Это была одна из самых первых «толстых» книг в моей библиотеке. Кажется, мне лет пять-шесть было. Сказать, что понравилось — это ничего не сказать! Этот текст стал мощным эдификатором моего внутреннего мира детских фантазий, явно повлиявшим на моё дальнейшее развитие в юного натуралиста.
Книга
Книга написана Яном Леопольдовичем Ларри (1900-1977 г.), кому интересно, заяндексите его биографию (довольно мрачная она была). Задача стояла в увлекательной форме рассказать детям о родной природе, в особенности о насекомых и растениях. Есть версия, что об этом писателя попросил С.Я. Маршак.
Книга издана в 1937 году. Задача была выполнена отлично! Повесть довольно жизнерадостная, хотя в ней и встречаются острые моменты.
Не считая ненаучно-фантастической завязки с волшебной уменьшительной жидкостью, описания природы вообще и отдельных её представителей весьма правдивы.
Разумеется, опытный натуралист может найти в ней недочёты и натяжки, но для этого «опытным натуралистом» нужно ещё стать.
Пример: утверждение, что «всё зелёное — травоядное, а значит — безвредное» противоречит как научной истине (жужелицы, богомолы), так и самому тексту автора.
Уже к первому классу школы я отлично помнил таких героев повести, как оса-эвмена, микрогастер неморум, жужелицу карабуса, биологическое оружие — грибок эмпузу, и прочих.
Людей в тексте немного. Да и сама территория, на которой происходит увлекательный квест, является чрезвычайно малообитаемой и нецивилизованной. Это определённо повлияло на шансы героев выжить (в сторону увеличения таковых).
Пересказывать сюжет подробно не вижу особенного смысла.
Спойлер: Дети случайно уменьшаются до размеров муравьёв, попадают в окрестности ближайшего пруда. Профессор Енотов, который и изобрёл методы уменьшать и увеличивать людей, спешит детям на выручку...
Персонаж с собакой в книге есть, однако не занимает столько места в повествовании, как в фильме.
Некоторая устарелость текста, написанного почти 90 лет назад, присутствует. Однако совершенно не мешает взрослому перечитать это произведение! Никаких откровенных глупостей и кривляний, без коих, кажется, детский «контент» 21 века себя не представляет!
Короче, настоятельно рекомендую ознакомиться.
Книга многократно переиздавалась (полагаю, не в те годы, когда автор сидел в лагере). И сейчас переиздаётся, хотя картинки в современных книжках мне категорически не нравятся (и мне — маленькому они бы не понравились!) слишком уж приторно-сладкие.
Вот в 90-х были — что надо! Мрачненькие такие.
Кстати, в 90-х же существовала популярная книга-игра «Карик и Валя», объединяющая комикс, кроссворд, раскраску и настольную игру для детей! Классная была, жаль, по понятным причинам вряд ли хоть одна сохранилась не в виде отдельных листочков.
Похожие книги
Приём с «Фантастическим путешествием» (название книги Айзека Азимова 1966 года) разными авторами использовался неоднократно. У Азимова — для погружения в голову крупного учёного с целью его спасения (подводные лодки, шпионы, пиф-паф-ой-ой-ой). Имеется экранизация, когда-то крутая, но сейчас ужасно устаревшая.
Кэрол Доннер в 1986 году выпустила «Тайны анатомии» - тут уменьшившиеся до микроскопических размеров дети путешествуют внутри тела женщины в поисках своего кота. А с ними разговаривают агрессивные, добрые и индифферентные клетки организма, и их друг — капля воды... В общем — тот ещё психодел! Книга издавалась у нас в конце 80-х, была мне вручена на сутки и я (со спичками в глазах) стремился успеть её постичь...
Легко доступна в интернете.
Кир Булычёв: «Война с лилипутами». Часть «Алисианы». Написана (вроде как) в 1989, издана в 1992. ИМХО — одна из первых книг серии про Алису Селезнёву, выглядящих откровенной халтурой!
Эпизод с уменьшением героем прямо копирует книгу Яна Ларри. К прочтению не рекомендую.
