Территория Кавказа всегда была местом, которое сильные державы пытались использовать в своих целях. Подобное отношение к нему существует и сейчас. Здесь пересекаются интересы соседствующих на Кавказе стран, а также и тех стран, что расположены очень далеко от него.
В 1762 году на Кавказе Ираклий II смог объединить разрозненные княжества в Единую Грузию. Это событие не всех тогдашних «крупных игроков», интересующихся данным регионом, обрадовало. К концу 18 века, во время правления Екатерины II, часть территории Северного Кавказа становится российской. Грузия подпадает при этом под защиту Российской Империи. Ираклий II, как и другие властители Кавказа, тогда пытался использовать более сильную Россию, да и другие страны в том числе, для осуществления своих личных амбициозных планов. Правда не все у него складывалось в этом удачно.
В 1782 году Ираклий II отправил прошение в Петербург уже о присоединении Грузии к России. В 1793 году Екатерины II ответила одобрением на него. После смерти своей матери, Екатерины II, Павел I предпочел вести на Кавказе максимально миролюбивую политику. При нем силовое решение возникающих проблем здесь было сведено к минимуму.
После смерти Ираклия II, его сын, чтобы спасти своё государство, был вынужден просить Павла I о полном слиянии с Россией. Что и было осуществлено в 1801 году.
С начал 19 века на Кавказе все сильнее стали раздуваться идеи о том, что Россия владеет территориями здесь не по праву. Предлагалось то, что эти земли более правильно может использовать только страны Запада, как наиболее просвещенные по сравнению с деспотичной Россией. Наиболее рьяно такие взгляды излагала Англия. Она через Кавказ боялась потерять свою главную колонию — Индию. Англия заявляла, что «эта жестокая Россия» способна поглотить всю Азию и повергнуть этот регион «в вечное депрессивное состояние».
Россия же продолжала постепенно расширять своё влияние на Кавказе, использую существующие противоречия между местными влиятельными группами. На присоединенных кавказских территориях Российская Империя постепенно внедряла свои порядки и законодательство. Тот мир и спокойствие, которые смогла установить здесь Россия, позволили дать толчок развития данного региона.
В 30-40 голы XIX века Англия стала активно предпринимать попытки создать, а потом и расширить своё влияние на Кавказе. Крымскую войну 50-х годов XIX века она планировала использовать для решения этих задач. Но именно им осуществиться по результатам этой войны не удалось. Эти и другие промахи Правительства Англии внутренняя английская оппозиция не преминула использовать для собственной борьбы за власть.
Надо добавить, что Англия предпринимает попытки «расшатать» ситуацию на Северном Кавказе для отсоединения его от России и по сей день. Очень похоже, что осуществление этого для неё стало делом принципа.
Покорение всей территории Кавказа Россия осуществляла в течении нескольких десятилетий. Успешности этого дела очень помогли методы, предложенные Ермоловым, который был одним из первых лиц, назначенных для осуществления этой цели. Когда же его последователи отходили от них и использовали «классическую военную науку», то терпели одно поражение за другим и получали гибель большого количества русских солдат.
Ермолов предлагал использовать для успешности дела по большей части не силовые методы. Подобное для реализации требовало очень много времени и средств, что не пользовалось особой симпатией при дворе Императора. Но со временем в России вынуждены были вернутся к использованию именно этого. В августе 1859 года Барятинскому на основании методов, предложенных Ермоловым, удалось добиться победы на Восточном Кавказе.
Это война имела и другие особенности. На Кавказе многие русские солдаты гибли и существенно портили своё здоровье от местных болезней и плохого питания. Ещё более усугубляло их положение массовое воровство различных чиновников гражданских и военных, проходивших там службу.
Во время войны на Кавказе были случаи, когда русские военнослужащие по различным причинам переходили на сторону врага, горских племен. Среди этих причин было и предположение о том, что они занимаются здесь не праведным делом. Некоторым потом пришлось разочароваться в таких взглядах и осознать их явную наивность.
