Рудник «Садовый» сыграл в истории «Дальполиметалла» значительную роль. За 27 лет (с 1971 по 1997) на месторождении, расположенном всего в 15 км. от фабрики, добыли почти 5 млн тонн руды, из которой извлекли в концентраты 111 950 тонн свинца и 164 235 тонн цинка.
Одним из первооткрывателей Садового полиметаллического месторождения являлся геолог Феликс Иванович Ростовский, в целом же это заслуга 27-ой геолого-разведочной экспедиции.
Ещё в 1969 году при проведении геологосъёмочных и поисковых работ масштаба 1:10000 Тетюхинская экспедиция сделала первые выводы о возможной промышленной перспективности этого района.
В 1970-м площадь предварительно разведали бурением с поверхности и очень быстро установили, что руда есть. В октябре того же года рудную залежь Мартовскую вскрыли штольней №1 и прошли её сечением 11,3 м² на глубину 105 метров.
К концу 1970 года силами геолого-разведочной экспедиции Мартовскую залежь поставили на баланс предприятия - научно-технический совет оценил её в 1,6 млн тонн по категории С2.
В 1971 году на руднике Садовом прошли 2014 метров под земных горных выработок (при плане 1844 м). Затраты на детальную разведку месторождения составили 2 млн 883 тысяч рублей. Так начиналась история «Садового», открытого геологами 27-ой экспедиции, в том числе, Феликсом Ростовским.
Далее будет абзац с информацией геологического характера о месторождении "Садовое", те, кого мало интересует геология могут его смело пропустить.
Участок месторождения сложен брекчиями, песчаниками, алевролитами и известняками верхнего триаса, смятыми складки и несогласно перекрытыми верхнемеловыми - плиоценовыми туфами и туфолавами липаритовых порфиров, а также конгломератами и песчаниками того же возраста. Это двухярусное сооружение разбито сбросами, часть из которых выполнена дайками гранодиорит-порфитов и диабазовых порфитов. Основное значение на месторождении имеет залежь Мартовская, представляющая собой серию скарново-сульфидных линз, осложненных ответвлениями. Эта залежь приурочена к сводной части блока известняков, погруженного в толщу триасовых песчаников и алевролитов, перекрытых более молодыми осадочными и вулканическими породами. Она не достигает земной поверхности 160-200 метров. В состав руд входят геденбергит, гранат, аксинит, волластонит, ильваит, родонит, калиевый полевой шпат, альбит, цоизит, актинолит, хлорит, мусковит, серицит, пренит, цеолиты, кварц, кальцит, флюорит, а из рудных минералов - галенит, сфалерит, халькопирит, пирит, арсенопирит, шеелит, касситерит. Как в триасовых песчаниках и сланцах нижнего структурного яруса, так и в вулканических породах верхнего яруса известны жилы кварц-галенит-сфалеритового состава, возникшие позднее скарновых тел. Их формирование сопровождалось широкой пропилитизацией и локальным появлением хлорит-серицитовых измененных пород, с сопутствующими линейными ореолами эндогенного рассеяния, наиболее отчетливыми для цинка, свинца и серебра.
Изначально участок Садовый был организован на базе одноименного месторождения, открытого геологами в 1969 году. Структурно он относился к руднику Верхний, входящему в объединение "Дальполиметалл". На участке для целей скорейшего начала добычи богатой руды решено было внедрить самую современную высокопроизводительную горную технику.
При проходке штольни, ведущей к рудному телу, впервые была использована погрузочная машина непрерывного действия в комплексе с вагонами, оснащенными донным конвейером. Овладев новой горной техникой, бригада А.В. Мулахметова за месяц прошла более 600 метров штольни большого сечения.
На долю бригады В.Н. Журавко выпала не менее трудная задача - пройти подходные горные выработки к рудному телу и рассечь его системой штреков по совершенно новой методике. Горняки, не имевшие еще опыта работы с новым оборудованием, решились на проходку с поставленной целью 500 метров выработки за 31 рабочий день, в результате фактически пройдя 620 метров.
