Вот и добрались мы с вами до финала! Это, конечно, не семь сезонов приключений прокуроров в сериале «По законам военного времени», но тоже какое-никакое достижение!
В начале серии нам показывают ту самую легендарную атаку, в которой Гармаш получил ранение. Мерзликин, как вы помните, предупредил его, что дело безнадёжное, и в атаке полягут все. Но благородный кракодил отказался покидать позиции и решил умереть вместе со всеми.
Итак, бойцы в режиме слоу-мо медленно бегут, медленно стреляют перед собой и медленно кричат. Затем нам показывают, куда они бегут: немцы расположились… на возвышенности. Значит, логично было бы, если бы наши стреляли вверх, а не перед собой? Но то, конечно, мелочь.
Штрафная рота показана недостоверно: общеизвестно, что штрафники наступали с одним черенком от лопаты на троих, а тут какой-то Гармаш даже вооружён ППШ. Внимательнее надо быть к историческим реалиям! Такие кадры не заставят зрителей стыдиться своего прошлого, а ведь это, судя по фильмам последних лет, является основной задачей нашего Министерства культуры!
Мерзликин оказался прав: немцы, вооружённые пулемётами, с высоты легко расстреляли немногочисленных наступавших.
Гармаш тоже поймал пулю в грудь и красиво упал.
Конец сцены, название сериала и перенос в 1948 год.
Постойте, вы же на самом интересном месте остановились? Что же было дальше? Придётся нам догадываться самим.
Судя по всему, немцы тут же спустились со своего пригорка, увидели, что они ранили Гармаша, и им сразу стало стыдно. Тут же они прооперировали его, извлекли из груди пулю, звякнули ей в заботливо подготовленную жестяную миску, тщательно перевязали нашего бойца и напоили тёплым молоком. После вызвали такси, чтобы доставить раненого в советский госпиталь, рекомендовали чаще делать перевязки и принимать витамины, а также проследили, чтобы Гармаш не потерял свой орден, который Мерзликин вручил ему перед атакой.
Всё происходило как-то так, потому что бойцу с пробитой грудью, валяющемуся перед позицией немецкого пулемётчика, рассчитывать было больше не на что.
Вот и снова наш, 1948 год. Гармаш, свернувшись калачиком, грустно лежит на Чебурашкиной кровати. Раздаётся стук в дверь. Гармаш обречённо идёт к двери и впускает незваного гостя. Это пришёл Ваня Болт.
Ваня рассказывает, что Григорий грамотно прибрал к рукам весь бизнес, и сегодня вся братва поедет штурмовать ГЭС. Мол, есть там зажиточный инженер, который в рабочем кабинете держит огромную коллекцию золота, снятого с расстрелянных дворян.
То есть, Григорий решил таким образом использовать недалёких урок, чтобы отомстить Заесейфицу? Да, с соображалкой у них реально было туго, если они повелись на подобную чушь! Инженера этого перебрасывали с объекта на объект – как, в случае чего, вынести коллекцию через проходную?!
Да уж, как пел Навальный, «пока живут на свете дураки, обманом жить, нам стало быть, с руки!»
Гармаш спрашивает, с какой целью пришёл Ваня. И Ваня наставляет на него пистолет.
Учитель уже приготовился к смерти, но Ваня сказал, что достаточно будет отдать ему часы и уехать навсегда из города.
Гармаш послушно собрал манатки и поехал на вокзал. Он уже готов был покинуть Ленинград-48, однако, взгляд его задержался на сумасшедшей тёточке, которая ходила по вокзалу и раздавала всем желающим бочонки от лото. В этой тёточке он внезапно узнал вдову Ядрён Батона, директора школы, погибшего по его милости.
И тут Гармаш сказал: «Позвольте, это какая серия? Как, уже тридцать вторая?! Пора бы мне, пожалуй, наконец, испытать муки совести!»
Он испытывает муки совести и идёт сдаваться в милицию, самому Печкинду. Печкинд говорит, мол, если Гармаш рассчитывает на его сочувствие, то совершенно напрасно. У нас, вон, полстраны безвинно пострадало (хорошо, сценарист! Персональное спасибо от Минкульта), но никто же в крёстные отцы не подался!
Гармаш сказал: «Извините, я почему вредный был? Потому что у меня мук совести не было! А теперь я сразу добреть начну, и какую-нибудь зверюшку в камере заведу, чтоб жить веселее было! Ты на нарах просыпаешься, а она тебе радуется!»
Ничего на это Печкинд не ответил, но фразу запомнил.
Тут в кабинет зашёл Коля Нелепов и принёс дело некоего Юдкевича. Коля рассказал, что недавно был найден труп старой цыганки Златы, которую кто-то зарезал, а потом долбил ножом уже мёртвое тело. Мол, это почерк серийного убийцы Юдкевича!
Гармаш встрепенулся: ведь именно так была убита его Чебурашка! Он потребовал показать ему портрет Юдкевича!
Печкинд протянул ему фотографии с камер видеонаблюдения, на которых был запечатлён Григорий.
До Гармаша, наконец, дошло, кто убил его любимую Чебурашку. Он тут же рассказал, что Юдкевич со своей бандой планируют сегодня напасть на ГЭС!
Гармаша увели в камеру, а на ГЭС срочно отправили несколько десятков вооружённых автоматчиков.
А Ваня Болт вернулся в бандитский штабик. Он показал часы Гармаша и всех это, вроде как, устроило. Обсудив план предстоящего штурма ГЭС, бандиты потянулись на выход, и в комнате остались лишь Ваня Болт и Юрист. Юрист с надеждой спросил: «Ведь он жив?»
