Мастер раскряжёвки, мастер погрузки… Их, конечно же, за годы существования Ледмозерского нижнего склада было немало. Мне удалось побеседовать с двумя из них – Хельмой Александровной ЗЕЛЕНЯК и Верой Григорьевной ДУШЕНКОВОЙ
С Хельмой Александровной мы беседовали в 2004 году.
Вот что она рассказала:
«Родилась я 5 января 1929 года в Гатчинском районе Ленинградской области. По национальности я финка, девичья фамилия КОРКИНЕН, мои родители были простые крестьяне.
Хельми с родителями
Хельми с родителями и сёстрами
Когда началась война, отец погнал скот в Бологое, вернулся он только в сентябре, так как немцы дошли до Гатчина и закрыли проход.
В мае 1942 года нас увезли на территорию оккупированной Эстонии в немецкий концлагерь Клоога. Были там до июня 1943 года, а затем финны договорились с немцами и увезли нас в Финляндию. В 1944 году, осенью, когда с Финляндией было заключено перемирие, нас повезли в Калининскую область на торфоразработки. Пробыли мы там до 1947 года.
Мне было восемнадцать лет, с четырьмя девчонками завербовались на год в Сибстрой, надеялись, что после этого пропишут в Ленинградской области. Потом два года без прописки жила у тёти в Эстонии, работала у хозяина на сельском хозяйстве. А в 1950 году приехала в Карелию к сестре на свадьбу, тут и осталась.
Дело в том, что мои родители и сестры с 1948 года жили в посёлке Гумбаручей Пряжинского района, там был леспромхоз. Мне здесь понравилось, и я осталась, жила с родителями в бараке, работала на сплаве.
Пос. Гумбаручей. Финские семьи. 1952 год.
Встретила будущего мужа, Михаила Иосифовича ЗЕЛЕНЯКА. Он родом из Белоруссии, в Карелию приехал по вербовке, работал вальщиком леса.
Супруги ЗЕЛЕНЯК
Поженились мы в 1953 году, родила двух дочерей, Люду – в 1955 году, Таню – в 1958. Семь лет (1961 – 1968) жили в Ведлозере. Нам здесь нравилось, очень хорошее красивое место. Нашей семье дали квартиру в отдельном домике, рядом вода, лес, очень много черёмухи.
С дочерьми
Всё было хорошо, но закрыли лесопункт, и нам пришлось переехать в Ледмозеро. Это был 1968 год. Дочерей определили учиться в местной школе, а мы с мужем пошли оформляться на нижний склад. Уже были два потока, третий только запускали. Муж тринадцать лет отработал на погрузке.
Я неделю поработала размётчицей в бригаде Ивана АНДРЕЕВА, потом три года десятником на приёмке (хлыстовая). Надо каждый приезжающий с лесом лесовоз отдельно принять, оформить сводки на каждую машину. Зимой мороз, холодно… Сначала труд десятника шёл в льготный стаж, потом переименовали в бракёры. Он не идёт в льготный стаж.
Через какое – то время перевели мастером раскряжёвки. В моём подчинении были две бригады: Л. М. АНАНИЧА и Л. Н. БОГДАНА (летом две бригады, зимой – три). Тогда же на разделке работала и бригада Н. В. БЕЛОВА.
Работа мастера непростая. За всем надо смотреть, всё предвидеть. Чтоб очищены были «карманы», мусор убрать, вовремя трактор подогнать… Если поток сломался, надо дать людям другую работу, договориться, чтобы списали день.
Мастер должен быть хозяином своего слова, если обещал – сделай, не можешь сделать – не обещай. Следить, чтобы не было брака, обязательно знать и соблюдать ГОСТы. Был и мастер по качеству, но следить всё равно надо. Если допускали брак, не соблюдали государственные стандарты, то снимали премию. Например, идёт пиловочник (1, 2 сорт), повернули бревно, а там сучки – не соответствует ГОСТу. Значит, идёт брак, меняй сорт (3 сорт). А 4 сорт – никуда не идёт, отправляем на дрова.
Работники нижнего склада. В центре В. В. АГАПИТОВ, начальник нижнего склада. 1988 год
Держали тесную связь с хлыстовой. Следили, чтобы лесовозы отправляли по очереди на первый, второй и третий потоки, чтобы у раскряжёвщиков не было простоев. Если лесовозов много, то смотрим, где, на каком потоке нужен лес.
На хлыстовой (слева направо): М. М. ПАВЛОВСКАЯ, А. В. ЧЕРЕНКО, С. П. МОЛОШ, Х. А. ЗЕЛЕНЯК 1990 год
В этом месте была хлыстовая 2024 год.
Древесину отгружали и отправляли потребителям в вагонах по железной дороге (палубник, фанерный кряж, столбы длиной 11 метров, пиловочник, балансы…).
Какие остались воспоминания о том времени?
Разные воспоминания, но в основном хорошие. С людьми я никогда не спорила, обходилась без крика. Возникающие вопросы и с подчинёнными и с начальством старалась решать спокойно, по- деловому».
Работники нижнего склада. Хельми Александровна (в первом ряду слева вторая) 1984 год
Нам с кружковцами, Таней СМОЛЯК и Настей ПОПРОЦКОЙ, Хельми Александровна показала свои награды: медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», Почётные грамоты. В 2003 году Хельме Александровне был присвоен статус «Несовершеннолетний узник концентрационных лагерей».
