Найти в Дзене
Индустриальный турист

Византийский стиль в архитектуре Петербурга: с чего начинался возврат к истокам русского зодчества в Северной столице

В духовном плане Россию можно смело назвать преемницей Византии: именно такой путь в своё время избрал князь Владимир, и по такому пути шла наша страна с 988 года, и по нему же она идёт по сей день. Исключением не стала и архитектура: традиционное русское зодчество переняло многое из византийской традиции, но не копируя, а вдохновляясь и переосмысляя опыт Византии. Однако к началу 19 века русская православная архитектура имела мало общего с византийским зодчеством: начиная с петровских времён, культовая архитектура России всё больше склонялась к западным образцам, уходя от истоков. Однако потребность в исконно-русском зодчестве была: основной импульс этому задал Николай I, утвердив триаду "православие, самодержавие, народность" - важный патриотический импульс тех лет. И примерно тогда же в русской архитектуре начали появляться черты византийского зодчества, стремления вернуться к традиции, к исконно-русскому. С этого и началось зарождение стиля, который в наши дни принято называть "рус
Оглавление

В духовном плане Россию можно смело назвать преемницей Византии: именно такой путь в своё время избрал князь Владимир, и по такому пути шла наша страна с 988 года, и по нему же она идёт по сей день. Исключением не стала и архитектура: традиционное русское зодчество переняло многое из византийской традиции, но не копируя, а вдохновляясь и переосмысляя опыт Византии.

Однако к началу 19 века русская православная архитектура имела мало общего с византийским зодчеством: начиная с петровских времён, культовая архитектура России всё больше склонялась к западным образцам, уходя от истоков. Однако потребность в исконно-русском зодчестве была: основной импульс этому задал Николай I, утвердив триаду "православие, самодержавие, народность" - важный патриотический импульс тех лет. И примерно тогда же в русской архитектуре начали появляться черты византийского зодчества, стремления вернуться к традиции, к исконно-русскому. С этого и началось зарождение стиля, который в наши дни принято называть "русско-византийским".

Сегодня мы с вами поговорим о византийских мотивах в архитектуре Санкт-Петербурга - мы рассмотрим веяния этого стиля на примере столицы Российской империи, в которой традиционность долгие годы уступала место западным тенденциям. Тем любопытнее будет посмотреть на местные памятники русско-византийского стиля!

Отличительные черты византийского стиля

За образец византийского стиля можно принять собор Святой Софии в Стамбуле, который, правда, многократно перестраивался (те же минареты, очевидно, не имеют отношения к византийскому зодчеству). Впрочем, существуют и другие образчики: церковь Святых Апостолов в Афинах, ряд древних храмов Стамбула (церковь Святого Фёдора, церковь Святой Ирины и т.д.) и даже собор Сан-Марко в Венеции.

Основными отличительными чертами византийского стиля можно назвать:

  • центрическая композиция, завязанная на куполе как на основной, формообразующей детали композиции. Отсюда основные типы византийского храма: крестово-купольный, либо - купольная базилика;
  • множественность куполов (один главный купол и несколько по бокам);
  • главный купол почти всегда помещён на широкий барабан с обилием оконных проёмов - за счёт этого создаётся эффект невесомости, казалось бы, тяжеловесного по своей сути купола;
  • характерная кирпичная кладка - византийский кирпич (плинфа) имеет форму квадрата; ряды плинф скреплялись между собой толстым слоем раствора, близкого по своей толщине самому кирпичу, за счёт чего фасады храмов становились полосатыми;
  • обилие декора в интерьерах, выраженного в виде мозаик или фресок, и скромность и строгость экстерьеров (фасадов);
  • арочные оконные проёмы, часто идущие рядами на фасаде.

