.

Родителям, кто не равнодушен к проектной деятельности, полезно покопаться в своих хобби, профессиях и опыте, чтобы найти там доступную тему для ребёнка. Возможно, облегчит поиск наличие дома нужных инструментов и материалов (например, горшки для выращивания рассады и семена, набор "юный ядерщик").

Очень полезно, если выяснится, что у ребёнка и реального руководителя есть какая-то общая тема, общий интерес. Это был бы идеальный вариант, я считаю. И тут стереотипно вывозит: для мальчика - руководитель отец, для девочки - мама.

Смена темы. Очень сложный вопрос. Часто я сталкиваюсь с таким, что тема назначается ребёнку в начале учебного года, а через полгода выясняется, что из неё высосать ничего не выходит, зато есть другая (возможно, кардинально), которая подходит. Обычно проблема возникает, когда за проект берутся родители, а учитель отказывается тему менять, мол, уже зарегистрировал.

Причиной проблем всегда бывают недомолвки и страхи.

Тут нужен диалог взрослых. Говорить словами через рот. Родителям важно показать, что они готовы взять на себя работу по проекту. А учителю - высказать свои опасения, что новую тему он не сможет контролировать или что не успеют ничего сделать по новой (хотя, если в старой теме конь не валялся, то это как бы не аргумент).

Заключение

В этой статье - основные рекомендации по выбору темы для проекта.

Кратко основная мысль: ребёнку всё равно, чему учиться, но не всё равно, что делать, а курировать работу всё равно взрослому. Тип проекта лучше подбирать под ребёнка, а тему - под реального руководителя.

В дальнейшем я опишу, как писать проекты разных типов, как готовить презентации и доклады.

Исследовательские проекты | Стив Май | Дзен