Найти в Дзене
Не всё о человеке

Тяжело быть богом.

Подслушал как-то разговор кота и собаки. Собака рассказывала коту: «Старик меня любит. Гав. Он обо мне заботится. Гав. Играет со мной. Кормит. Ухаживает. Гав. Наверное, он – Бог?!» Кот внимательно выслушал и говорит: «Старик, меня любит. Мяу. Он обо мне заботится. Мяу. Играет со мной. Кормит. Ухаживает. Мяу. Наверное, Я – Бог?!» Одна и таже жизнь и события, но два разных взгляда. Сегодня задумаемся над двумя вопросами: куда и как мы смотрим? Глазами собаки или глазами кота? Исходя из моего багажа, нахожу, что есть пять направлений куда может быть устремлен наш взор: - Как сказал Шекспир «Я обращу глаза зрачками в душу», то есть человек может смотреть внутрь себя. - Человек может смотреть на себя. - Человек может созерцать красоту мироздания - окружающий мир. - Человек может смотреть на людей, которые его окружают - Человек может смотреть на Бога, как говорит писание «…то мы с открытым лицом взирая на славу Господню …» Отмечу, что эпоха, в которой живёт человек, формирует на нём «очки»,

Подслушал как-то разговор кота и собаки. Собака рассказывала коту: «Старик меня любит. Гав. Он обо мне заботится. Гав. Играет со мной. Кормит. Ухаживает. Гав. Наверное, он – Бог?!»

Кот внимательно выслушал и говорит: «Старик, меня любит. Мяу. Он обо мне заботится. Мяу. Играет со мной. Кормит. Ухаживает. Мяу. Наверное, Я – Бог?!»

Одна и таже жизнь и события, но два разных взгляда.

Сегодня задумаемся над двумя вопросами: куда и как мы смотрим? Глазами собаки или глазами кота?

Исходя из моего багажа, нахожу, что есть пять направлений куда может быть устремлен наш взор:

- Как сказал Шекспир «Я обращу глаза зрачками в душу», то есть человек может смотреть внутрь себя.

- Человек может смотреть на себя.

- Человек может созерцать красоту мироздания - окружающий мир.

- Человек может смотреть на людей, которые его окружают

- Человек может смотреть на Бога, как говорит писание «…то мы с открытым лицом взирая на славу Господню …»

Отмечу, что эпоха, в которой живёт человек, формирует на нём «очки», через которые он смотрит на мир и определяет куда будет устремлён взгляд.

Философы и культурологи согласны с тем, что со времён античности до наших дней историю можно разделить на три эпохи. Здесь нельзя назвать точную дату, более важна суть.

Период с первых веков нашей эры и до середины шестнадцатого века относят к эпохе премодерна. Сутью этой эпохи был – Бог. Сокральное играло ключевую роль как в сознании отдельного человека, так и в культуре общества в целом. Человек этой эпохи без сомнения смотрит на всё глазами «собаки» из нашей притчи. Он смотрит в первую очередь на Бога, через священное писание, и весь окружающий мир он воспринимает через эти очки.

С середины шестнадцатого века и до половины двадцатого века отделила для себя эпоха модерна. Эпоха сомнений и отрицаний. Человек снимает с себя очки эпохи премодерна, желая воспринимать этот мир без религиозной призмы. Здесь взгляд человека отводится от Бога, а если человек и смотрит на Бога, то с большим сомнением и недоверием. Человек устремляет свой взгляд на окружающий его мир и людей. Человек начинает возделывать металл и возделывать социальную среду. Строится индустриальное общество: Реформа католической церкви и её последствия, эпоха Буржуазных революций, падение монархи, научно-техническая революция, теория Дарвина. Становление гражданских прав и свобод. В этот период человек ещё не смотрит на мир глазами нашего кота, но уже точно не смотрит глазами нашей собаки.

С середины двадцатого века, после мировых войн, начинается эпоха постмодерна. Модерн, отрицая и разрушая всё на своём пути, закончил тем, что разрушил себя самого. Человек эпохи постмодерна дезориентирован. Нет чёткого направления. Нет ясных истин. Всё относительно. Нет верного и неверного. Человек стал вбирать всё в себя. Развивается общество потребления. Человек начинает смотреть только на себя, развивается культ человеческого тела, бьюти и фитнес индустрии, пластическая хирургия. Из-за дезориентации человек пытается разобраться, заглянуть внутрь себя, но делает это посредством психологии, окультизма и «марафонов успеха». Он смотрит внутрь себя через себя самого. Он сам и пациент и врач самого себя. Человек становится центром бытия, человек воцаряется, каждый отдельный человек становится богом в созданном им мире. Человек больше не созерцает мироздание, появляются проблемы в экологии. Человек больше не внимателен к людям вокруг него, он рассматривает их со своего престола как инструмент, как средство, как сегодня говорят - еденицу. И человек эпохи постмодерна твёрдо и уверенно произносит фразу нашего кота: «значит Я – бог»

Апостол Павел в послании к Тимофею называет эти времена – тяжкими. «Люди станут самолюбивы…» – пишет Павел.

На сей счет у меня нет оптимистических иллюзий. Я не сомневаюсь, что в ближайшем будущем на Марсе будет установлен флаг одной из стран, но также не сомневаюсь в том, что воронка человеческого эгоцентризма будет всё больше закручиваться вокруг собственного «Я». Эту статью я назвал «Тяжело быть богом». Действительно, это так .Это тяжело для человека, который взял на себя не свою ношу, стал рабом себя самого. Эго поедает всё человеческое в человеке, но не насыщается. Хочет забрать всё до последнего кадранта.

Это не писсимистичная статья, с констатацией того как всё плохо, напротив – это призыв к труду. Расширять и наполнять меру человечности, которая определяется собственной внутренней ежедневной работой.

Закончу словами из записок Фёдора Достоевского: «Я не уныл и не пал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не упасть – вот в чём наша жизнь, в чём задача её».

Всем сил и небесной поддержки!