Конституция и крестьянский вопрос.
Одним из главных условий Венского конгресса было присоединение к России Герцогства Варшавского, которое переименовывалось в Царство Польское. Уже в 1815 г. Александр I обнародовал польскую конституцию, согласно которой российский император в Царстве польском делил законодательную власть с двухпалатным парламентом - сеймом. Верхняя палата - сенат, из сенаторов, а нижняя - палата послов - из выборных депутатов. Право избрания принадлежало дворянству, предпринимателям, духовенству, профессорам и учителям. Кроме того, в законе провозглашалась свобода вероисповедания, независимый суд, свобода печати, неприкосновенность личности. Для того времени это была очень либеральная конституция. Три года спустя Александр I, приехав в Варшаву, заявил, что со временем распространит конституционные начала на всю империю.
Во время пребывания в Варшаве, император поручил одному из бывших "молодых друзей" Н. Н. Новосильцеву составить государственный проект для всей России. Он получил название Государственной уставной грамоты Российской империи и во много напоминал конституцию Царства Польского. Но у него была такая же судьба, что и у проекта Сперанского: он остался лишь тайным замыслом царя.
Также Александр I думал и о крестьянском вопросе. По его приказанию составлялись проекты освобождения крестьян. Главной трудностью составления данного проекта заключалась в невозможности найти компромисс между интересами помещиков и крестьян. Помещики не хотели, чтобы им уменьшали привилегии и лишали дарованных рабочих рук. Они также не желали уменьшения своих земель. Освобождать крестьян без земли означало бы обречь их на разорение и зависимость от бывших владельцев. По итогу крестьянский проект тоже не был реализован.
Военные поселения.
Не все задумки императора оставались на бумаге. Один из его проектов, который ему удалось довести до конца, было создание военных поселений. Они позволяли экономить на военных расходах и обеспечить содержание огромной армии в мирное время.
С такой целью в нескольких губерниях России отдельные сёла и целые волости передавались в подчинение военному ведомству и в них расквартировывались воинские части. Старые здания сносились и строились добротные дома, в которых поселялись несколько крестьянских семей и солдаты-постояльцы. В таких поселениях крестьяне отправлялись на работы в поле и возвращались домой строго по команде, хозяйки по часам топили в своих домах печи, по строгим инструкциям содержался во дворах поселян скот. В полевых работах должны были участвовать и солдаты, а крестьяне в свою очередь значительную часть времени посвящали строевым занятиям и учениям по обращению с оружием.
Такой жёсткой дисциплины в военных поселениях удалось добиться благодаря тому, что руководить их созданием Александр I поручил одному из самых преданных ему людей - Алексею Андреевичу Аракчееву.
Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834) происходил из древнего, но обедневшего дворянского рода. Его отправили учится в артиллерийский кадетский корпус, но ему пришлось просить милостыню, чтобы набрать необходимую сумму денег. Он показал большие успехи в изучаемых науках. Свою карьеру он начал в гатчинском войске великого князя Павла Петровича - будущего императора Павла I. Он обратил на себя внимание исключительной дисциплинированностью , чёткой исполнительностью, высокой требовательностью к подчинённым и личной преданностью. Но он выделялся и жестокостью, в приступах которой доходил до того, что, например, лично вырывал усы у солдат. Аракчеев занимал должности военного министра, инспектора всей артиллерии, и к числу его заслуг можно отнести тот факт, что русская артиллерия в Отечественной войне 1812 г. ни по количеству, ни по качеству не уступала наполеоновской. Назначение Аракчеева на должность начальника военных поселений означало, что этот проект будет реализован, тем более что Александр I проявил редкую для себя решительность в этом вопросе.
Когда Александр I приезжал осматривать военные поселения, он не мог нарадоваться царившим в них образцовым порядком. Его радовала и представленная в отсчётах Аракчеева экономическая выгода. Но для самих крестьян военная дисциплина была невыносима. Ухудшилось и их экономическое положение. Теперь крестьянам, чтобы уйти в город, требовалось разрешение военного начальства, добиться которого было крайне трудно. В итоге начали происходить восстание, самое крупное из них произошло в 1831 г. в Новгородской губернии, в Старой Руссе. После этого восстания власти пошли на смягчение режима в военных поселениях.
Конец царствования.
В последние пять лет своей жизни Александр I потерял интерес к проектам реформирования политического строя России. Оставил он и попытки решить крестьянский вопрос. Большую часть времени он проводил на собраниях Священного союза, а также путешествовал по стране. Всё больше и больше во внутренних делах страны стал играть Аракчеев: через него шли к императору доклады министров и прошения подданных.
Отказу императора от либеральных реформ и стремлению к охранению самодержавия способствовало и то, что в Европе стали восстанавливаться абсолютистские режимы. Александр I не соблюдал даже конституцию, которую он даровал Польше: в течение пяти лет он не собирал сейм. На конгрессах Священного союза Александр поддерживал интервенции Австрии и Франции, которые подавляли революции в Испании и Италии. Когда в Греции вспыхнуло восстание против турецкого владычества, Александр I отказался помочь повстанцам. Он ссылался на незаконность восстаний подданных против своих государей.
Российское общество испытывало глубокое разочарование в политике Александра I и в нём самом. Надежды, которые породил Александр I в начале царствования, а потом возродил победой над Наполеоном, не оправдались. Да и сам император понимал неосуществимость многих попыток задуманных преобразований.