Найти в Дзене
Человек-метро

Вагон метро в подарок на Олимпиаду-80. Вспоминаем первый ленинградский "полосатик"

Первая и последняя олимпиада в СССР принесла не только торжество спорта, сближение народов и их культур, но стала также феерическим, иногда даже гротескным поводом посвящения чего бы то ни было к памятному году. К 1980-му году сдавались спортивные объекты, гостиницы, выпускались марки и телевизоры. XXII Летним Олимпийским играм был посвящен выпуск новой, едва досягаемой версии Москвича- 2140SL, многообразия специализированной колесно-моторной техники и, как оказалось, вагонов метро! В январе 1980-го года Ленинградский вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова (ЛВЗ) начал серийный выпуск новой модели – 81-714. Формально поезда, сформированные из таких вагонов, уже сходили ранее со стапелей и даже трудились в небольших количествах в подземках Москвы, Ленинграда и даже дружественной Праги, но с поправкой на место выпуска – подмосковные Мытищи. Олимпийский подарок же был от ленинградцев – для них семьсот четырнадцатые стали пополнением и без того богатого ассортимента выпускаемой продукции

Первая и последняя олимпиада в СССР принесла не только торжество спорта, сближение народов и их культур, но стала также феерическим, иногда даже гротескным поводом посвящения чего бы то ни было к памятному году. К 1980-му году сдавались спортивные объекты, гостиницы, выпускались марки и телевизоры. XXII Летним Олимпийским играм был посвящен выпуск новой, едва досягаемой версии Москвича- 2140SL, многообразия специализированной колесно-моторной техники и, как оказалось, вагонов метро!

В январе 1980-го года Ленинградский вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова (ЛВЗ) начал серийный выпуск новой модели – 81-714.

Формально поезда, сформированные из таких вагонов, уже сходили ранее со стапелей и даже трудились в небольших количествах в подземках Москвы, Ленинграда и даже дружественной Праги, но с поправкой на место выпуска – подмосковные Мытищи. Олимпийский подарок же был от ленинградцев – для них семьсот четырнадцатые стали пополнением и без того богатого ассортимента выпускаемой продукции.

Приёмка вагонов новой модели на Ленинградском вагоностроительном заводе имени И.Е. Егорова. Из коллекции Антона Потапова
Приёмка вагонов новой модели на Ленинградском вагоностроительном заводе имени И.Е. Егорова. Из коллекции Антона Потапова

Практически на всём протяжении своей истории вагоностроительное предприятие было известно выпуском широкой линейки вагонов, прежде всего, магистральных, "зеленых", как их называли сами работники завода. То есть, пассажирских вагонов для железных дорог - почтовые, багажные, плацкартные, люксовые, вагоны-салоны и даже для перевозки драгоценностей и спецконтингента.

Новинка из Ленинграда, приуроченная к Олимпиаде - это модель 81-714, промежуточная единица. В ней нет кабины управления и это было одним из самых заметных отличий для несведущего пассажира в сравнении с ранее выпускаемыми вагонами. Помимо, конечно, новых ярких ламп дневного света и косвенно связанного с этим непривычного громкого гудения на станциях (на ходу не было слышно).

Да, и немного про негласное название - "полосатики", упомянутое в заглавии. Сейчас серо-синий окрас таких вагонов кажется привычным, но стоит вспомнить, что предыдущее поколение вагонов красили иначе - в два оттенка. Салатовый верх и светло-синий низ. При этом на старых вагонах не выделяли особенным образом дверные проёмы, но благодаря исследованиям специалистов Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) было установлено, что контрастное выделение дверей способно экономить время на посадку и высадку пассажиров.

Так, с появлением новой модели заводские маляры начали наносить на двери вагонов характерный графический элемент в виде буквы Х (в последствии несколько видоизменившийся. В Санкт-Петербурге, например, этот элемент последние 20 лет выполняется в виде буквы V).

Салон первых ленинградских вагонов 81-714. Из коллекции автора
Салон первых ленинградских вагонов 81-714. Из коллекции автора

Для заводчан же «промежуток» еще и самая простая модель - менее трудоемкая в изготовлении. По этой причине головные вагоны – ленинградские первенцы с кодом 81-717 - встали на рельсы только в конце лета 1980-го, получив новый ряд бортовой нумерации – на «восемь тысяч», первые же промежуточные вагоны продолжили цифровой ряд предшественников – вагонов типа Ем, которые только в предшествующем году разменяли восьмую тысячу.

Первый головной вагон 81-717 ленинградского изготовления. Август 1980 г. Из коллекции автора
Первый головной вагон 81-717 ленинградского изготовления. Август 1980 г. Из коллекции автора

Соответственно, первый вагон с кабиной получил номер №8400, «промежуток» - №7202.

"Старт по-московскому времени". Из коллекции Антона Потапова
"Старт по-московскому времени". Из коллекции Антона Потапова

Сегодня мы с вами, пользуясь случаем, посмотрим на снимки неизвестного фотографа, который сохранил исторический миг и запечатлел процесс приёмки промежуточных вагонов на заводе-изготовителе в январе 1980-го года.

Сейчас это курьезно напоминать, но отметим, в общем-то, известный факт - вагоны линейки 81-717 и 81-714 не виделись перспективной моделью на момент создания в середине 1970-х годов. Это была, скорее, заплатка, временное заполнения перед выпуском действительно инновационной модели метропоездов под буквенным кодом "И".

Вагон типа "И" первой серии на испытаниях среди "временной" модели
Вагон типа "И" первой серии на испытаниях среди "временной" модели

Эти мифические вагоны "на перспективу" должны были действительно поразить окружающих большим числом новинок, среди которых принудительная вентиляция салона, тележки с пневмоподвешиванием и практически полностью алюминиевый кузов. Про концептуальный внешний даже и говорить не будем - инопланетный корабль в подземном мире метро, который мог бы появиться, но...так и не появился. Зато "временным полосатикам" суждено было стать самой массовой серией метропоездов на постсоветском пространстве и едва ли не во всем мире.

Головной вагон №8400. Автор: Андрей Комаров
Головной вагон №8400. Автор: Андрей Комаров

Судьба ленинградских первенцев, получивших под конец века нарицательное имя «номерные», сложилась если не трагически, то, очевидно, бесславно. Поступив в московский метрополитен, вагоны честно отработали положенный срок службы – 33-35 лет – и были утилизированы.

Руководители столичной подземки не усмотрели исторической ценности в визуально стандартных вагонах, которые к тому же успели пройти несколько видов капитальных ремонтов. В начале нулевых каноничную внешность изменили, приведя ее к виду более поздней модификации .5М с шестью фарами в ряд. В таком виде вагон и ушел под газовый резак в 2013 году. Первый промежуточный прожил на четыре года дольше.

Головной вагон модели 81-717 №8401, попавший случайно в объектив Александра Попова при посещении им в 2008-м году электродепо "Калужское"
Головной вагон модели 81-717 №8401, попавший случайно в объектив Александра Попова при посещении им в 2008-м году электродепо "Калужское"

В же время в метро Санкт-Петербурга первый серийный собрат из Мытищ, построенный тремя годами ранее ленинградского, усилиями неравнодушных работников был сохранен, отреставрирован и по-прежнему возит пассажиров, но это уже совсем другая история…

Первый серийный головной вагон, прошедший реставрацию в Петербургском метрополитене
Первый серийный головной вагон, прошедший реставрацию в Петербургском метрополитене

Спасибо за внимание! Поддержите, пожалуйста, канал подпиской.

Благодарность Антону Потапову, Мише Крайнову и Андрею Комарову за помощь в подготовке материала.