«Жив!» - утвердительно кивнул Ваня и тут же получил выстрел в спину: Григорий с Юристом заранее запланировали эту проверку на вшивость, и Григорий притаился в коридоре.
Ну, изначально было тупо отправлять убивать Учителя человека, с которым он был максимально близок. Но, если уж таким образом решили проверить Ваню, то почему не проконтролировали на месте, как он исполнит заказ? Ведь Гармаш уйдёт, а он крокодил опасный!
В тюрьме же один из охранников с удивлением узнал авторитетного крокодила.
Он зашёл к нему в камеру, представился Мишей и сказал: так как он регулярно получает от мафии различные бонусы, Гармаш может рассчитывать на горячий чай, кроссворды и прочие приятные мелочи, способные скрасить скучное времяпрепровождение.
Гармаш тут же уцепился за эту идею. Он велел Мише срочно вывести его на волю. Миша растерялся и спросил, может, всё-таки, кроссворды? Но Гармаш горел жаждой мести, поэтому на кроссворды не согласился, и пригрозил, что, в случае чего, расскажет Мишиному начальству о его бонусах.
Мише почти удалось вывести Гармаша из тюрьмы, когда охрана подняла тревогу. Пришлось уходить по крышам. Миша храбро отстреливался от коллег, но был убит, а вот Гармашу удалось уйти.
Бандиты на машинах следовали колонной в направлении ГЭС, однако, по дороге их ждала милицейская засада. В жестокой перестрелке пал Юрист, была перебита практически вся банда. Лишь Григорий, прихватив чемоданчик, сумел скрыться в лесу.
Несмотря на то, что гэбэшники расставили автоматчиков через каждые десять метров, Григорию удалось проникнуть на плотину ГЭС.
Там он присел и начал настраивать взрывчатку, которую принёс в чемоданчике.
Думаю, режиссёр смеялся, когда снимал финальную серию. Одно дело – написать сценарий о том, как с помощью чемоданчика взорвать плотину, и совсем другое – самому приехать на ГЭС и оценить масштабы этой плотины. С тем же успехом он мог попытаться взорвать плотину китайской петардой «Чёрная смерть».
И тут у него за спиной эффектно появился Гармаш с автоматом наперевес. Он велел Григорию отойти от чемоданчика и пояснить, зачем это вот всё?
«Месть!» - прорычал Григорий и бросился вперёд, воспользовавшись тем, что Гармаш наклонился над чемоданчиком, чтобы выдрать проводок.
Он выбил у Гармаша из рук автомат, и они эффектно сцепились над бушующими потоками. Режиссёр не зря загнал Григория на ГЭС: это была явная отсылка к битве Шерлока Холмса с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада.
В итоге оба противника полетели в бурлящие воды…
Я уже думал – всё, никто не выжил, но, как оказалось, заботливые немецкие хирурги, спасая Гармашу жизнь в далёком 44-м, на всякий случай пересадили ему жабры молодой акулы.
Он выбрался на берег и доковылял до центральной больницы. Врачи его внимательно осмотрели, и пришли к выводу, что этот зайчик долго не протянет. После чего бросили Гармаша помирать на кушетке и ушли на обед.
А в это время как раз школа Наташи Гармашевны пришла с экскурсией в больницу. Гармаш лежал и просил у Бога прощения. Видимо, молитвы были услышаны, так как Наташа Гармашевна немотивированно отстала от экскурсии и забрела в процедурную, где отдавал концы старый мафиози.
Она подошла к умирающему, теребя в руках крестик из консервной банки, и попросила разрешения прочесть стихотворение.
Я приготовился услышать что-нибудь трогательное, а Наташа вдруг начала рассказывать единственное стихотворение, которое знала: о том, что в Африке большие, злые крокодилы.
По замыслу режиссёра, мы должны были растрогаться оттого, что Наташа читает стихи из подаренной отцом книги, плюс помочь в этом нам должна была та самая мелодия, под которую даже мухи романтично смотрятся. Но я, каюсь, заржал, как последняя скотина.
Какая ещё «акула-каракула» у постели умирающего бати, что за бред?! Или Наташа просто решила сделать приятное парню с жабрами?
Тут Наташи хватились, учительница забежала в процедурную и вывела ребёнка, чтобы девочка не мешала мужику помирать. На этих кадрах резкость в глазах Гармаша стремительно стала снижаться…
На выходе из больницы Наташу встречал Печкинд. Он зачем-то взял двенадцатилетнюю девочку на руки и понёс её домой. По пути их догнал автомобиль, из которого вышел гэбэшный полковник и вручил Печкинду его драгоценную Гармулю.
Пока Гармуля обнимала дочь, полковник украдкой поглядывал на неё, с трудом сдерживая нарастающее возбуждение.
Он подумал: «Надо будет подвести этого Печкинда под статью, и подкатить к этой роскошной мадам свои фельдикосы!»
И всё заверте…
Конец первого сезона!
Да, в сериале осталось много недосказанного, авторы явно оставляли задел на продолжение. Тела Григория никто не видел, потеря резкости в глазах Гармаша вовсе не означала, что он умер. Мы так и не попрощались с Герингом и Колей, не узнали, за каким чёртом всё-таки Григорий похитил Чебурашку. Плюс менты озвучили, что в перестрелке сбежали ещё два члена банды.
В общем, корову ещё можно было доить и доить, но, по какому-то досадному недоразумению денег на продолжение никто не дал. Но ничего! Я обязательно выясню, на что деньги таки выделили, и расскажу об этом вам! Спасибо, что дочитали до конца!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Ленинград-46» (2015).