"Если учесть, что тюбики краски изготовлены фабричным способом и являются готовыми продуктами, можно сделать вывод, что все картины в мире созданы с помощью реди-мейдов и являются ассамбляжами"
Реди-мейд (от анг. "ready made" — готовый, сделанный) — термин придуманный Марселем Дюшаном в 1915 году. Он описывает бытовые объекты, волей художника вырванные из привычной среды и выставленные под непривычным ракурсом в музее или галерее. Письменное определение термина было опубликовано только в 1938 году в "Кратком словаре сюрреализма", написанном писателем Андре Бретоном и поэтом Полем Элюаром в качестве дополнения к каталогу "Парижской выставки сюрреалистов". В словаре оно было сформулировано так: "Обычный предмет, возведённый в ранг произведения искусства простым выбором художника". Хотя статья была опубликована под именем Марселя Дюшана (точнее, под его инициалами "MD"), сам автор утверждал, что именно Бретон написал эту статью для словаря.
Биография художника
Марсель Дюшан (1887-1968) — "отец-основатель современного искусства", французский и американский художник, шахматист, теоретик искусства, стоящий у истоков дадаизма, сюрреализма, кинетизма и концептуализма. Он родился в семье нотариуса и получил классическое образование. Его дед Эмиль Николя, два брата Жака Вийона, Ремона Дюшана-Вийона и сестра Сюзанна Дюшан-Кротти тоже были художниками. С 1902 года он начал заниматься живописью и переехал в Париж, где учился в частной академии Р. Жюлиана. Его ранние работы были вдохновлены постимпрессионизмом, фовизмом и живописью группы "Наби". Затем, через братьев он узнал о существовании кубизма и присоединился вместе с ними к группе "Пюто", участники которой делали акцент в своих работах на геометрических формах и на математических пропорциях, в частности, на золотом сечении.
Одной из самых значительных ранних работ Дюшана стала картина "Обнажённая, спускающаяся по лестнице" 1912, вдохновленная одноименной хронофотографией Эдварда Мэйбриджа. Работа отвергнута как кубистами, так и футуристами и со скрипом допускалась к участию в выставках, пока в 1913 году не была показана первой международной выставке современного искусства в Нью-Йорке — "Armory show" (Арсенальная выставка). Полотно вызвало скандал и стало главной мишенью для критики, о ней выходили разгромные статьи, где ее называли: "взрыв на кирпичном заводе", "циклон на гальке" и "час пик в метро". С одной стороны эта шумиха сделала из художника настоящую знаменитость и помогло продаже работы, с другой он разочаровался в живописи и стал искать для себя другие выразительные средства.
Предыстория
Существует предположение, что вдохновением для создания первого реди-мейда Дюшана стала работа французского журналиста, эксцентричного писателя и юмориста Альфонса Алле "Пожилые мужчины, поддерживающие друг друга, пьют абсент" 1880е. Произведение представляло собой обычную шторку, снятую с окна кареты, но вместо фигуративного изображения или декоративного паттерна на ней присутствовал абстрактный рисунок в технике мраморирование (краска наносится на воду и разводится в разные стороны с помощью инструментов, создавая необычные узоры, а затем предмет на несколько секунд прикладывается к воде, и на нем появляется узор). Эта саркастическая работа неоднократно выставлялась в Париже с 1883 по 1893 год на экспозициях, организованных абсурдистским движением "Бессвязные", основанным писателем и издателем Жюлем Леви.
