Сколько лет подряд проигрывается один и тот же сценарий: вы, сонный, прилипаете к экрану в 3 часа ночи, с нетерпением ожидая оглашения победителей премии, а после часто остаетесь разочарованным? После «Оскара» разгораются споры буквально между всеми и обо всем. Начиная от диванных экспертов, заканчивая кинокритиками — каждый хочет высказаться насчет того, кому на самом деле нужно было вручить золотую статуэтку.
А задумывались ли вы когда-нибудь над самой сутью этого “чемпионата мира” в киноиндустрии? Почему не самые сильные фильмы среди номинантов забирают награды, а легендарные кинокартины остаются незамеченными жюри?
История и политика «Оскара»
Родителем премии является Луис Майер, который, по совместительству, был одним из основателей крупной кинокомпании MGM («Metro-Goldwyn-Mayer»). Он создавал нашумевшую премию не с целью поощрения деятелей искусства, а для их контроля. Премия стала отличным репрессивным инструментом в киноиндустрии, награждая только тех, кто “хорошо работает” и не конфликтует.
«Оскар» обходит тех, кто неугоден политике, и поднимает только уместные социальные проблемы. Например, актрисе Сьюзан Сарандон было запрещено появляться на территории премии после ее публичного заявления о правах человека и притеснении гаитянских эмигрантов. В 1993 году никто и подумать не мог, что сейчас улетать на Гаити — тренд.
Другой пример — первая темнокожая актриса Хэтти Макдэниел, которая играла Мамушку в «Унесённых ветром». Она получила награду в номинации «Лучшая женская роль второго плана» не только за свое актерское мастерство, но и потому, что на момент вручения премии обсуждались важные вопросы, связанные с общенациональной политикой.
Формула оскаровского кино
Между культовым и «оскаровским» кино нет знака равенства. Несомненно, есть фильмы, которые заслуженно стали хитами: «Титаник», «Форрест Гамп», «Крестный отец», «Молчание ягнят» и другие. Однако случаев, где культовые фильмы проиграли в оскаровской гонке, куда больше.
Как правило, награды получают фильмы, соответствующие определённым критериям:
1. Линейный сюжет. История делится на три логические части: завязка, кульминация и концовка. Например, «Криминальное чтиво» и «Бойцовский клуб» не стали победителями в номинации «Лучший фильм» из-за своей нелинейной хронологии.
2. Четкая мораль. Герои делятся на “хороших” и “плохих”, а финал даёт однозначный вывод. Фильмы с неоднозначной моралью часто задают вопросы, чем дают ответы, что делает их менее подходящими для Академии, предпочитающей более традиционные и ясные истории. Так фильм Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» исследует темы насилия, свободы выбора и нравственности. Однако он не предлагает простых моральных выводов, вызывая у зрителей и критиков противоречивые чувства.
3. Определённый жанр. Чисто жанровое кино Академия предпочитает не замечать. Научно-фантастические картины, например, «Интерстеллар», «Чужой» и «2001 год: Космическая одиссея» проиграли в борьбе за статуэтку. Фэнтези также является жанром-аутсайдером, за исключением финальной части «Властелина колец». Хорроры и триллеры редко получают признание премии. Альфред Хичкок, например, создал культовые фильмы «Психо» и «Птицы», но они так и не получили наград. Однако, рассматривая вклад этого режиссера в целом, он смог заложить фундамент для нового поджанра - слэшера, где убийца не останавливается на одной жертве. Без «Психо» не было бы «Техасской резни бензопилой» или «Крика», и, наверное, бы мы спали спокойнее без этих ужастиков.
Неоднозначность премии
Сегодня премия «Оскар» чаще обсуждается из-за скандалов и шумихи вокруг нее. Нередко награду вручают тем, кто долго её не получал, за не самые сильные роли или работы. Например, Леонардо Ди Каприо, так сказать, вырвал зубами свою статуэтку за фильм «Выживший» — хотя это не самая выдающаяся его роль или режиссер Мартин Скорсезе, выигравший статуэтку за драму «Отступники», хотя многие знают его по таким шедеврам, как «Таксист» или «Остров проклятых».
Кинопремия в 2025 году
После того, как мы разобрали, какими характеристиками должны обладать оскаровские фильмы, посмотрим на недавно прошедшую премию. В номинации «Лучший фильм» обладателем золотой статуэтки стал фильм «Анора».
Кратко о сюжете: фильм рассказывает историю Аноры, эмигрантки, пытающейся построить жизнь в Нью-Йорке, работая стриптизершей. Ее мир меняется, когда она встречает Ивана, молодого и богатого сына русского олигарха. Поддавшись порыву, они женятся в Лас-Вегасе, но счастье оказывается недолгим. Родители Ивана не одобряют этот брак и вмешиваются, чтобы разорвать его. Этот конфликт становится началом безумного путешествия, роуд-муви, полного неожиданных поворотов, черного юмора и редких моментов тихой грусти.
В этой кинокартине поднимаются несколько злободневных и острых тем.
- Тема проституции: Картина затрагивает не столько сам феномен проституции, сколько стереотипное отношение общества к данной профессии. Зритель видит, как главную героиню регулярно оскорбляют словами вроде «шлюха», а даже такие вроде бы мягкие термины, как «ночная бабочка», произнесённые, например, отцом Вани, носят уничижительный оттенок. Однако режиссёр предлагает зрителю посмотреть на проституток как на полноценных личностей с их мечтами, чувствами и внутренним миром.
- Борьба за самостоятельность и равные права: Образ Аноры иллюстрирует, как героиня, оказавшись в тяжёлых жизненных условиях, стремится обрести контроль над своей судьбой. Несмотря на общественное осуждение и предвзятость, она настойчиво борется за своё право на личную независимость и счастье.
- Контраст богатства и бедности: Через персонажей и их окружение фильм демонстрирует резкую противоположность между роскошной жизнью привилегированных и суровой реальностью тех, кто находится на самом дне социальной лестницы. Богатые зачастую используют бедных в своих интересах, подчёркивая проблемы эксплуатации.
- Различие культур и мировоззрений: Одной из важных тем является столкновение культур и менталитетов. Хотя в переводе может теряться игра плохого русского, английского и армянского языков, фильм передаёт яркий контраст. Аноре, несмотря на её положение, известно о её правах и возможностях защитить себя, например, в суде. А Ваня, обладая несметным богатством, лишён даже базового права распоряжаться собственной судьбой.
- Семейные конфликты и разрушение традиционных ценностей: Противостояние сына олигарха и его семьи отражает более глобальные проблемы разрыва между поколениями и традициями. Это добавляет глубины и драматизма в повествование, делая конфликт не только личным, но и символическим.
Фильм подходит под формулу «оскаровского» кино: линейный сюжет, подходящий жанр и размышления на злободневные проблемы социума. Он, вероятно, завоевал награду за умение быть как эмоционально близким зрителю, так и интеллектуально провокационным.
«Оскар» остаётся приятным отголоском прошлого, однако часто не успевает за временем. Настоящее искусство определяется зрителями, их возвращением к фильмам, их влиянием на культуру. Любая оценка искусства субъективна, и вывод ясен: не стоит полагаться на мнение критиков или жюри. Смотрите сами, анализируйте и решайте, какое кино для вас является сильным.