В руководстве России считали, что завоевывая Кавказ, они несут цивилизационную миссию, как обладатели более высокой культуры. Также они здесь пытались защитить территории своей страны, граничившие с Кавказом, на которые горцы регулярно совершали набеги, при которых грабили и разоряли селения, а также убивали местных жителей. Оставшихся от этих набегов местных жителей горцы забирали в плен для получения за них выкупа или для обращения их в своих рабов. Кстати на Кавказе некоторые держали рабов и в советское время. Во время чеченских войн 90-х годов 20 века находили на территории Чечни людей, которые там были в качестве рабов. Похищены некоторые из них были ещё в 80-е годы 20 века. Так что есть и вот такая уже более современная история Кавказа, которая тоже имеет место.
Страны Запада свою политику на Кавказе уже начиная с XIX века официально базировали на том, что они помогают здесь в борьбе местным народам с жестоким русским царизмом, со страной «страдающей империалистическими замашками». Сопротивляющиеся России народы Кавказа западная пресса называла «оплотом всего свободного мира». Свои же действия в схожих ситуация, причем чаще более жесткие, Запад конечно интерпретировал иначе. Такое отношение в идеологии Запада по отношению к России закрепилось на долго. И события текущего времени являются этому полным подтверждением.
Войну на Кавказе XIX века усугубляло ещё и то, что Российская Империя была преимущественно православной страной, а кавказские народы — мусульманами. Не редко российские власти предпринимали неоднократные насильственные попытки перевести в православие местное население, что только усиливало вражду на межрелигиозном уровне.
На характер Кавказкой войны очень сильное влияние оказывало также появление сильных личностей, способных объединить противников России и повести их за собой. Подобной личностью на Восточном Кавказе был Шамиль. Он смог объединить разрозненные до этого силы Чечни и Дагестана и сплотить их против «религиозного врага» — русских.
После окончания этой Кавказской войны в 1864 году нельзя утверждать, что наступили здесь сразу окончательный мир и гармония в отношениях между русскими и местными народами. Даже десятилетия спустя, уже в советское время существовали определенные разногласия между Москвой и Кавказом. Например местные кавказские историки и столичные историки по-разному трактовали и оценивали Кавказскую войну XIX века. Причем по этим вопросам им так и не удалось найти согласия за всё время существования СССР.
В постсоветский период на Кавказе усилились националистические настроения. Провозглашались тезисы о насильственном и жестоком присоединении их территорий к Российской Империи более 100 лет назад. Российскую Федерацию называли «новым угнетателем и оккупантом». Звучали лозунги о необходимости отделения от РФ и формирования собственного независимого государства или нескольких государств. Конечно всё это было подпитано извне, местные народы просто использовались третьей стороной.
Тому, кто контролирует Кавказ, получает доступ в Черному и Каспийскому морям, а также прямой выход к странам Средней Азии и Ближнего Востока. Поэтому этот регион всегда будет в приоритете геополитики многих государств. И это оказывает прямое влияние на ситуацию здесь.
Последняя Кавказская война, которая происходила в два этапа в конце 20 — начале 21 веков на территории Чечни и Дагестана, могла закончиться развалом Российской Федерации на небольшие суверенные республики. Оказалось что такая малая часть нашей страны способна привести к подобным последствиям. Чтобы до такого не доводить, власти необходимо уметь заранее видеть последствия своих шагов, и уметь исправлять допущенные ошибки. Иначе Россия перестанет существовать как держава и окажется на задворках истории.
Всегда, когда осуществляется присоединение к стране территорий, с по сути чуждым населением, часть из которого вообще настроено враждебно, то надо учитывать что подобное настроение этих людей будет меняться не одно поколение. И конечно нужно будет вести постоянную работу, чтобы оно изменилось. И подобной «работе» будет сопротивление различных сил.