На Русь византийский стиль проник с мастерами, приезжавшими к нам в качестве экспертов по архитектуре: византийские мастера учили русских архитекторов, делились с ними опытом и, тем самым, значительно влияли на становление русского зодчества. Поэтому многие памятники древнерусской (домонгольской) архитектуры созданы под явным влиянием византийского зодчества. Но при этом причислять их к византийскому стилю некорректно - слишком уж много в них региональных особенностей, отличающих русское зодчество от византийского.

Храм Покрова на Нерли, Владимирская область
Храм Покрова на Нерли, Владимирская область

Но а мы с вами сегодня поговорим о русско-византийском стиле - ретроспективном течении в русской архитектуре 19-20 века, напрямую вдохновлённом именно византийским зодчеством.

Постройки Константина Тона: начальный этап русско-византийского стиля

Первым мастером русско-византийского стиля принято считать Константина Тона - самого востребованного архитектора середины 19 века, имевшего прямую поддержку со стороны Николая I. Но это и не удивительно: взгляды и творческие стремления Тона удачно сходились со стремлениями императора к развитию национального стиля.

Начиная с 1830-х годов, Константин Тон работал в своеобразном, уникальном стиле, послужившим прародителем русско-византийского стиля: он имел общие черты с византийской архитектурой, но со значительной примесью классической архитектуры, академического зодчества. Это и отличает ранний русско-византийский стиль от позднего, куда более национального и русского по своему духу.

Всего Константин Тон построил порядка 15 храмов (не считая типовые проекты, которые в большом количестве "штамповались" в те годы в провинции по эскизам Тона), восемь из которых были возведены в столице - в Санкт-Петербурге.

Одна из работ Константина Тона в Петербурге - собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Загородном проспекте. Ныне утрачен
Одна из работ Константина Тона в Петербурге - собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Загородном проспекте. Ныне утрачен

К сожалению, из восьми храмов Тона, построенных в русско-византийском стиле, до наших дней дошли лишь два: один в сильно перестроенном состоянии, другой - воссозданный заново по историческим чертежам. Остальные храмы были уничтожены в советское время, и любоваться ими мы можем лишь на старых фотографиях.

Частично сохранилась Спасо-Преображенская церковь на Аптекарском острове, построенная Тоном в 1840-1845 годах. Эта церковь изначально обладала достаточно простой композицией: массивный четверик, на вершину которого были помещены пять куполов на цилиндрических барабанах. До наших дней не дошла вершина храма, тогда как сам четверик сохранился почти неизменным.

-4

На примере этого храма хорошо видно, что Константин Тон предпочитал смешивать классические черты (парные колонны коринфского ордера) с византийскими (композиция, обилие арочных окон). Так что назвать этот стиль полноценно русско-византийским сложно.

-5

Ещё один храм Тона был воссоздан с нуля по историческому проекту - это Екатерининский собор в Пушкине. Данный храм был одной из первых работ Константина Тона в византийском стиле (1835-1840 г.), что делает его и одним из первых в этом стиле в целом!

-6

Однако в советское время храм был снесён: на его месте ничего не построили, а лишь установили памятник Ленину. Но всё же справедливость восторжествовала, и в 2007 году были начаты работы по восстановлению храма - они продлились четыре года, и уже в 2011 году воссозданный по историческим замерам и фотографиям собор вернулся на своё законное место!

-7

В архитектуре Екатерининского собора явно ощущается влияние византийского зодчества, но в сильно изменённом, русифицированном виде. А потому творчество Тона можно назвать русско-византийским с большой натяжкой. Однако очевидно, что именно Константин Андреевич заложил основы этого стиля, который в дальнейшем развивали другие зодчие, модернизируя стиль и приближая его к византийским образчикам.

-8

Вторая половина 19 - начало 20 века: пик развития русско-византийского стиля

Всплеск популярности русско-византийского стиля пришёлся на период правления Александра II. И связано это скорее не с идеологической подоплёкой, а с увеличившимся в ту пору вниманием к памятникам старины: полноценное изучение византийского и древнерусского зодчества началось в середине 19 века, и лишь к последней четверти века до русских архитекторов дошла волна археологических и искусствоведческих открытий!

