В духовном плане Россию можно смело назвать преемницей Византии: именно такой путь в своё время избрал князь Владимир, и по такому пути шла наша страна с 988 года, и по нему же она идёт по сей день. Исключением не стала и архитектура: традиционное русское зодчество переняло многое из византийской традиции, но не копируя, а вдохновляясь и переосмысляя опыт Византии.
Однако к началу 19 века русская православная архитектура имела мало общего с византийским зодчеством: начиная с петровских времён, культовая архитектура России всё больше склонялась к западным образцам, уходя от истоков. Однако потребность в исконно-русском зодчестве была: основной импульс этому задал Николай I, утвердив триаду "православие, самодержавие, народность" - важный патриотический импульс тех лет. И примерно тогда же в русской архитектуре начали появляться черты византийского зодчества, стремления вернуться к традиции, к исконно-русскому. С этого и началось зарождение стиля, который в наши дни принято называть "русско-византийским".
Сегодня мы с вами поговорим о византийских мотивах в архитектуре Санкт-Петербурга - мы рассмотрим веяния этого стиля на примере столицы Российской империи, в которой традиционность долгие годы уступала место западным тенденциям. Тем любопытнее будет посмотреть на местные памятники русско-византийского стиля!
Отличительные черты византийского стиля
За образец византийского стиля можно принять собор Святой Софии в Стамбуле, который, правда, многократно перестраивался (те же минареты, очевидно, не имеют отношения к византийскому зодчеству). Впрочем, существуют и другие образчики: церковь Святых Апостолов в Афинах, ряд древних храмов Стамбула (церковь Святого Фёдора, церковь Святой Ирины и т.д.) и даже собор Сан-Марко в Венеции.
Основными отличительными чертами византийского стиля можно назвать:
- центрическая композиция, завязанная на куполе как на основной, формообразующей детали композиции. Отсюда основные типы византийского храма: крестово-купольный, либо - купольная базилика;
- множественность куполов (один главный купол и несколько по бокам);
- главный купол почти всегда помещён на широкий барабан с обилием оконных проёмов - за счёт этого создаётся эффект невесомости, казалось бы, тяжеловесного по своей сути купола;
- характерная кирпичная кладка - византийский кирпич (плинфа) имеет форму квадрата; ряды плинф скреплялись между собой толстым слоем раствора, близкого по своей толщине самому кирпичу, за счёт чего фасады храмов становились полосатыми;
- обилие декора в интерьерах, выраженного в виде мозаик или фресок, и скромность и строгость экстерьеров (фасадов);
- арочные оконные проёмы, часто идущие рядами на фасаде.
На Русь византийский стиль проник с мастерами, приезжавшими к нам в качестве экспертов по архитектуре: византийские мастера учили русских архитекторов, делились с ними опытом и, тем самым, значительно влияли на становление русского зодчества. Поэтому многие памятники древнерусской (домонгольской) архитектуры созданы под явным влиянием византийского зодчества. Но при этом причислять их к византийскому стилю некорректно - слишком уж много в них региональных особенностей, отличающих русское зодчество от византийского.
Но а мы с вами сегодня поговорим о русско-византийском стиле - ретроспективном течении в русской архитектуре 19-20 века, напрямую вдохновлённом именно византийским зодчеством.
Постройки Константина Тона: начальный этап русско-византийского стиля
Первым мастером русско-византийского стиля принято считать Константина Тона - самого востребованного архитектора середины 19 века, имевшего прямую поддержку со стороны Николая I. Но это и не удивительно: взгляды и творческие стремления Тона удачно сходились со стремлениями императора к развитию национального стиля.
Начиная с 1830-х годов, Константин Тон работал в своеобразном, уникальном стиле, послужившим прародителем русско-византийского стиля: он имел общие черты с византийской архитектурой, но со значительной примесью классической архитектуры, академического зодчества. Это и отличает ранний русско-византийский стиль от позднего, куда более национального и русского по своему духу.
Всего Константин Тон построил порядка 15 храмов (не считая типовые проекты, которые в большом количестве "штамповались" в те годы в провинции по эскизам Тона), восемь из которых были возведены в столице - в Санкт-Петербурге.
К сожалению, из восьми храмов Тона, построенных в русско-византийском стиле, до наших дней дошли лишь два: один в сильно перестроенном состоянии, другой - воссозданный заново по историческим чертежам. Остальные храмы были уничтожены в советское время, и любоваться ими мы можем лишь на старых фотографиях.