На участке Садовый рудника Верхний активно применялась самоходная техника на подземных горных работах, опыт их использования показал, что помимо многократного роста производительности повышается уровень безопасности труда горняков, сводятся к минимуму наличие профессиональных заболеваний горняков. Управление самоходными буровыми станками полностью исключает контакт машиниста с вибрирующим инструментов, а это имеет решающее значение в профилактике вибрационных заболеваний.
Подвесные манипуляторы самоходных буровых установок позволяют правильно оформить свод горной выработки и тем самым увеличить устойчивость кровли.
Управляя самоходной буровой установкой, оператор находится в 5-6 метрах от фронта забоя. Благодаря этому практически сводится к нулю опасность травмирования осколками породы, к тому же оператор находится вне зоны максимальной запыленности забоя, а сами самоходные машины оснащены мощными источниками света, что позволяет безопаснее и эффективнее работать.
С помощью самоходных машин достигался высокий темп увеличения объемов производства и роста производительности труда. Участок Садовый рудника Верхний, который стал основным полигоном применения самоходного оборудования, в 1977 году по отношению к 1975 году было добыто в 2 с лишним раза больше руды. Участок превратился в самостоятельный рудник объединения "Дальполиметалл".
В 1980 году на Садовом появились подземные дизельные автосамосвалы типа МОАЗ в комплексе с погрузочными машинами непрерывного действия. Внедрялись инновационные очистные комплексы, сконструированные на базе проходческих комплексов КВП в 1978 году на Приморском руднике.
Однако жизнь любого рудника рано или поздно заканчивается с истощением рентабельных (экономически обоснованных) запасов отрабатываемого им месторождения. Так случилось и с Садовым, и вот прошло уже 28 лет с тех пор, как рудник «Садовый» был отработан и ликвидирован.
А теперь перенесемся в наши дни и обследуем заброшенные подземные горные выработки рудника Садовый, таящие в себе много того, от чего даже у бывалых исследователей захватывает дух.
Перед началом повествования об исследовании рудника я просто обязан напомнить читателям о том, что посещение заброшенных горных выработок, шахт, рудников крайне опасно для жизни и здоровья, они таят в себе сотни опасностей, многие из которых совершенно не очевидны и не заметны. Поэтому не имея достаточного багажа знаний, опыта, навыков, а также необходимого оборудования с запасом, посещать такие места категорически не рекомендуется.
Наземная инфраструктура рудника полностью руинирована, а устье и портал главной выдающей штольни "Садовая", портал который вы могли видеть на исторических снимках выше, при рекультивации подорваны и полностью погребены тысячами тонн горной породы. Сегодня не каждый отыщет на местности даже следы бывшего портала.
Но как и любого рудника у Садового не единственный выход на поверхность. И мы отправляемся в горы на поиск другой штольни. Задача не самая простая, учитывая тот факт, что на улице жара, а Приморская растительность нещадно поглощает все окружающее, к тому же после недавнего тайфуна рельеф местности существенно изменился. В таких условия старый портал штольни легко не заметить. Но мы знаем где искать и вскоре стоим на встречу леденящему ветру, выдуваемому из штольни.
Портал частично засыпан горной породой, а сверху несколько продавлен горным давлением.
Сразу за бетонным порталом штольни следует ее устье, которое при рекультивации как раз обычно и гасят (чаще всего обрушают подрывом или засыпают). Но в данном случае этого не было сделано, устье было лишь забутовано и несколько засыпано, а забутовка впоследствии пробита охотниками за металлом.
Далее следует существенно обводненный участок большого квадратного сечения в бетонной обделке длиной около 150 метров. Обделка — постоянная строительная конструкция, закрепляющая выработку подземного сооружения и образующая её внутреннюю поверхность. Обделка воспринимает действующие нагрузки и защищает сооружение от проникания грунтовых вод.