К сожалению, начинать рассказ о расцвете русско-византийского стиля приходится с построек, утраченных в наши дни. В советское время к византийскому стилю относились плохо, и памятники этого стиля сносились в первую очередь.

Для начала вспомним Греческую церковь на Лиговском проспекте, построенную в 1865 году архитектором Кузьминым. Этот храм - ярчайший образец русско-византийского стиля: словно старинную церковь перенесли в Петербург из самой Византии!

-9

Здание было снесено в 1962 году, а в 1967 году на этом месте был построен БКЗ "Октябрьский", простая архитектура которого явно не смогла компенсировать утрату от прекрасного храма в русско-византийском стиле!

Другой выдающийся образец стиля, не дошедший до наших дней - церковь Казанской Иконы Божией Матери при Доме призрения Елисеева на Партизанской улице (Большая Охта) - это здание было построено в формах византийской архитектуры в 1885 году. В этой постройке мы можете найти все основные отличительные черты русско-византийского стиля: от формы куполов до характерного "окраса" фасада в виде тёмных полос на светлом фоне.

-10

Благо, не все храмы русско-византийского стиля были утрачены - в Петербурге сохранился целый ряд памятников архитектуры этого стиля. Поговорим о них поподробнее.

В довольно необычных для византийского стиля формах был построен храм Преображения Господня при доме милосердия в Лесном авторства архитектора Василия Пруссакова.

-11

Надо сказать, что композиция данного храма имеет мало общего с византийской традицией - во многом из-за поставленной сбоку колокольни. Впрочем, подобное отступление от канонов византийского зодчества были допустимы в русско-византийском стиле (отдельно стоящих колоколен или вынесенных на фасад звонниц в Византии просто не было).

Кроме того, до наших дней храм дошёл с изменениями: так, в советское время был утрачен центральный купол храма, который, впрочем, тоже имел мало общего с Византией - он был луковичной формы, и более по своему виду напоминал купола храма Василия Блаженного.

-12

Зато облицовка фасада выполнена с очевидной отсылкой к византийскому зодчеству: нарочитая "полосатость" в данном случае не имеет никакого функционального объяснения и служит лишь данью традиции.

-13

Ещё один необычный пример использования византийского стиля - Иоанно-Богословская церковь авторства Николая Никонова, построенная им в 1894 году на улице Некрасова (д. 31). Этот храм уникален своим расположением: фактически, он "пристыкован" к двум соседним доходным домам, расположившись тем самым стена к стене с ними. Обычно храмы в то время строили на отдельных участках, тогда как здесь мы видим пример церкви, построенной по правилам гражданской архитектуры.

-14

Фасад храма выдержан в стилистике ярославской школы зодчества: тут и обилие кокошников (как в оформлении щипца, так и в наличниках), и обилие керамических полихромных изразцов - как в оформлении колонок, обрамляющих оконные проёмы, так и в виде отдельных вставок (что особенно похоже на ярославское зодчество).

-15

Доминирующий мотив на фасаде - трёхчастность: все окна здания разбиты на группы, и большая часть из них - по три окна. При этом все окна имеют полуциркульное (арочное) завершение, что характерно для архитектуры Византии.

Ну а главная отличительная черта византийского стиля в данном здании - это широкий барабан, держащий на своих стенах пологий купол. При этом на самом барабане, как это и полагается в византийской традиции, помещены оконные проёмы, визуально облегчающие эту изначально тяжеловесную конструкцию. Подобный тип купола - самое яркое доказательство того, что Иоанно-Богословскую церковь Никонова следует относить к русско-византийскому стилю.

-17

Более привычный нам образец русско-византийской архитектуры - прекрасный храм Милующей Иконы Божией Матери на Большом проспекте Васильевского острова (д. 100), построенный по проекту Василия Косякова в 1889-1898 годах. Долгое время этот храм стоял практически в руинированном состоянии (в советские годы его использовали не по назначению, реставрации храм не подвергался с царских времён), однако несколько лет назад его всё же решили реконструировать - и в 2024 году храм предстал перед петербуржцами в своём первозданном виде!