Частично сохранилась Спасо-Преображенская церковь на Аптекарском острове, построенная Тоном в 1840-1845 годах. Эта церковь изначально обладала достаточно простой композицией: массивный четверик, на вершину которого были помещены пять куполов на цилиндрических барабанах. До наших дней не дошла вершина храма, тогда как сам четверик сохранился почти неизменным.
На примере этого храма хорошо видно, что Константин Тон предпочитал смешивать классические черты (парные колонны коринфского ордера) с византийскими (композиция, обилие арочных окон). Так что назвать этот стиль полноценно русско-византийским сложно.
Ещё один храм Тона был воссоздан с нуля по историческому проекту - это Екатерининский собор в Пушкине. Данный храм был одной из первых работ Константина Тона в византийском стиле (1835-1840 г.), что делает его и одним из первых в этом стиле в целом!
Однако в советское время храм был снесён: на его месте ничего не построили, а лишь установили памятник Ленину. Но всё же справедливость восторжествовала, и в 2007 году были начаты работы по восстановлению храма - они продлились четыре года, и уже в 2011 году воссозданный по историческим замерам и фотографиям собор вернулся на своё законное место!
В архитектуре Екатерининского собора явно ощущается влияние византийского зодчества, но в сильно изменённом, русифицированном виде. А потому творчество Тона можно назвать русско-византийским с большой натяжкой. Однако очевидно, что именно Константин Андреевич заложил основы этого стиля, который в дальнейшем развивали другие зодчие, модернизируя стиль и приближая его к византийским образчикам.
Вторая половина 19 - начало 20 века: пик развития русско-византийского стиля
Всплеск популярности русско-византийского стиля пришёлся на период правления Александра II. И связано это скорее не с идеологической подоплёкой, а с увеличившимся в ту пору вниманием к памятникам старины: полноценное изучение византийского и древнерусского зодчества началось в середине 19 века, и лишь к последней четверти века до русских архитекторов дошла волна археологических и искусствоведческих открытий!
К сожалению, начинать рассказ о расцвете русско-византийского стиля приходится с построек, утраченных в наши дни. В советское время к византийскому стилю относились плохо, и памятники этого стиля сносились в первую очередь.
Для начала вспомним Греческую церковь на Лиговском проспекте, построенную в 1865 году архитектором Кузьминым. Этот храм - ярчайший образец русско-византийского стиля: словно старинную церковь перенесли в Петербург из самой Византии!
Здание было снесено в 1962 году, а в 1967 году на этом месте был построен БКЗ "Октябрьский", простая архитектура которого явно не смогла компенсировать утрату от прекрасного храма в русско-византийском стиле!
Другой выдающийся образец стиля, не дошедший до наших дней - церковь Казанской Иконы Божией Матери при Доме призрения Елисеева на Партизанской улице (Большая Охта) - это здание было построено в формах византийской архитектуры в 1885 году. В этой постройке мы можете найти все основные отличительные черты русско-византийского стиля: от формы куполов до характерного "окраса" фасада в виде тёмных полос на светлом фоне.
Благо, не все храмы русско-византийского стиля были утрачены - в Петербурге сохранился целый ряд памятников архитектуры этого стиля. Поговорим о них поподробнее.
В довольно необычных для византийского стиля формах был построен храм Преображения Господня при доме милосердия в Лесном авторства архитектора Василия Пруссакова.
Надо сказать, что композиция данного храма имеет мало общего с византийской традицией - во многом из-за поставленной сбоку колокольни. Впрочем, подобное отступление от канонов византийского зодчества были допустимы в русско-византийском стиле (отдельно стоящих колоколен или вынесенных на фасад звонниц в Византии просто не было).
Кроме того, до наших дней храм дошёл с изменениями: так, в советское время был утрачен центральный купол храма, который, впрочем, тоже имел мало общего с Византией - он был луковичной формы, и более по своему виду напоминал купола храма Василия Блаженного.
Зато облицовка фасада выполнена с очевидной отсылкой к византийскому зодчеству: нарочитая "полосатость" в данном случае не имеет никакого функционального объяснения и служит лишь данью традиции.
Ещё один необычный пример использования византийского стиля - Иоанно-Богословская церковь авторства Николая Никонова, построенная им в 1894 году на улице Некрасова (д. 31). Этот храм уникален своим расположением: фактически, он "пристыкован" к двум соседним доходным домам, расположившись тем самым стена к стене с ними. Обычно храмы в то время строили на отдельных участках, тогда как здесь мы видим пример церкви, построенной по правилам гражданской архитектуры.