С Верой Григорьевной ДУШЕНКОВОЙ мы беседовали в 2011 года.
Вера Григорьевна ДУШЕНКОВА 2011 год
Она рассказала:
«Родилась я в 1951 году в Белоруссии. Окончила там восемь классов, и мы с мамой переехали в Ледмозеро. Здесь живёт брат мамы, мой дядя, Леонид Григорьевич ПРОТАСОВ. Получается, что у нас тут большая родня. Моя мама, Клавдия Григорьевна, некоторое время работала сучкорубом на нижнем складе.
В Ледмозере в те годы была восьмилетняя школа, поэтому в девятом и десятом классах я училась в Ругозерской средней школе, жила в интернате. Затем окончила Ленинградский финансово – кредитный техникум, отделение госстрах. По распределению работала в посёлке Муезерский, жила в общежитии. Сын Олег был с мамой в Ледмозере. Когда Олег пошёл в школу, я переехала к ним.
Это был 1979 год. Взяли меня в плановый отдел химлесхоза нормировщиком, там я проработала лет девять. Потом химлесхоз объединили с леспромхозом, а через шесть лет, вообще закрыли. Помню, как отправляли последние бочки с живицей. Люди были в растерянности… Была работа, получали зарплату, налаженный быт и вообще жизнь и такое… Это же суровые 90-е годы.
Кто – то уехал, многие остались здесь, нашли работу, пенсионеры вышли на заслуженный отдых.
Меня отправили на нижний склад, на поток стажироваться, но Владимир Ананьевич ЧЕРЕП, начальник нижнего склада, сагитировал поработать мастером погрузки.
В. А. ЧЕРЕП
Я боялась, говорила, что не справлюсь, а он уговаривал, обещал, что поможет. Ещё он так говорил: « Единственное – это найти к людям подход, а остальное всё получится». В итоге мастером погрузки проработала 17 лет. С февраля пошёл третий года, как я на заслуженном отдыхе, на пенсию вышла в 57 лет.
Нижний склад 2004 год
Н. И. ДВОРЕЦКАЯ, Н. Н. КАЛИКИНА, З. И. АНДРЕЕВА
Когда я только пришла, мы работали с Сергеем ЗАЗУЛИНСКИМ, было два мастера погрузки. А когда Сергей заболел, работали с Еленой Ивановной БАБУРОВОЙ.
На погрузке трудились бригады М. П. МАРТЫНЕНКО, В. А. ХЕЙСТОНЕНА, Александра БОГДАНА. Бригада состояла из пяти человек: крановщик, два человека внизу, два на вагоне. Члены этих бригад всегда работали хорошо, были передовиками.
Сначала было четыре контролёра: Люда САНЫГИНА, Саша КЮРШЕВА, Нина МАРТЫНЕНКО, Галя БУЧКИНА. Они замеряли вагоны с лесоматериалами и заполняли на них спецификации.
З. И. АНДРЕЕВА, Н. В. ГАРБУЗОВА, К. П. РАДЧЕНКО, Г. П. САВЕЛЬЕВА
В обязанности мастера входило закрывать наряды, оформлять документы на вагоны с древесиной. Каждый документ печатали сами на пишущей машинке. Это сейчас проще, используя компьютер. Да и не столько вагонов отгружают, объёмы сократились. В то время за месяц отправляли больше 100 вагонов, а бывало, что и 140 и 160, отправляли по России и на экспорт. Ежедневно сдавали документы на вагоны приёмосдатчикам с железной дороги.
Лесоматериалы отправляли в зависимости от качества по Карелии (Питкяранта, Ляскеля. Сегежа, Кондопога) и на экспорт (Финляндия).
Кроме того приезжали финны на лесовозах и сами грузили лесоматериалы. Мы также оформляли документы и на эти машины.
Сначала работала с начальником нижнего склада, В. А. ЧЕРЕПОМ, а после его ухода, с О. И. БОЛГАРОВОЙ.
В. МИСИЕВИЧ, З. И. АНДРЕЕВА, О. И. БОЛГАРОВА, В. Г. ДУШЕНКОВА
Являюсь ветераном труда. Муж тоже работал в леспромхозе».
P. S. На днях я проведала супругов ДУШЕНКОВЫХ – Веру Григорьевну и Вячеслава Викторовича. Мы с ними давно знакомы, когда – то у меня училась их дочь Оля. На заслуженный отдых супруги вышли семнадцать лет назад. Дети, сын и дочь, с семьями живут в Санкт – Петербурге. 25 мая исполнится 38 лет их совместной жизни. Поинтересовалась, чем занимаются, как проводят время. Летом занимаются огородом, ездят в лес за грибами и ягодами. Зимой – разгадывание кроссвордов, чтение газет, телевизор. Увлекаются рыбалкой – и летней, и зимней. Стараются ежедневно совершать пешие прогулки.
Супруги ДУШЕНКОВЫ – Вера Григорьевна и Вячеслав Викторович 2017 год
В их жизни, как и у всех, было по – разному, но память хранит лишь радостные, счастливые моменты. Проведя вместе столько лет, супруги прекрасно знают и чувствуют друг друга. Они научились договариваться, находить компромиссы, вместе решать бытовые вопросы.
За годы семейной жизни супруги сохранили тёплые отношения, уважение и нежность друг к другу. После этой встречи у меня остались приятные впечатления.