-18

Храм в Галерной гавани стал "пробой пера" для Косякова: в этой постройке Василий Антонович заложил основы той архитектуры, к которой он в дальнейшем неоднократно возвращался. Речь идёт, конечно же, о своеобразной трактовке византийского стиля: в данном случае перед нами крестово-купольный храм с массивным центральным куполом, барабан которого практически равен по размерам центральному объёму храма. По бокам же Косяков поместил четыре купола-конхи, каждый из которых как бы "вырастает" из массива храма.

-19

Примечательно здесь и оформление самого барабана главного купола: здесь перед нами снова предстаёт ряд оконных проёмов - отличительная черта барабанов в византийских храмах. А вот отделка купола под серебро - это уже отличительная черта не византийского стиля, а конкретно почерка Василия Косякова!

-20

Но всё же надо признать, что к началу 20 века мода на русский стиль стала постепенно угасать. Однако в церковном зодчестве традиционность всегда была в почёте, а потому русско-византийский стиль продолжал существовать. Тем более, что и запрос на историзм в русской архитектуре всё ещё не был до конца исчерпан. Главными представителями русско-византийского стиля начала двадцатого столетия были два выдающихся архитектора, уже упомянутые мною ранее - Николай Никонов и Василий Косяков: на двоих они построили в Петербурге и его окрестностях порядка 30 храмов, значительная часть которых носила в себе определенные черты русской или русско-византийской архитектуры.

На рубеже веков Николай Никонов возвёл храм при Свято-Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на берегу реки Карповки, ставший настоящим украшением Петроградской стороны!

-21

Храм Никонова представляет собой крупную многоэтажную постройку, основной массив которой умещается в кубическом объёме, на вершину которого помещены купола и звонница, стоящие по отдельности друг от друга.

-22

Византийские черты храма проявляются здесь в двух моментах: первое и основное - это форма куполов (всё тот же барабан с арочными окнами). Второй, не менее важный признак - это облицовка фасада плиткой-кабанчиком, имитирующей ту самую византийскую "полосатость".

-23

Храм при Иоанновском монастыре - яркий образец русско-византийского зодчества: визуальные элементы (форма куполов, декор и т.д.) отсылают нас к византийской традиции, тогда как композиционный строй храма отношения к Византии не имеет. Подобный подход был нормой для любого ретроспективного стиля.

-24

Но две главные постройки Петербурга в византийском стиле были созданы именно Василием Косяковым: в этих работах Василий Антонович выразил все основные отличительные черты византийской архитектуры, превратив свои постройки в оригинальное продолжение, переосмысление идей предков!

В 1908-1912 годах Василий Антонович построил церковь Казанской иконы Божий Матери в Новодевичьем монастыре, ставшую, пожалуй, самой оригинальной постройкой Северной столицы в византийском стиле! А всё потому-что композиционно она близка стамбульской Святой Софии, но при этом имеет значительные отличия от византийской традиции, характерные для архитектуры начала 20 века.

-25

Ряд искусствоведов выделяет подвид русско-византийского стиля, называя его "неовизантийским" - по аналогии с русским и неорусскими стилями. Если говорить простым языком, то неовизантийский стиль - это художественное переосмысление византийской архитектуры, перенесённое на "рельсы" современности: в них ощущается дух нового времени, присутствуют веяния нового стиля, названного в наших краях модерном. В данном случае перед нами не просто цитирование отдельных элементов, а новый взгляд на стиль: словно старую архитектуру строят по прежним каноном, но с добавлением современных веяний и технологий.

Храмов в неовизантийском стиле критически мало - и церковь Казанской иконы Божией Матери является, пожалуй, самым ярким его образцом!

