Найти в Дзене

Краткая история компании Loetz Witwe и ее стекла.

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые витрофилы.

Сегодня мы поговорим о временах былых. Тема будет немного отличаться от обычных наших постов и статей – небольшой экскурс в историю, который мы проведем вместе с официальным сайтом поклонников Loetz Witwe. Вся эта информация взята с их официального сайта (Да! Бывают на свете такие люди, которые за свой счет собирают и хранят информацию!)

Итак, начнем!

Loetz Witwe фабрика в середине 19 века
Loetz Witwe фабрика в середине 19 века

В 1836 году Иоганн Эйснер основал стекольный завод в южночешском городе Клостермюле, который сегодня является частью Чешской Республики и называется Клаштерский Млын. Его наследники продали стекольный завод Мартину Шмиду в 1849 году, а два года спустя Шмид продал его Франку Герстнеру, адвокату, и его жене Сюзанне. Сюзанна была вдовой (по-немецки «Witwe») Иоганна Лётца, стеклодела, о котором мы знаем очень мало.
Герстнер передал единоличное владение Сюзанне незадолго до своей смерти в 1855 году, и она успешно руководила и расширяла компанию в течение последующих 20 лет, производя в основном хрусталь, накладное и расписное стекло.
В 1879 году Сюзанна передала компанию — теперь называемую «Иоганн Лётц Витве» — Максимилиану фон Шпауну, сыну ее дочери Каролины. Год спустя фон Шпаун нанял Эдуарда Прохаску, и они вдвоем модернизировали фабрику и внедрили новые запатентованные технологии и процессы.

Период историзма

Marmorisierte или мраморное стекло (халцедоновое)
Marmorisierte или мраморное стекло (халцедоновое)

Первыми плодами этого сотрудничества стали захватывающие инновации в стекле в стиле историзма, включая интарсию и стекло Octopus, а также очень популярное мраморное стекло («marmorisierte»), имитирующее полудрагоценные камни, такие как красный халцедон, оникс и малахит. Успех на выставках в Брюсселе, Мюнхене и Вене увенчался наградами на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

Знаменитый декор Octopus
Знаменитый декор Octopus

В 1897 году фон Шпаун впервые увидел стекло Tiffany Favrile, выставленное в Богемии и Вене, и это убедило его, что стиль ар-нуво также является направлением для Loetz Witwe. Следующие восемь лет стали самым художественно значимым и прибыльным периодом за всю историю компании.

Tiffany Favrile
Tiffany Favrile

Период модерна – годы расцвета

мСтекольный завод создал большое количество собственных новых дизайнов переливающегося, тянущегося стекла в стиле ар-нуво, иногда в сотрудничестве с известными художниками и дизайнерами, такими как Мари Киршнер и Франц Хофштеттер (он же Франц Хофштеттер). Расцвет стекла в стиле ар-нуво Loetz был олицетворен так называемой серией дизайнов Phänomen, многие из которых были разработаны Хофштеттером, которая выиграла Гран-при (наряду с Тиффани, Галле, Даумом и Лобмейром) на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Успех компании в этот период был обусловлен двумя основными факторами — техническим опытом Прохаски и деловой хваткой фон Шпауна. Loetz Witwe создала множество собственных дизайнов, а также поставляла стекло по заказу крупных клиентов, таких как Э. Баколовиц (Вена) и Макс Эммануэль (Лондон).

Рассвет ар-деко – трудный переход

Хотя в 1904 году была получена еще одна награда — Гран-при на Всемирной выставке в Сент-Луисе, продажи начали терять обороты, поскольку интерес к стеклу Phänomen пошел на убыль. Требовались новые художественные импульсы, чтобы компенсировать отсутствие внутренних инноваций, и Loetz Witwe усилила свое сотрудничество с венскими дизайнерами, такими как Леопольд Бауэр, Отто Пручер и Йозеф Хоффман.

В 1909 году Адольф Беккерт — специалиста по травленому декору — назначается новым художественным руководителем фирмы. В том же году фон Шпаун передал управление стекольным заводом своему сыну Максимилиану Роберту.
Максимилиан Роберт был менее эффективен в управлении стекольным заводом, чем его отец, и финансовые проблемы усугубились, что привело к объявлению Лётца Витве банкротом в 1911 году. Инфляции семьи фон Шпаун и постоянные усилия Прохаски означали, что стекольный завод все еще мог работать, в частности, благодаря гравированным рисункам Хоффмана, Ганса Болека и Карла Вицмана, но компания получила еще один удар, когда Беккерт ушел в 1913 году. Новые гравированные рисунки, а также недавно представленное стекло Tango были показаны на выставке Deutsche Werkbund в 1914 году, но затем последовал двойной удар: крупный пожар на стекольном заводе и начало Первой мировой войны.

Упадок и падение Лётца

После войны временная передышка была достигнута благодаря производству популярного цветного опалового стекла, но затем неизбежные инвестиции в реконструкцию стекольного завода в 1920 году привели к новым финансовым проблемам. Не имея новых идей, Loetz Witwe вернулся к адаптации своих старых декоров в стиле ар-нуво к стилю ар-деко и к изготовлению старомодных камейных стекол и стеклянных животных; но продажи продолжали падать.
Великая депрессия в конце двадцатых и еще один пожар в 1930 году сильно ударили по компании, и в тридцатые годы стекольный завод несколько раз менял владельцев, часто был вынужден закрываться на длительные периоды и, наконец, снова объявил о банкротстве в 1939 году после немецкого вторжения.

Столетняя жизнь компании Вдовы Лётц оказала колоссальное влияние на прикладное искусство Европы, введя ряд новых технологий обработки стекла. И, конечно, визиткой Лётц стали вазы в стиле Ар-Нуво из иризованного стекла. Для лучшего ознакомления с произведениями Loetz Witwe прошу посетить сайт https://www.loetz.com/