Фасад храма выдержан в стилистике ярославской школы зодчества: тут и обилие кокошников (как в оформлении щипца, так и в наличниках), и обилие керамических полихромных изразцов - как в оформлении колонок, обрамляющих оконные проёмы, так и в виде отдельных вставок (что особенно похоже на ярославское зодчество).
Доминирующий мотив на фасаде - трёхчастность: все окна здания разбиты на группы, и большая часть из них - по три окна. При этом все окна имеют полуциркульное (арочное) завершение, что характерно для архитектуры Византии.
Ну а главная отличительная черта византийского стиля в данном здании - это широкий барабан, держащий на своих стенах пологий купол. При этом на самом барабане, как это и полагается в византийской традиции, помещены оконные проёмы, визуально облегчающие эту изначально тяжеловесную конструкцию. Подобный тип купола - самое яркое доказательство того, что Иоанно-Богословскую церковь Никонова следует относить к русско-византийскому стилю.
Более привычный нам образец русско-византийской архитектуры - прекрасный храм Милующей Иконы Божией Матери на Большом проспекте Васильевского острова (д. 100), построенный по проекту Василия Косякова в 1889-1898 годах. Долгое время этот храм стоял практически в руинированном состоянии (в советские годы его использовали не по назначению, реставрации храм не подвергался с царских времён), однако несколько лет назад его всё же решили реконструировать - и в 2024 году храм предстал перед петербуржцами в своём первозданном виде!
Храм в Галерной гавани стал "пробой пера" для Косякова: в этой постройке Василий Антонович заложил основы той архитектуры, к которой он в дальнейшем неоднократно возвращался. Речь идёт, конечно же, о своеобразной трактовке византийского стиля: в данном случае перед нами крестово-купольный храм с массивным центральным куполом, барабан которого практически равен по размерам центральному объёму храма. По бокам же Косяков поместил четыре купола-конхи, каждый из которых как бы "вырастает" из массива храма.
Примечательно здесь и оформление самого барабана главного купола: здесь перед нами снова предстаёт ряд оконных проёмов - отличительная черта барабанов в византийских храмах. А вот отделка купола под серебро - это уже отличительная черта не византийского стиля, а конкретно почерка Василия Косякова!
Но всё же надо признать, что к началу 20 века мода на русский стиль стала постепенно угасать. Однако в церковном зодчестве традиционность всегда была в почёте, а потому русско-византийский стиль продолжал существовать. Тем более, что и запрос на историзм в русской архитектуре всё ещё не был до конца исчерпан. Главными представителями русско-византийского стиля начала двадцатого столетия были два выдающихся архитектора, уже упомянутые мною ранее - Николай Никонов и Василий Косяков: на двоих они построили в Петербурге и его окрестностях порядка 30 храмов, значительная часть которых носила в себе определенные черты русской или русско-византийской архитектуры.
На рубеже веков Николай Никонов возвёл храм при Свято-Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на берегу реки Карповки, ставший настоящим украшением Петроградской стороны!
Храм Никонова представляет собой крупную многоэтажную постройку, основной массив которой умещается в кубическом объёме, на вершину которого помещены купола и звонница, стоящие по отдельности друг от друга.
Византийские черты храма проявляются здесь в двух моментах: первое и основное - это форма куполов (всё тот же барабан с арочными окнами). Второй, не менее важный признак - это облицовка фасада плиткой-кабанчиком, имитирующей ту самую византийскую "полосатость".
Храм при Иоанновском монастыре - яркий образец русско-византийского зодчества: визуальные элементы (форма куполов, декор и т.д.) отсылают нас к византийской традиции, тогда как композиционный строй храма отношения к Византии не имеет. Подобный подход был нормой для любого ретроспективного стиля.
Но две главные постройки Петербурга в византийском стиле были созданы именно Василием Косяковым: в этих работах Василий Антонович выразил все основные отличительные черты византийской архитектуры, превратив свои постройки в оригинальное продолжение, переосмысление идей предков!
В 1908-1912 годах Василий Антонович построил церковь Казанской иконы Божий Матери в Новодевичьем монастыре, ставшую, пожалуй, самой оригинальной постройкой Северной столицы в византийском стиле! А всё потому-что композиционно она близка стамбульской Святой Софии, но при этом имеет значительные отличия от византийской традиции, характерные для архитектуры начала 20 века.
