Найти в Дзене
Искусство уже в пути

«Неожиданное христианство — 7»

Увидела вот такую икону с сюжетом изгнания Адама и Евы из Рая. И некоторые детали, на мой взгляд, представляют собой интересные находки, которые, опираясь на уже имеющийся опыт иконографического языка, развивают его новые шаги. 1) Во-первых и главных, обращает на себя внимание то, что в золотом фоне, символизирующем Рай, растения словно уходят в бесконечную перспективу и растут безо всякой опоры. Золото, символизирующее святость, благодать-силу Господню, и его частный случай — золотой фон — это, обычно, то, что окружает фигуры, которые располагаются как бы перед ним. (Ассист находится внутри фигур, но он выглядит, в силу этого, как элемент фигуры, поэтому этот случай стоит особняком). Здесь же мы видим, как золотой фон внезапно приобретает глубину, становится «пейзажем», будто приоткрывая заложенную в его символическое значение бесконечную глубину. Эта глубина, благодаря растениям, словно парящим и растущим в свете, открывается одновременно в двух ракурсах. Во-первых, растения, эти

Увидела вот такую икону с сюжетом изгнания Адама и Евы из Рая. И некоторые детали, на мой взгляд, представляют собой интересные находки, которые, опираясь на уже имеющийся опыт иконографического языка, развивают его новые шаги.

Икона «Изгнание из Рая». Автора я не знаю.
Икона «Изгнание из Рая». Автора я не знаю.

1)

Во-первых и главных, обращает на себя внимание то, что в золотом фоне, символизирующем Рай, растения словно уходят в бесконечную перспективу и растут безо всякой опоры. Золото, символизирующее святость, благодать-силу Господню, и его частный случай — золотой фон — это, обычно, то, что окружает фигуры, которые располагаются как бы перед ним. (Ассист находится внутри фигур, но он выглядит, в силу этого, как элемент фигуры, поэтому этот случай стоит особняком).

Здесь же мы видим, как золотой фон внезапно приобретает глубину, становится «пейзажем», будто приоткрывая заложенную в его символическое значение бесконечную глубину. Эта глубина, благодаря растениям, словно парящим и растущим в свете, открывается одновременно в двух ракурсах.

Во-первых, растения, эти знаки вещественного мира, погружаясь в свойственное золотому фону значение «бесконечности», сообщают зрителю мысль о стремящемся в бесконечность богатстве сотворённой Богом природы. Рай — это не уголок мира, это начало его развития вширь и ввысь, к Богу, а значит, и в стремлении к бесконечности.

Во-вторых, само золото, принимая в себя растения, делает их своими символами, наглядно открывающими присущее ему, золоту, значение: «Жизнь».

Золотой фон — это символ полноты Божественной жизни. Но сквозь этот фон мы видим тоже «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13:12). Равномерно сплошной золотой фон, скорее, подобен завесе, чьё подобие мы, на мой взгляд, встречаем в образе мрака на Синайской горе во время восхождения Моисея, получающего Скрижали Завета.

Сияние золота не раскрывает в конкретике того, что за «стеклом», точнее, «зеркалом», отражающим и выражающим горний мир.

А в данной иконе растения в золотом фоне, ставшем пространством, словно стали герольдами этого пространства; они «говорят»: вот, посреди света —живое, Жизнь, и она родная, как родны́ человеку растения. Рай на иконе показывается, таким образом, как родное и близкое, и его растения, цветы, плоды — произведения Света, в которых Он дарит человеку жизнь (вспомним Древо жизни и множество этих деревьев из Небесного Иерусалима книги Откровения).

2)

Ещё одна хорошая подробность — это решение иконописцем земли, горок.

Горки.
Горки.

Цвет земли меняется: близ Рая горки светло-зелёные, а там, где фигуры Адама и Евы, земля становится тёмной. Из неё словно «выключили свет». Этот эффект (не просто смены цвета поверхности, а именно исчезновение светимости) возникает благодаря тому, что зритель знает и видит временну́ю динамику: у врат Рая начало событий, люди идут, идут и уходят, и фон горок включается в эту динамику пути: свет был, свет пропал. С ним исчезли и растения.

Здесь любопытен и ещё один момент, который работает, по сути, в паре с предыдущим. Форма горок напоминает о графиках падения и роста: светлый контур идёт вниз, а абрис тёмной горы — неуклонно нарастает. Ступенчатость горок, хотя и естественная для склонов земли, дополнительно визуально напоминает зигзаги инфографики. Помимо формы, этот смысл «график падения и график роста» создаётся той самой динамикой времени, идущей от сюжета. Отсюда, «время сюжета» позволяет видеть контуры горок, как графики, внедряя в них присущее себе временно́е измерение и делая их графическим выражением, если можно так сказать, «уменьшения райского бытия» и «увеличения повреждённой, неполноценной жизни "падшего мира"» с течением времени, по мере ухода людей от Рая.

3)

и самое маленькое.

Лик архангела.
Лик архангела.

Это, скорее, просто трогательный и живой момент.

Мне кажется, лик архангела — находка художника. Он даёт возможность почувствовать и понять правильно сюжет.

Лик архангела не грозен, не отстранён. Он печален, это скорбь об удалении любимых. Они отдаляются и когда-то теперь вернутся?..

И — архангел смотрит вверх. Его взгляд не обращён к Адаму и Еве, он слушает волю Неба, и скорбный жест мечом, направленный ВСЛЕД убегающим людям, не направлен ПРОТИВ них, как не направлена против них эта воля, не оставившая их в изгнании, в «стране далече» и давшая с начала тех печальных времён спасительный Путь, ведущий вновь к дому, где листья шумят в золотом свете и лев гуляет с ягнёнком.

Павлова А. А., 03.2025

#христианство #православие #АдамиЕва #библейскийсюжет #Библия #икона #изгнаниеизрая #искусство #искусствоведение #христианскоеискусствоведение