Главные реди-мейды Марселя Дюшана (1913-1921)
"Мой замысел состоял в том, чтобы найти — не просто найти, а выбрать, определить наверняка — объект, который не будет привлекать ни красотой, ни безобразием. Найти точку безразличия, когда я смотрю на него. Конечно, можно сказать, что таких объектов сколько угодно. И в то же время их не так много. Когда долго смотришь на что-то, вещь вдруг становится ужасно интересной, можно даже в нее влюбиться. Но, как только она мне понравилась, я должен от нее отказываться. Так что выбор пал в конечном итоге всего на несколько объектов, полностью отличающихся друг от друга. За 30 лет я создал всего 13 реди-мейдов, и я рад, что они совершенно не похожи друг на друга. Иначе говоря, то, что они абсолютно разные, что между ними нет никакой связи, и доказывает, что в этих работах нет никакого стиля"
Большинство оригинальных работ, датированных 1913-1917 годами, были со временем утеряны. В 1960е годы галеристы и музейщики, желающие заполучить реди-мейды Дюшана себе в коллекцию, повлияли на то, что художник заказал создание многочисленных копий, основанных на ранних фотографиях. Часть из этих реплик имеет его подпись, а также указание номера в тираже. Художник настаивал на том, что сами по себе реди-мейды не являются уникальными, а значит их копия в полной мере передает тоже самое сообщение, что и "оригинал".
"Велосипедное колесо" 1913
Это велосипедное колесо без шины, закрепленное вилкой на расписном деревянном табурете, открывает новый путь для интеграции понятия движения в искусстве. Данный подход освобождает скульптуру от оков застывшей неподвижности, позволяя ей на мгновение менять свою природу и внешний вид под воздействием внешнего толчка. Поэтому произведение можно считать предтечей кинетического искусства. Некоторые исследователи отмечают, что "Велосипедное колесо" ещё не в полной мере соответствует реди-мейду, так как в нём автор физически вмешался в его создание, когда объединил два разных предмета.
"Велосипедное колесо" — моя первая готовая работа , настолько, что ее даже нельзя было назвать готовой . Видеть, как вращается это колесо, было очень успокаивающе, очень утешительно, это было открытие чего-то иного, чем повседневная жизнь. Мне понравилась идея иметь в своей мастерской велосипедное колесо. Мне нравилось наблюдать за ней так же, как мне нравится наблюдать за движением огня в камине.
"Сушилка для бутылок / Ёж" 1914
Это подставка, используемая для сушки винных бутылок после мытья, а также для сохранения их сухими до тех пор, пока они не будут наполнены. Объект был куплен Дюшаном в парижском универмаге "Bazar de lʼHôtel de Ville" в 1914 году и подвешен к потолку в мастерской за леску. Как подчёркивает французский искусствовед и биограф художника Каролин Кро, в отличие от первого своего опыта в этой технике, при создании "Сушилки для бутылок" он ничего не изменял в её конструкции, а придал ей новое содержание, благодаря каламбурной подписи "Ёж".
"В ожидании сломанной руки / Прелюдия к сломанной руке" 1915
Работа представляет собой обычную лопату для уборки снега с надписью "От Марселя Дюшана 1915" на ручке. Художник купил ее стразу после приезда в Нью-Йорк в хозяйственном магазине, а затем подвесил к потолку наподобие гильотины. Он стремился превратить ее в более угрожающий и менее простой предмет, чем кажется на первый взгляд. Одно из объяснений названия заключается в том, что если зимой не чистить дорогу, то можно легко подскользнуться, упасть и сломать руку.
"Фонтан" 1917
Это перевернутый на 90 градусов фаянсовый писсуар, снабженный подписью "R. Mutt 1917" (с англ. "mutt" - дурак) и биркой. По одной из версий, Дюшан прогуливался вместе друзьями по Пятой авеню в Нью-Йорке, художником Джозефом Стелла и коллекционером Уолтером Аренсбергом. Внимание художника привлекла витрина магазина сантехники, и в итоге он приобрел там стандартный писсуар фирмы J. L. Mott Iron Works. По другой версии, это был подарок от его подруги-дадаистки, однако сам он отрицал какое бы то ни было соавторство. Произведение было было анонимно отправлено на выставку "Общества независимых художников", но было отклонено комиссией (куда также входил Дюшан), с пометкой "Не искусство". Тем не менее Альфред Штиглиц сделал фотографию этого реди-мейда на экспозиции в Художественной галерее 291 (на заднем плане можно увидеть картину "Воины" Марсдена Хартли), а затем снимок был опубликован в дадаистическом журнале "Слепой человек".