Зимой здесь царство льда, но в разгар лета воды оказалось примерно по пояс и мне пришлось перевозить по очереди двоих своих товарищей сначала в одну сторону, потом так же в обратную, плюс "рейс" с вещами, так как я был в рыбацком комбинезоне, а остальные имели защиту от воды лишь до колена.
Кровля и борта выработки полностью покрыты черным налетом, что сразу же сообщает о том, что здесь активно использовалась дизельная самоходная колесная техника. Все в нагаре от выхлопных газов.
После непродолжительного прямого участка начинается спиральный транспортный уклон вниз, из которого в левую сторону расходятся орты к буровым камерам.
И первая же такая коротенькая орта сразу приводит нас к буровой камере, она огромна, но то, что мы увидим в дальнейшем заставит нас изменить свое мнение.
Орт (орта) — горизонтальная подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на поверхность и проведённая в сторону кровли или подошвы пласта полезного ископаемого или от кровли до подошвы, предназначена для транспортировки породы от забоя или буровой камеры к главной транспортной магистрали. Говоря простыми словами, орта - это заезд к непосредственно месту добычи руды.
Мы начинаем планомерно спускаться по спиральному транспортному уклону и вскоре встречаем гезенк с металлическими площадками и лестницами. При дальнейшем изучении рудника мы узнаем, что эта вертикальная выработка, является людским ходком - запасным выходом со склада взрывчатых материалов и его глубина около 130 метров.
Гезенк — подземная вертикальная или крутая наклонная горная выработка, проходимая по падению рудного тела (сверху вниз), не имеющая непосредственного выхода на поверхность.
Разумеется спускаться по ходкам не лучшая идея и мы продолжаем свой путь по спиральному транспортному уклону. К слову угол уклона довольно существенный и это хорошо ощущается, когда поднимаешься по нему вверх.
Однако только при таком угле наклона возможно решить проблему перемещения самоходной колесной горной техники своим ходом при разнице высот в данном случае более 150 метров сравнительно небольшим по протяженности путем.
Вскоре попадается очередная орта, ведущая к огромной буровой камере - той самой, к которой мы подходили ранее, только теперь мы вышли к ней с обратной стороны и чуть ниже.
В правой верхней части на противоположной стене буровой камеры можно увидеть конец орты, в которую мы заходили ранее, и сравнить насколько она мала. При этом полезно будет знать, что высота выработки ориентировочно 4,2 метра, а на фото лишь маленький фрагмент самой верхней части буровой камеры.
Посмотрев на абсолютно непросвечивающуюся мощными фонарями буровую камеру, мы возвращаемся на уклон.
На фото хорошо виден в сравнении с размером выработки рост и размер человека. Горная техника хоть и приземистая, но все же довольно крупная, ей нужно пространство для передвижения. При этом встречный разъезд техники возможен лишь на площадках разъездов, которые выполнены специально для этих целей. А при проезде по транспортному уклону самоходной техники люди осуществляют движение по бетонному ходку вдоль борта выработки, но они есть не везде, и там где их нет, при проезде техники люди уже пройти не смогут, техника останавливается, а люди проходят, после чего движение техники возобновляется. В горных выработках тоже есть правила дорожного движения, знаки и даже светофоры, и правила все соблюдают, ведь иначе это может стоить кому-то здоровья или жизни.
Через какое-то время мы снова заходим через очередную орту к буровой камере. Диаметр спирали транспортного уклона становится больше, а орты длиннее. И все потому, что буровая камера простираясь по падению также расширяется. И тут перед нами предстает такое зрелище.
Подойдя к краю орты мы замираем от восхищения и смятения, перед нами предстает бесформенное пустое горное пространство, которое мы втроем после немалых усилий на максимальной выдержке фотоаппарата смогли просветить мощными фонарями.