Ряд искусствоведов выделяет подвид русско-византийского стиля, называя его "неовизантийским" - по аналогии с русским и неорусскими стилями. Если говорить простым языком, то неовизантийский стиль - это художественное переосмысление византийской архитектуры, перенесённое на "рельсы" современности: в них ощущается дух нового времени, присутствуют веяния нового стиля, названного в наших краях модерном. В данном случае перед нами не просто цитирование отдельных элементов, а новый взгляд на стиль: словно старую архитектуру строят по прежним каноном, но с добавлением современных веяний и технологий.
Храмов в неовизантийском стиле критически мало - и церковь Казанской иконы Божией Матери является, пожалуй, самым ярким его образцом!
Во внешнем облике храма явно ощущается влияние модерна: и в облицовке, и в декоре, и в обилии плавных линий и перетекающих друг в друга объёмов. Перед нами памятник стиля модерн, выполненный по канонам византийской архитектуры - удивительная смесь, подарившая нам настоящий шедевр архитектуры!
Великолепный главный купол, ровно как и боковые маленькие купола, просматриваются с разных сторон, но особенно хорошо их видно с территории Новодевичьего кладбища: их ярко-красная черепица отражает солнечные лучи, создавая незабываемую картинку, которую трудно передать на фото!
Апогеем развития византийского стиля в архитектуре Петербурга, ровно как и апогеем творчества Косякова стало строительство кронштадтского Никольского Морского собора. Эту монументальную постройку тоже часто сравнивают с собором Святой Софии в Стамбуле - главным памятником византийского зодчества в мире! Однако надо признать, что Казанская церковь, даже больше походит на "Софию", чем и Никольский Морской собор - просто собор в Кронштадте более известный и более монументальный, а потому и ассоциации с ним куда более прочные.
Никольский Морской собор тоже можно причислить к неовизантийскому стилю, хотя оригинальных композиционных элементов здесь куда меньше, чем у Казанского собора в Новодевичьем монастыре. Композиционно храм относится к купольным базиликам, что объединяет его с "Софией". Однако других общих черт у них особо-то и нет: Морской собор уникален по своему облику, и не является цитированием - это самодостаточный памятник архитектуры, вобравший в себя всё лучшее не только от работ Василия Антоновича, но и от всего русско-византийского стиля!
Важна и градостроительная роль храма: фактически, он служит основной доминантой Кронштадта. Морской собор видно из любой точки города, а также он просматривается на много километров вдаль: архитектор Косяков строил его с расчётом на то, что храм будет играть роль этакого маяка - моряки, подплывающие к Кронштадту, должны были видеть храм и понимать, что город близко. Собственно, так это работает и в наши дни: серебристый купол собора, переливающийся на солнце - первое, что ты видишь на пути в Кронштадт!
Отдельного внимания заслуживает отделка собора: если снаружи он выполнен относительно скромно (однотонно, без обилия украшений), то внутри мы можем наблюдать такую красоту, которую сложно передать словами - внутреннее убранство Морского собора можно разглядывать часами! А в первый раз оно производит на прихожанина собора неизгладимое впечатление - аж дух захватывает от той красоты, которую можно наблюдать и на полу, и на стенах, и на потолке, и под куполом храма!
Можно сказать, что Морской собор стал апогеем развития русско-византийского стиля в России. Собственно, им же завершается история стиля и с точки зрения хронологии - храм был возведён в 1913 году, а уже в 1914 строительство в нашей стране было поставлено на долгую паузу (а строительство храмов - тем более).
Заключение
Что хочется сказать подводя итог? Русско-византийский стиль - одно из интереснейших течений архитектуры историзма, вобравшее в себя традицию и новые смелые идеи, красоту Византии и лаконичность Древней Руси.
Стоит также отметить, что и в наше время архитекторы периодически прибегают к использованию тех или иных элементов византийского стиля при строительстве новых православных храмов. Но случается это всё же не так часто - в наши дни большей популярностью пользуется русский стиль. Однако упомянуть про существование, скажем так, "нео-нео византийского" стиля всё же стоило.
Ну а на этом я завершаю свой рассказ. Надеюсь, он был не слишком утомителен - всё же я постарался оперировать архитектурной терминологией и немного углубился в тонкости развития стиля и его архитектурных особенностей. Впрочем, мой рассказ не претендует на истину в последней инстанции: в ходе рассказа я мог допускать ошибки - буду рад получить от вас обратную связь в комментариях!
Отдельная благодарность людям, которые поддерживают мои старания рублём - большое Вам спасибо! Ссылку на донат прикрепляю - на случай, если вы захотите поблагодарить меня за старания таким образом!
Спасибо за внимание и до новых встреч!