Вообще же тема с уменьшением\увеличением запущена ещё Свифтом в гениальных «Приключениях Гулливера» 1726 года. Кто подзабыл смысл — дело вовсе не в карликах и гигантах, а в чрезвычайно ядовитой сатире на не угодивших автору видах политического режима, с упоминанием отдельных известных (в то время) людей.
Сейчас тема уменьшения\увеличения персонажей замылена мейнстримом, стала набившим оскомину баяном, к тому же не предлагающим ничего нового. Уступает эта небритая шутка по популярности разве что теме «их поменяли телами»...
- Я не Ольга, я — Антон!
Фильм «Ночной дозор»
Вот так с сатиры и образовательных идей пришли к банальному Шапито-шоу.
Фильм
Фильм был снят в 1987 году, что очень сильно заметно по ряду характерных признаков. Спецэффекты чрезвычайно трудозатратны на человеко-часы, однако результат заставляет желать лучшего.
В «фантазии на тему произведения» изобилуют различные шуточки. В частности — над советской милицией и лично — Феликсом Дзержинским. Появляется новый персонаж — туповатый полковник, прямо-таки прообраз знаменитого Мухомора эпохи 90-х.
В общем, показаны герои перестроечного времени. А до Казановы и Ван Дамма ещё 10 лет должно пройти
Помимо весьма утрированных образов семьи Карика и Вали, имеется полностью комедийный персонаж — Юрий Шмидт, сильно перетягивающий на себя одеяло хронометража.
Кроме этого, имеются иные черты «духа времени» - наглая молодёжь, слушающая рок-музыку, экологическая тематика, и призыв бросать курить. Ну и ещё пресс-конференция свободных журналистов на квартире у профессора...
Обращаем внимание на символику: у главаря в кожанке - перевёрнутый крест, у второго - символ дивизии СС "Мёртвая голова".
Это, заметим, детский фильм...
Полная экранизация книги, ясно, была невозможна технически. Но...
Э-эх!
В фильме изобилуют насекомые и прочие существа из экзотариума. Тропическая фауна преобладает: бронзовки Пахнода маргината, амазонские дупляки Геркулес и Нептун, африканский жук Голиаф, а также зелёная водяная агама.
Часть насекомых снимается, будучи уже мёртвыми. Часть представляет из себя куклы. Какие-то куклы анатомичны, другие — нет.
Впрочем, настоящие и вполне отечественные членистоногие тоже в кадре отмечаются.
Дети играют неплохо, учитывая, какие они маленькие.
Василий Ливанов играет как обычно (а обычно он великолепен!).
Для меня было открытием, что явного шлимазла — отца семейства — рослого, но совершенно несобранного мужчину с причёской «под Пьера Ришара» играл Виктор Васильевич Михайлов.
В существенно более позднюю эпоху я увидел трилогию Лопушанского: «Письма Мёртвого человека», «Посетитель музея» и «Русскую симфонию», а также мрачнейших «Гадких лебедей» по невесёлой (но всё-же с проблесками оптимизма) повести братьев Стругацких. Последний фильм снят тоже режиссёром Лопушанским. И все они объединены игрой Виктора Михайлова...
Одну статью на эту тему я уже писал.
В общем, фильм не слишком вызывал восторг в 90-х. А сейчас сильно устарел.
Новые технологии могли бы позволить забабахать замечательный образовательный мультик или анимационный фильм, но...
Мультфильм
Но зачем делать хорошо, если можно «и так сойдёт». Главное — побольше суеты и кривляний. А на сюжет какого-то древнего автора можно и плюнуть, кому он там интересен.
Короче, в 2005 году мультфильм сняли. Меня хватило секунд на 10. Кто-то говорит — замечательно. Кому-то не понравилось, зато дети смотрят, и, пока шоу идёт, спиногрызы не болтаются под ногами...
Что конкретно мне не понравилось? Ну, если надо объяснять, то не надо объяснять!
Вряд ли повесть когда-нибудь обретёт по-настоящему достойную экранизацию.