К сожалению поместить человека в кадр возможности нет просто физически, но я вас уверяю, что если бы он там оказался, то вы бы его все равно не увидели, ведь по сравнению с буровой камерой он был бы просто песчинкой.
Поговорим не много о том, что же такое буровые камеры, зачем они нужны и почему они такие большие.
Камерная система разработки рудных месторождений имеет две разновидности, известные в горной литературе под наименованиями этажно-камерная система разработки и система разработки с подэтажной отбойкой или подэтажных штреков. Мощные крутые залежи отрабатывают камерами с оставлением целиков, руду отбивают в основном скважинами, пробуренными из подэтажных ортов или штреков (подэтажная отбойка). В начале в камере формируют, отрезную щель, на которую затем отбивают руду вертикальными слоями. Доставка руды по очистному пространству самотечная. Выпускают руду через выработки в основании камеры. После выемки камер погашают целики (то есть обрушают). Руда и боковые породы должны быть при этом устойчивыми. В залежах малой и средней мощности камеры располагают по простиранию. Высота этажа ограничивается устойчивостью обнаженных боковых пород. В мощных залежах камеры располагают вкрест простирания. Высота этажа ограничивается устойчивостью руды. Высота этажа колеблется в пределах от 50—60 м в залежах малой и средней мощности при неправильных контактах и недостаточно крутом падении до 100—170 м в залежах средней мощности и мощных с крепкой устойчивой рудой и очень крутым падением. При высоте этажа более 100 м могут быть оборудованы вспомогательные горизонты. Высота подэтажа колеблется от 8—12 до 30—40 м, в зависимости от типов буровых станков. Ширина камер при разработке по простиранию равна мощности залежи, длина 30—60 м в зависимости от устойчивости боковых пород. В мощных месторождениях длина камер равна мощности залежи (до 70—80 м), ширина 10—30 м, в зависимости от устойчивости рудной потолочины или боковых пород. Ширина междукамерных целиков 8—15 м.
Если же говорить простым языком, то камерным способом отрабатываются довольно плотно-сконцентрированные залежи как правило вертикального простирания путем скважинного бурения и последующего подрыва с разных точек. Руда при этом сначала выбирается из места разработки камеры, а после уже путем ее откатки с нижней точки буровой камеры, куда она падает самостоятельно при отбойке (подрыве). Мелкие буровые камеры могут разрабатываться единой камерой, но крупные, такие как здесь отрабатываются с различных точек подэтажами (скажем так - более мелкими камерами), в последствии этажи и перемычки (целики) просто обрушаются и образовываются вот такие буровые камеры.
У камерного способа есть ряд преимуществ, таких как: возможность применения наиболее мощной высокопроизводительной самоходной горной техники в условиях больших размеров свободного пространства в камера; более высокая концентрация горных работ; отсутствие необходимости работы с кровлей и бортами выработки, ее креплении; сокращение затрат на перемещение отбитой руды. Но есть и ряд недостатков, среди них: невозможность контроля состояния обнажений камер на большой высоте; повышенная опасность динамических проявлений горного давления в виде обрушений, горных ударов и т.п., что требует обеспечения длительной устойчивости горных выработок; сложность проветривания очистных забоев из-за большого объема камер и свободных выработанных пространств.
Камерный способ в мировой практике считается устаревшим для большинства горнодобывающих производств, однако, по некоторым причинам активно использовался и используется до сих пор в горной добыче цветной металлургии. На мой взгляд его основная проблематика заключается в том, что буровую камеру в результате необходимо гасить. Гашение камер может выполняться различными способами, но основной - это подрыв, альтернативные пути (менее надежные) - затопление или закладка пустой породой. Однако заложить пустой породой такое огромное пространство как правило настолько затратно или даже не возможно, что ставит крест на данном методе во многих случаях. При подрыве же слишком большой буровой камеры могут возникнуть пагубные динамические сейсмические воздействия на окружающую территорию.
