Китайский клон, эксклюзивная версия для спецслужб, праворульные модификации, базовая версия с автоматической коробкой передач и другие интересные факты о самой знаменитой модели Горьковского автозавода.
10 октября 1956 года с конвейера Горьковского автозавода сошел первый автомобиль «Волга», который впоследствии стал одной из самых знаковых моделей советского автопрома. Легендарная «двадцать первая» выпускалась до 1970 года, за это время она пережила два крупных обновления и выпустила множество специализированных версий.
Первая «Волга»
ГАЗ-21 «Волга», ставший продолжением модели «Победа», был оснащён модернизированным 2,4-литровым бензиновым двигателем мощностью 65 л.с. Этот седан с элегантным для своего времени дизайном, просторным салоном с комфортными диванами, вместительным багажником и хорошей надёжностью стал настоящей мечтой для многих советских автомобилистов. Однако позволить себе новинку могли далеко не все — по сути, первая «Волга» была предназначена преимущественно для высокопоставленных чиновников и партийных деятелей.
При разработке ГАЗ-21 советские инженеры тщательно изучали зарубежные автомобили, такие как Ford Mainline и Plymouth Savoy. Однако, вопреки распространенному мнению, эти машины не были прототипами «Волги». За свою историю ГАЗ-21 пережил три рестайлинга, хотя в СССР этот процесс не называли так — новые модели просто выходили как «выпуски».
Дизайн «Волги» был разработан художником-конструктором Львом Еремеевым. Среди самых заметных особенностей стали хромированная решетка радиатора с вертикальными прорезями и фирменная статуэтка оленя на капоте. Эта фигурка украшала машины до конца 1950-х годов, после чего от неё отказались по соображениям безопасности. Тем не менее, многие владельцы поздних версий «Волги» по-прежнему устанавливались на своих автомобилях эту знаменитую статуэтку, заменив её на более современную эмблему в виде капли.
«Автомат» и версия для спецслужб
Обычный ГАЗ-21 оснащался трёхступенчатой механической коробкой передач, хотя изначально планировалось, что базовая версия будет комплектоваться полноценной автоматической трансмиссией. Однако из-за сложности в обслуживании эта идея была отвергнута. На Горьковском автозаводе была выпущена лишь небольшая партия машин с автоматической коробкой передач, и сегодня такие автомобили можно увидеть лишь на специализированных выставках олдтаймеров. Точное количество таких моделей до сих пор остается неизвестным.
Кроме того, трёхступенчатая автоматическая коробка использовалась в особых модификациях «Волги», предназначенных для сотрудников спецслужб. Эти автомобили в народе назывались «догонялками». Одной из таких моделей был мелкосерийный седан ГАЗ-23, разработанный для погонь, сопровождения кортежей и выполнения секретных заданий. Он был оснащён восьмицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 195 л.с. и 420 Н·м крутящего момента, что позволяло ему легко справляться с поставленными задачами.
Экспортные модификации
Для экспорта была подготовлена особая модификация «Волги», которая оснащалась форсированным до 80 л.с. двигателем и механической коробкой передач. Кузов таких машин украшали дополнительные хромированные элементы. Первыми странами, куда начали поставлять ГАЗ-21, стали Финляндия и Норвегия.
Кроме того, для стран с левосторонним движением были разработаны праворульные версии «Волги». В пригороде Брюсселя компания Scaldia-Volga организовала «отверточную сборку» советских автомобилей. Эти машины впервые получили дизельные двигатели мощностью от 48 до 62 л.с. Всего было произведено около 120 таких автомобилей. Также кузовное ателье Ghia подготовило свою версию «Волги» для европейского рынка, но этот проект так и не был запущен в серийное производство.
В Китае, в 1960 году, было наладено производство седана Dongfanghong BJ760 («Красный Восток»), который был полной копией советской «Волги». Этот автомобиль не только внешне соответствовал ГАЗ-21, но и использовал аналогичный четырехцилиндровый двигатель и трехступенчатую коробку передач. В общей сложности в Китае было произведено около 230 таких машин, однако по указанию председателя пекинского ревкома Се Фучжи производство было прекращено.
Самый популярный автомобиль для милиции
ГАЗ-21 стал одним из самых популярных автомобилей в советской милиции. Чтобы не повреждать крышу при установке громкоговорителя и проблескового маячка, инженеры разработали специальную подставку для этих устройств. Кроме того, машина была оснащена фарами-искателями, желтыми противотуманными фарами и фонарём с надписью «Остановитесь!». Эти автомобили использовались не только в патрульно-постовой службе, но и активно поставлялись в подразделения Госавтоинспекции для обеспечения дорожного контроля.
Доступное такси для советского гражданина
С 1957 года ГАЗ-21 стал массово поступать в таксопарки крупных советских городов, таких как Москва, Ленинград и Киев, а позже и в другие города СССР. Эти такси отличались от обычных «Волг» наличием специальных опознавательных знаков — шашечек. Цвет этих знаков мог быть как белым, так и чёрным, и их часто рисовали на капоте или дверях машины. Также у таксомоторных автомобилей не было антенны над ветровым стеклом и фирменной статуэтки оленя. В салоне устанавливался таксометр вместо радиоприёмника. Когда такой автомобиль проезжал около 350 тыс. км, его отправляли на капитальный ремонт или списывали, если он уже не мог выполнять свою функцию.
С течением времени все модификации ГАЗ-21 начали оснащаться 75-сильным двигателем, а в 1963 году на такси установили раздельные передние сиденья. Это было сделано для того, чтобы задний диван можно было разложить и использовать для перевозки дополнительного багажа. Такси ГАЗ-21 активно экспортировались за рубеж, и такие автомобили можно было встретить даже в странах, не входящих в социалистический блок.
Универсал для Юрия Никулина
В начале 1960-х годов появилась модификация «Волги» в кузове универсал, получившая название ГАЗ-22. Эти автомобили в первую очередь предназначались для государственных учреждений. Например, пятиместный универсал использовался как санитарный автомобиль, а при сложенном заднем диване мог перевозить крупногабаритные грузы весом до 400 кг. Под капотом находился рядный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 75 л.с.
В частные руки такие машины начали поступать только в 1970-х годах. Однако некоторые из ранних образцов всё же попали в личное пользование советских граждан. Один из таких редких универсалов принадлежал известному актёру Юрию Никулину, который заплатил за него более 6 тыс. рублей. Эта чёрная «Волга» с номером 80–60 МОТ служила актёру почти 30 лет и стала неотъемлемой частью его жизни и карьеры, а также появлялась в нескольких советских комедиях, где Никулин исполнил свои знаменитые роли.
А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных фактов и практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