Найти в Дзене

Троицкая церковь под Истрой, которую основал Сергий Радонежский и "Бобарыкинское дело"

Недалеко от платформы Троицкая в Истринском районе стоят рядом два Троицких храма: большой каменный и старинный деревянный. Деревянная Троицкая церковь была воздвигнута во второй половине XVII века. Каменная Троицкая церковь строилась в 1904-1913 годы на средства Ивановской текстильной фабрики Попова. Обе церкви действовали в советские годы. Село Троицкое в старину называлось деревней Бобырево на речке Бобырке. В первой половине XVII века это была вотчина Григория Григорьевича Колединского. В 1643 году Бобырево купил Роман Федорович Бобарыкин. Он и построил до сих пор сохранившуюся деревянную церковь, по имени которой село стало называться Троицким. В книге "Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении" указывалось: Троицкое, погост близ реки Истры, в 8 верстах от Воскресенска, с деревянной церковью во имя Св. Троицы, построенною во второй половине XVII столетия при усадьбе боярина Р. Ф. Бобарыкина. В 1681 г. царь Феодор Алексеевич купил оное село с деревням

Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Недалеко от платформы Троицкая в Истринском районе стоят рядом два Троицких храма: большой каменный и старинный деревянный. Деревянная Троицкая церковь была воздвигнута во второй половине XVII века. Каменная Троицкая церковь строилась в 1904-1913 годы на средства Ивановской текстильной фабрики Попова. Обе церкви действовали в советские годы.

Село Троицкое в старину называлось деревней Бобырево на речке Бобырке. В первой половине XVII века это была вотчина Григория Григорьевича Колединского. В 1643 году Бобырево купил Роман Федорович Бобарыкин. Он и построил до сих пор сохранившуюся деревянную церковь, по имени которой село стало называться Троицким.

-2

В книге "Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении" указывалось:

Троицкое, погост близ реки Истры, в 8 верстах от Воскресенска, с деревянной церковью во имя Св. Троицы, построенною во второй половине XVII столетия при усадьбе боярина Р. Ф. Бобарыкина. В 1681 г. царь Феодор Алексеевич купил оное село с деревнями у Бобарыкина и приписал к Воскресенскому монастырю.

Автор цитируемой книги архимандрит Леонид указывал на связь Троицкой церкви с находившимся неподалеку Ново-Иерусалимским монастырем. Троицкий погост был одним из четырех приходов округи, духовенство которого всегда участвовало в праздниках, крестных ходах и других монастырских торжествах в Новом Иерусалиме. Также в этих торжествах участвовали Воскресенский приход, Воздвиженский в Дарне и Преображенский в Никулине.

-3

Роман Федорович Бобарыкин был владельцем земель, на которых патриарх Никон построил Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, а позже возник город Воскресенск – современная Истра. Бобарыкин был окольничим, служил в звании стольника, был воеводой в Шацке, Яблоновой, Козлове, Кукенойсе, строил город Тамбов. В церковной истории Бобарыкин известен по "Бобарыкинскому делу" – судебной тяжбе с патриархом Никоном за право на земли, располагавшиеся вокруг Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

-4

Именно у Бобарыкина в 1656 году Никон купил несколько вотчин, в том числе село Воскресенское, где затем и построил свой Новый Иерусалим. Бобарыкин пожертвовал новому монастырю сельцо Бобырево (позднее ставшее Троицким). Когда же Никон самовольно удалился от патриаршего престола, Бобарыкин захотел вернуть себе обратно земли, пожертвованные или проданные в свое время его монастырю. Спор разгорелся в 1661 году. Никон велел крестьянам на спорной бобарыкинской земле сжать рожь и скосить сено. Бобарыкин пожаловался на самоуправство Никона царю Алексею Михайловичу. Кроме того он обвинил монастырских крестьян в покушении на его жизнь. Никон в ответ называл Бобарыкина в письме к царю "сосудом злоначального змия".

Село Троицкое в 1681 году было, наконец, выкуплено царем Федором Алексеевичем у Бобарыкина и вновь передано Ново-Иерусалимскому монастырю. Сохранилось описание Троицкого храма этого времени:

Церковь во имя Живоначальныя Троицы с пределы, деревянная, клетцки, крыта тесом, о трех главах; а в церкви местных образов: образ Живоначальныя Троицы Сергиево видение, образ Покрова Пресв. Богородицы, образ Успения Пресв. Богородицы, образ Николая Чудотворца; образ чудотворца Сергия и преподобного чудотворца Саввы на одной цке (доске).

Иконы Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского и образ "Сергиево видение" подтверждают местное предание о том, что в окрестностях села Троицкого останавливался преподобный Сергий на пути в обитель к своему ученику преподобному Савве Звенигородскому.

-5

"Сергиево видение" изображает явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, описанное в его житии. Однажды Сергий молился в своей келье перед образом Божией Матери, прося ее быть заступницей его обители. После молитвы преподобный сказал находившемуся в келье иноку Михею о том, что их ждет "чудесное и неизреченное посещение". Раздался голос:

Пречистая грядет

Келью наполнил яркий свет и вошла Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Преподобный Сергий пал ниц, а Богородица, коснувшись его рукой, обещала не покидать устроенную им обитель:

И по отшествии твоем к Богу я не покину это место и буду неоскудно подавать все необходимое, сохранять и покрывать его.

Впоследствии на месте кельи, где было видение Сергию и его ученику Михею, в Троицком монастыре был построен небольшой храм, который называют "Михеевским". А предание о посещении Истринского края великим русским святым Сергием Радонежским живо по сей день.