Период с 1826 по 1829 годы в жизни Александра Сергеевича Пушкина становится поворотным этапом, отмеченным не только возвращением к полноценной творческой деятельности после вынужденной ссылки в Михайловское, но и глубокими внутренними переменами, отражёнными в его письмах, судьбоносных поездках, а также в изменениях в круге общения и взглядов на жизнь и творчество.
1. Возвращение к литературной жизни и общественной деятельности
После нескольких лет вынужденной изоляции в Михайловском Пушкин получил возможность вновь сблизиться с культурной жизнью столицы. Освобождение от условия отдалённости, навязанной ссылкой, дало ему простор для новых литературных поисков и активное общение с представителями литературных кружков Петербурга.
Именно в эти годы он начинает вновь интенсивно переписываться с современниками, обсуждать вопросы художественного метода и общественного устройства, что позднее отразится в его творческих экспериментах.
Улучшению его жизни способствовала личная встреча с императором Николаем I, который пообещал освобождение от цензуры. Однако, в реальности император поручил лично Бенкендорфу надзор за гением. Тот принялся за это дело с особым рвением:
- В порыве горя после гибели Пушкина Жуковский написал Бенкендорфу исключительно смелое письмо, в котором говорил: «Позвольте сказать искренно. Государь хотел своим особенным покровительством остепенить Пушкина и в то же время дать его гению полное его развитие; а вы из сего покровительства сделали надзор, который всегда притеснителен…» - А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 363–364
Император рассчитывал после разгрома восстания декабристов не прослыть тираном. Поэтому, решил полиберальничать, избрав для этого Пушкина.
2. Творческий подъем и эволюция мировоззрения
Вернувшись из ссылки, Пушкин переживает заметное внутреннее обновление. Отдаленность от шумной интеллигенции и постоянное наблюдение за жизнью провинции в Михайловском оказывали давление, но именно там он успел переосмыслить свои идеи и найти новые ориентиры. В этом периоде он начинает отходить от ранних, несколько очерченных представлений о роли поэта как простого балладиста, стремясь к более сложной, многогранной форме выражения. Уже в зачатках позднейшего «Евгения Онегина», который станет вершиной его творчества, слышны искры перемен – в языке, теме и композиционной задумке.
3. Вдохновение Кавказом: поездка 1829 года
Особое место в эти годы занимает путешествие на Кавказ, которое совершил Пушкин в 1829 году. Это путешествие стало источником мощных впечатлений, которые не только всколыхнули его воображение, но и повлияли на эстетический строй поэта.
Кавказ с его драматическими пейзажами, экзотической атмосферой и колоритом местного этноса стал своего рода живой картиной, отражённой сначала в поэтических зарисовках, а затем – в целостном произведении «Кавказский пленник».
Контрасты, динамика и трагизм горного мира позволили писателю обрести новые образы, насыщенные эмоциональностью и символизмом, что в дальнейшем стало одной из характерных черт его творчества. Пушкин даже поучаствовал в боях русско-турецкой войны 1828-1829 годов.
4. Личный опыт и внутренние переживания
Возвращение к активной жизни в Петербурге и поездка на Кавказ стали для Пушкина возможностью не только творческих экспериментов, но и личностного роста. Освободившись от оков принудительного затишья, он начал больше ценить свободу слова и выражения, ощущая свою ответственность перед народом и будущим русской литературы.
Этот период отмечен рядом заметных перемен: от более свободной, романтичной души юности к зрелости, способной видеть сложность судьбы отдельного человека и всей нации в целом. Именно тогда поэт начинает осознавать, что литература – это не только игра слов и сказ, но и осмысленный взгляд на общественные и исторические процессы.
Также, Пушкин не прерывает отношения с декабристами:
- …во время добровольного изгнания нас, жен сосланных в Сибирь, он был полон самого искреннего восхищения: он хотел передать мне свое “Послание к узникам” (“Во глубине сибирских руд…” – Ю. Л.) для вручения им, но я уехала в ту же ночь, и он передал его Александре Муравьевой - А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 215.
В его записях встречаются рисунки повешенных декабристов, что показывает его постоянные размышления на эту тему.
5. Социокультурное окружение и влияние на творчество
В 1826–1829 годах Пушкин налаживает тесные связи с представителями литературного и интеллектуального круга Петербурга, что позволяет ему обмениваться идеями с коллегами-единомышленниками. Эти общения способствуют расширению его взглядов, дают новые творческие ориентиры и актуализируют вопросы гражданской ответственности, истории и национальной идентичности. Наблюдая за изменениями в общественной жизни, он начинает писать произведения, в которых тема свободы, судьбы народа и вечной борьбы между личностью и властью становятся центральными.
- Особенно близко Пушкин сближается с так называемым московским кружком "любомудров": Д. Веневитинов, С. Шевырев, М. Погодин, В. Одоевский, И. Киреевский и др.
Пушкин участвует в издании литературного журнала "Московский вестник". Здесь ему начинают выплачивать определенные гонорары - за год выходило до 1000 рублей. Пушкин опубликовав в нем сцены из «Бориса Годунова», отрывки из «Евгения Онегина» и ряд стихотворений («Чернь», «Стансы», «Пророк», «Поэт» и др.).
Не отставала от поэта и власть. Император заказал ему "Записку о воспитании". Посредством этого, хотели выявить намерения и мысли поэта.
Также вокруг него крутились шпионы, которых в то время развелось несчетное количество:
- Москва наполнилась шпионами. Все промотавшиеся купеческие сынки; вся бродячая дрянь, неспособная к трудам службы; весь сброд человеческого общества подвигнулся отыскивать добро и зло, загребая с двух сторон деньги: и от жандармов за шпионство, и от честных людей, угрожая доносом - Цит. по: Штейнберг А. А. Пушкин и Е. Л. Панова // Временник Пушкинской комиссии. 1965. Л., 1968. С. 50.
Подытоживая, можно сказать, что годы 1826–1829 стали для Александра Пушкина периодом глубоких преобразований. Освобождение от состояния изоляции, оживление творческого процесса, впечатлительная поездка на Кавказ и расширение интеллектуальных горизонтов способствовали тому, что поэт обрел новые силы и идеи для дальнейшего литературного самовыражения. Эти изменения предвосхищали его последующие шедевры, в которых уже звучали опыт, мудрость и тонкое понимание жизни, ставшие впоследствии фундаментом русской литературы.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!