"Свежая вдова" 1920
Это уменьшенная версия традиционного французского окна, поставленная на деревянную доску с надписью "FRESH WIDOW COPYRIGHT ROSE SELAVY 1920", бала сделана столяром, специально по заказу художника. Вместо стекол в этом окне установлены панели из черной кожи, которые заслоняют собой метафорический вид, ассоциирующийся с иллюзионистской живописью. Название было придумано благодаря каламбуру, возникшему при замене всего лишь трёх букв в словосочетании "French Window" (Французское окно). Так же примечательно, что здесь впервые появляется упоминание альтер-эго художника — Роза Селяви, в этом имени он зашифровал фразы: "Eros, c'est la vie" (с фр. Эрос — это жизнь), то ли "Arroser la vie" (Выпьем за жизнь).
"Мне захотелось поменять свою личность, и первое, что мне пришло на ум в поисках персонажа, это то, что у него должна быть еврейская фамилия. Я был католиком, и это было изменение, как переход из одной религии в другую! Однако я не нашёл фамилии, которая бы мне нравилась и искушала меня, тогда я подумал: а почем бы не изменить пол? Так родилась Рроза Селяви"
"Прекрасное дыхание, вода для вуалей" 1921
Это флакон французских духов Rigaud с крафтовой этикеткой и фотографией Мана Рея. Впервые образ Розы Селяви появился на фотографии Ман Рэя, а затем на флаконе духов, к которому художники приклеили этикетку с изображением Дюшана в женской шляпке и манто. На оригинальной этикетке на бутылке Риго было написано "Un air embaumé" (Ароматизированный или бальзамированный воздух), "Eau de Violette" (Фиалковая вода). Поменяв местами буквы "i" и "o", Дюшан и Ман Рэй получили "Eau de Voilette" (Вода для вуали). "Un air embaumé" было заменено на бескомпромиссное "Belle Haleine" (Прекрасное дыхание). Буква "R" в имени Rigaud стала "RS" в имени Роза Селяви. Вскоре после создания флакона Дюшан подарил это произведения Ивонне Шастель-Кротти, бывшей жене французского художника Жана Кротти (который женился на Сюзанне Дюшан в 1919). Она хранила эту работу всю свою жизнь.
"Почему бы тебе не Чихнуть, Роза Селяви?" 1921
Это белая клетка для птиц с несколькими деревянными жердочками, в ней 152 белых кубиков (похожих на кубики сахара, но сделанных из мрамора), ртутный термометр, кусочка панциря каракатицы и крошечное фарфоровое блюдце. Произведение сочетает в себе холод мраморных кубиков, теплоотдающие свойства сахарных кубиков, термометр, измеряющий температуру, и чихание, которое может возникнуть из-за холода. Комментируя название, Дюшан отметил, что существует разрыв диссоциации между чиханием по желанию и чиханием против воли.
"Я вспоминаю случай, когда Марсель Дюшан показать друзьям клетку для птиц: но вместо животных, она была наполнена кусками сахара. Он попросил их поднять клетку, и они удивились ее тяжести. То, что они приняли за куски сахара, на самом деле были маленькими кусками мрамора, которые Дюшан распилил специально для этой цели. На мой взгляд, этот фокус не хуже любого другого, и я бы даже сказал, что он стоит почти всех трюков в искусстве, вместе взятых" Андре Бретон
Малоизвестные реди-мейды Дюшана (1916-1919)
Реди-мейд не просто запечатлел момент отрицания традиционных ценностей, он стал катализатором для бесчисленных художественных поисков. Такой подход к созданию произведений искусства открыл дверь в мир, где концепция доминирует над исполнением, а обыденное превращается в объект созерцания и осмысления. Наследие Дюшана продолжает жить в современном искусстве, напоминая нам о том, что границы творчества условны и подвижны. Реди-мейд побуждает видеть искусство повсюду, в каждом предмете, в каждой идее, ожидающей своего интерпретатора. И, наконец, это вызов к переосмыслению привычного, к поиску нового смысла в старом, к признанию силы авторского замысла, способного преобразить мир вокруг.