-26

Во внешнем облике храма явно ощущается влияние модерна: и в облицовке, и в декоре, и в обилии плавных линий и перетекающих друг в друга объёмов. Перед нами памятник стиля модерн, выполненный по канонам византийской архитектуры - удивительная смесь, подарившая нам настоящий шедевр архитектуры!

-27

Великолепный главный купол, ровно как и боковые маленькие купола, просматриваются с разных сторон, но особенно хорошо их видно с территории Новодевичьего кладбища: их ярко-красная черепица отражает солнечные лучи, создавая незабываемую картинку, которую трудно передать на фото!

-28

Апогеем развития византийского стиля в архитектуре Петербурга, ровно как и апогеем творчества Косякова стало строительство кронштадтского Никольского Морского собора. Эту монументальную постройку тоже часто сравнивают с собором Святой Софии в Стамбуле - главным памятником византийского зодчества в мире! Однако надо признать, что Казанская церковь, даже больше походит на "Софию", чем и Никольский Морской собор - просто собор в Кронштадте более известный и более монументальный, а потому и ассоциации с ним куда более прочные.

-29

Никольский Морской собор тоже можно причислить к неовизантийскому стилю, хотя оригинальных композиционных элементов здесь куда меньше, чем у Казанского собора в Новодевичьем монастыре. Композиционно храм относится к купольным базиликам, что объединяет его с "Софией". Однако других общих черт у них особо-то и нет: Морской собор уникален по своему облику, и не является цитированием - это самодостаточный памятник архитектуры, вобравший в себя всё лучшее не только от работ Василия Антоновича, но и от всего русско-византийского стиля!

-30

Важна и градостроительная роль храма: фактически, он служит основной доминантой Кронштадта. Морской собор видно из любой точки города, а также он просматривается на много километров вдаль: архитектор Косяков строил его с расчётом на то, что храм будет играть роль этакого маяка - моряки, подплывающие к Кронштадту, должны были видеть храм и понимать, что город близко. Собственно, так это работает и в наши дни: серебристый купол собора, переливающийся на солнце - первое, что ты видишь на пути в Кронштадт!

-31

Отдельного внимания заслуживает отделка собора: если снаружи он выполнен относительно скромно (однотонно, без обилия украшений), то внутри мы можем наблюдать такую красоту, которую сложно передать словами - внутреннее убранство Морского собора можно разглядывать часами! А в первый раз оно производит на прихожанина собора неизгладимое впечатление - аж дух захватывает от той красоты, которую можно наблюдать и на полу, и на стенах, и на потолке, и под куполом храма!

Можно сказать, что Морской собор стал апогеем развития русско-византийского стиля в России. Собственно, им же завершается история стиля и с точки зрения хронологии - храм был возведён в 1913 году, а уже в 1914 строительство в нашей стране было поставлено на долгую паузу (а строительство храмов - тем более).

-33

Заключение

Что хочется сказать подводя итог? Русско-византийский стиль - одно из интереснейших течений архитектуры историзма, вобравшее в себя традицию и новые смелые идеи, красоту Византии и лаконичность Древней Руси.

Стоит также отметить, что и в наше время архитекторы периодически прибегают к использованию тех или иных элементов византийского стиля при строительстве новых православных храмов. Но случается это всё же не так часто - в наши дни большей популярностью пользуется русский стиль. Однако упомянуть про существование, скажем так, "нео-нео византийского" стиля всё же стоило.

Ну а на этом я завершаю свой рассказ. Надеюсь, он был не слишком утомителен - всё же я постарался оперировать архитектурной терминологией и немного углубился в тонкости развития стиля и его архитектурных особенностей. Впрочем, мой рассказ не претендует на истину в последней инстанции: в ходе рассказа я мог допускать ошибки - буду рад получить от вас обратную связь в комментариях!

Отдельная благодарность людям, которые поддерживают мои старания рублём - большое Вам спасибо! Ссылку на донат прикрепляю - на случай, если вы захотите поблагодарить меня за старания таким образом!

Спасибо за внимание и до новых встреч!