Найти в Дзене

Тёмкино-Мертенсдорф: в поисках идеального восточно-прусского имения.

Южнее Правдинска у берега реки Лава стоит посёлок Тёмкино, а до войны здесь располагался усадебный комплекс Мертенсдорф, который можно было назвать идеальным примером восточно-прусских имений (что на картах обозначается немецким словом «Gut»), т.к. присутствовали все его составляющий: господский дом с прекрасным парком и искусственным прудом; хозяйственный блок с конюшней, хлевом, кузницей, амбаром; сельскохозяйственный участок. По понятным причинам в советское время всё это не нашло применения, т.к. принцип организации колхозов и самой логики поселения имел кардинально другой подход. Такова уж история, вот о ней и поговорим. Известно, что в 1662 году земли южнее Фридланда (совр. Правдинск) под названием Сортлак приобретает барон Бальтазар фон дер Гольц, к тому моменту служивший главой администрации Нейденбурга (ныне Нидзица, Польша). В 1804 году его правнук Эрхард фон дер Гольц женился на дочери соседа и унаследовал имущество – то самое имение Мертенсдорф. После того как в Сортлаке

Южнее Правдинска у берега реки Лава стоит посёлок Тёмкино, а до войны здесь располагался усадебный комплекс Мертенсдорф, который можно было назвать идеальным примером восточно-прусских имений (что на картах обозначается немецким словом «Gut»), т.к. присутствовали все его составляющий: господский дом с прекрасным парком и искусственным прудом; хозяйственный блок с конюшней, хлевом, кузницей, амбаром; сельскохозяйственный участок. По понятным причинам в советское время всё это не нашло применения, т.к. принцип организации колхозов и самой логики поселения имел кардинально другой подход. Такова уж история, вот о ней и поговорим.

Известно, что в 1662 году земли южнее Фридланда (совр. Правдинск) под названием Сортлак приобретает барон Бальтазар фон дер Гольц, к тому моменту служивший главой администрации Нейденбурга (ныне Нидзица, Польша). В 1804 году его правнук Эрхард фон дер Гольц женился на дочери соседа и унаследовал имущество – то самое имение Мертенсдорф. После того как в Сортлаке случился крупный пожар, Гольцы делают Мертенсдорф своим «родовым гнездом».

-2

Видимо семейству безумно понравилось в долине реки Алле, поэтому в 1881 году они продают свои владения в другой части Восточной Пруссии, у Балтийского моря. Интересно, сильно ли они жалели несколькими годами после сделки? Дело в том, что обременительными Гольцы посчитали земли в Пальмникене (совр. Янтарный), которые у них приобрёл Мориц Беккер, сделавший состояние на местном янтаре. Впрочем, каждый успешен в своём деле.

Усадебный комплекс Мертенсдорф.
Усадебный комплекс Мертенсдорф.

Усадебный комплекс Мертенсдорф постепенно расширялся, на въезде в него установили массивные столбы ворот (рядом построили жильё для казначея), от которых дорога вела к господскому дому постройки конца XVII века. Неподалёку располагался дом управляющего, примыкающий к амбару. Широкая лестница дворца Гольца выходила в превосходный парк с дубами, каштанами, буками. Перед усадьбой цвели розы и тюльпаны, имелся яблоневый сад и пруд с лебедями. Сам парк устроили по английскому принципу, вписав в ландшафт красивого берега Алле. На прогулочных дорожках установили лавочки с которых открывался чудесный вид на реку, в глубине парковой зоны построили капеллу.

Памятник Первой мировой войны, совр. состояние.
Памятник Первой мировой войны, совр. состояние.

После Первой мировой войны в 1925 году на территории имения установили обелиск памяти прямоугольной формы с треугольным завершением, сложенный из тесаного камня и с надписью: «Помните о мертвых» (нем. «Gedenken der Toten»).

Мемориал Эрхарду Гольцу.
Мемориал Эрхарду Гольцу.

На фамильном кладбище был захоронен член семьи Гольц - лётчик, погибший в конце Первой мировой войны. В 1920 году на месте могилы поставили мемориал, в верхней части которого изображен орден Железного креста, ниже – мемориальная доска с надписью: «Верный до самой смерти кайзеру и Рейху погиб в воздушном бою во Франции лейтенант барон Эрхард фон дер Гольц. 12.08.1896 - 13.08.1918».

-6

До 1934 года на втором этаже господского дома, с той стороны откуда с балкона открывался вид на хозяйственный двор, проживал управляющий, а после его смерти сюда заселился сын владельца усадьбы Виттинг Гольц со своей супругой Эллен. Таковым было решение на тот момент хозяина имения барона Юлиуса Гольца, который считал, что будущие наследники поместья с младенчества должны наблюдать за жизнь на сельскохозяйственном дворе.

-7

После смерти старшего Гольца в 1936 году супружеская пара унаследовала имение. В своих биографических воспоминаниях Эллен описала жизни в предвоенном Мертенсдорфе: «Над входом в цоколе красовалась оленья голова с золотыми рогами, холл был в 5,5 метров высотой, по обе стороны шли лестницы на второй этаж. Это был уютный красивый дом, богато обставленный. Время шло, рождались дети, хозяйство развивалось. Построенная гидроэлектростанция на Алле дала электричество. Виттинг был хорошим хозяином, работники усадьбы его уважали и любили. Они разводили лошадей, коров, свиней. Война перевернула всё».

-8

Семья Гольц до последнего не хотела покидать своё «родовое гнездо». Лишь во второй половине января 1945 года, когда уже была слышна артиллерия в соседних деревнях, Виттинг и Эллен с детьми и частью работников оставили родные места.

Конец девяностых, усадьба после пожара.
Конец девяностых, усадьба после пожара.

В феврале 1945 года в господском доме недолго квартировали лётчики полка «Нормандия-Неман». Как писал Франсуа де Жоффр: «Размещаемся в имении одного прусского барона, убитого на Восточном фронте. Парк и лужайки служат для нас летным полем». В мирное время в этих стенах располагался клуб посёлка Тёмкино, коим отныне стало имение Мертенсдорф.

-10

В 1996 году 86-летняя Эллен приезжала в уже российский посёлок. Не желая принимать увиденные изменения, расплакалась. Она объехала улицы посёлка на инвалидной коляске, разбрасывая по пути красные ленточки. Во время посещения семья, предварительно получившая разрешение от областной администрации, произвела работы по восстановлению Военного мемориала. Эллен более не возвращалась в посёлок и умерла в возрасте 101 года.

Всё, что осталось от господского дома.
Всё, что осталось от господского дома.

В конце девяностых в усадьбе случился пожар. Полностью выгорел второй этаж. Здание окончательно забросили и пустили на строительные материалы. На сегодняшний день от имения остался только элемент входного портала господского дома, въездные колонны и дом казначея рядом с ними. В советское время парк превратился в стадион, ныне запущен и зарос. Фамильное кладбище перекопано, плиты разбиты.

-12

Впрочем, в деревне еще сохранились и используются дома, которые были частью сельскохозяйственного двора Мертенсдорфа.

© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Вся история любимой области – в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в электронном формате (pdf).
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта:
knowprussia.tilda.ws

-13

Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.