Где увидеть необычный дом, построенный по чертежам поэта? Правда ли, что здесь до сих пор живут потомки Тютчева? И как превратить старинную кладовую в домовую церковь?
Синее небо, тепло... ну невозможно усидеть дома в начале марта, а значит, поедем знакомиться с чем-то интересным, на этот раз - с усадьбой Мураново. Всего около полсотни километров от Москвы по Ярославке - и мы на месте - в посёлке Ашукино Пушкинского городского округа Московской области. Сюда легко добраться и на электричке с Ярославского вокзала, всего за час. Направление на Сергиев Посад, станция Ашукинская будет через несколько остановок после Пушкино, немного не доезжая Абрамцева. Сегодня Мураново является музеем-заповедником и служит уникальным образцом среднепоместной дворянской усадьбы 19 века.
С начала 19 века усадьба принадлежала семьям Энгельгардтов, Баратынских, Путятов и Тютчевых. В 1816 году имение приобрела жена генерала Л. Н. Энгельгардта, а на её дочерях женились известный поэт Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) и его друг литератор Николай Васильевич Путята (1802-1877). Каждый год с 1828 г. семья Боратынских жила в Мураново в летнее время.
Старый дом Энгельгардтов обветшал, и Боратынский решил построить новый. Семья была большой, у Боратынских было много детей, плюс другие родственники... И поэт спланировал вместительный двухэтажный дом на 20 комнат, с террасами и зимним садом. В 1841–1842 годах по его чертежам был выстроен деревянный, частично обложенный снаружи кирпичом, дом, сохранившийся до сих пор. Интересно, что в доме осталась нетронутой обстановка рабочего кабинета Е.А. Боратынского, где он готовил к изданию свою последнюю поэтическую книгу "Сумерки".
Боратынский скоропостижно скончался в Италии, а его вдове тяжело было возвращаться в имение, где они так недолго были счастливы. Мураново досталось её младшей сестре - жене литератора Н. В. Путяты, для которого было важно сохранить память о рано умершем друге.
Дочь Путяты - Ольга (1840-1920) - в 1869 году вышла замуж за младшего сына поэта и дипломата Фёдора Ивановича Тютчева - Ивана (1846-1909). Именно семья Ивана Фёдоровича сохраняла все эти годы наследие поэтов Боратынского и старшего Тютчева. На экскурсии нам рассказали, что, вопреки расхожему мнению, нет никаких доказательств, что сам Фёдор Иванович посещал усадьбу, скорее всего - наоборот, никогда не был. Но сюда бережно перевезли автографы, книги, портреты и личные вещи поэта.
Усадьба устроена на высоком месте над прудом, получившимся из запруженной речки Талицы.
«Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… Туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!» - писал Боратынский.
В Мураново кроме главного дома сохранились и другие постройки. Одной из самых интересных является флигель в северо-восточной части парка, построенный в 1879 году Иваном Фёдоровичем Тютчевым для своей матери, овдовевшей Эрнестины Фёдоровны. Она не выносила запаха приготовления пищи, поэтому кухню решено было построить отдельно. Флигель называли "Бабушкина дача". В доме постарались сохранить обстановку начала 20 века, но он до сих пор жилой. Интересно, что Мураново один из очень немногих музейных комплексов, в котором разрешено проживать потомкам последних владельцев. Говорят, они до сих пор часто приезжают, живут в этом домике, отмечают здесь Новый год и памятные семейные даты.
В Муранове часто бывал Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886), женатый на старшей дочери поэта Тютчева - Анне Фёдоровне (1829-1889). Именно он оказался первым биографом Ф.И. Тютчева. Личные вещи, книги, рукописи и обстановка кабинета И.С. Аксакова после его смерти также были переданы в Мураново.
Напротив главной усадьбы стоят яркий жёлтый домик. Это Кучерская. Здание было построено в 1870-х годах, но разрушилось в 1940-е годы, в 1969–1972 годах его восстановили. Сейчас домик используется как выставочный зал. Мне повезло попасть на выставку "Дыханье вечной красоты", посвященную цветам, их роли в искусстве. Среди экспонатов - копии гербарных композиций, созданных вдовой Фёдора Ивановича Тютчева и их дочерью.
Рядом с Кучерской расположены амбар (начала 20 века), в котором сейчас кафе, и сторожка (существовавшая как минимум в 1878 году). В кафе, кстати, можно вкусно и недорого перекусить. При этом, говорят, часть блюд готовится по старинным рецептам семьи Тютчевых.
Иван Фёдорович Тютчев сделал для деревеньки Мураново и окрестностей очень много хорошего. Он исполнял обязанности мирового судьи, построил школу и церковь. При церкви была сооружена колокольня, дожившая до начала 1930-х годов. Колокольня, которую видно на фотографии, была сооружена около 20 лет назад, чуть подальше от церкви, чем раньше, и используется сейчас как звонница.
Домовая церковь в усадьбе была в 1878 году перестроена из старой каменной кладовой конца 18 века. Освящена в том же году в честь Спаса Нерукотворного. Церковь видна от входа в усадьбу, находится сразу за кучерской и сторожкой - в северно-западной части парка, на краю оврага. Церковь действующая. Интерьеры в ней не сохранились.
Рядом с храмом похоронен Иван Фёдорович Тютчев.
От храма по направлению к флигелю через весь парк тянется старинная аллея. А рядом с ней высятся чудесные фонарики.
За главным домом в парке Иван Фёдорович в конце 1870-х годов построил для своих детей игровой домик по образцу деревенской избушки.
Домик обнесён оградой, вокруг него были настоящие грядки. Тютчев приучал своих детей к труду. Они сажали цветы и выращивали овощи, а также заботились о своём ослике, для которого к домику был пристроен сарайчик.
Вот такая чудесная усадьба сохранилась совсем недалеко от столицы. Надеюсь, в следующей статье получится подробнее описать интерьеры главного дома, фотографий нащёлкала много.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Московской области. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.