Как выглядит погашенная огромная буровая камера можно посмотреть в моей статье о руднике 1-ый Советский https://dzen.ru/a/ZbDzEdaZVgQYXVxO
А тем временем мы продолжаем спускаться вглубь горы по транспортному уклону.
Он, как и большинство горных выработок в Дальнегорске и Кавалеровском районе, не имеет крепления. Местные породы считаются прочными и устойчивыми, поэтому крепление ставится только на обвалоопасных участках или участках с повышенной нагрузкой.
И снова выход к буровой камере.
А вот по видимому и обвалоопасный участок, борт выработки укрепили бетонной обделкой.
После поворота встречаем проем, вероятно тут раньше стояли вентиляционные ворота. Они нужны для регулирования воздушных потоков в горных выработках. В обычном состоянии такие ворота должны быть закрыты, а их створки открываются в разные стороны. Чем меньше отверстие или проем, тем сильнее тяга воздуха.
Еще через некоторое время мы начинаем подходить к нижней части рудника и концу спирального транспортного уклона.
Как уже правильно наверняка подметил читатель, огромная буровая камера с массой "карманов" расположена условно по центру, а вокруг, как змея спиралью сверху вниз (или наоборот, кому как нравится) огибает ее транспортный уклон с массой заездов с разных сторон и на разной высоте к самой буровой камере.
На фото выше вы можете видеть, примыкание заезда в буровую камеру в ее нижней части к непосредственно буровой камере. Условно говоря, это лишь вход в нее. Можно видеть, насколько люди малы по сравнению даже со "входом" в нее. Здесь же на почве (так называют в горном деле нижнюю часть выработки, грубо говоря пол) лежит огромная масса отбитой горной породы, которую должны были откатывать отсюда по откаточным штрекам к основной выдающей штольне, по которой ее уже выдавали на гора (то есть на поверхность).
Стоит сказать, что подобных размеров буровые камеры на Приморских рудниках встречаются не часто, но все же это не самая большая. На руднике 2-ой Советский, на котором активно использовался и используется метод камерной разработки, мне довелось лицезреть камеры и гораздо больше, к примеру - "Больничная". Существует даже теория о том, что из-за ее размеров ее уже невозможно безопасно схлопнуть (погасить), а при ее схлопывании она может нанести урон городской застройке, так как рудник находится непосредственно вплотную к городу Дальнегорск.
И вот мы проходим последние метры уклона, который здесь становится уже более пологим и попадаем на откаточный штольневый горизонт.
Сразу поясню, что горизонт - это уровень расположения горных выработок на одной горизонтальной плоскости (часто им присваиваются номера, но всегда они имеют уровень высоты по отношению к уровню моря, таким образом, высота горизонта может быть со знаком плюс или со знаком минус). Сейчас мы попадаем на горизонт +115 метров.
Штольня - горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая непосредственно выход на поверхность.
Горизонты бывают штольневые и шахтные. Не трудно догадаться, что штольневый горизонт - это уровень сети горных выработок в горизонтальной плоскости, имеющий непосредственно выход на поверхность на том же уровне, то есть, имеющий штольню. Шахтный же горизонт не имеет выхода на поверхность на уровне своего расположения, доступ к нему осуществляется посредством стволов или (реже) наклонных выработок.
После окончания транспортного уклона мы сталкиваемся с сетью развилок и решаем сначала идти в левую, где после небольшого обводненного участка находим серию небольших (в сравнении с той, что мы видели ранее) буровых камер, некоторые из которых надежно отбутованы.
Некоторые буровые камеры затоплены водой и красиво смотрятся в свете фонарей ядовитыми цветами.
Затем мы выходим к небольшой камере, по центру которой оставили колонну из горной породы, которую дополнительно укрепили железобетоном. Это необходимо для поддержания кровли в камере, поскольку эта камера не связана непосредственно с добычей руды, она иного назначения. Кстати здесь можно наблюдать, как осуществляется разработка камерно-столбовым способом, хотя пример и не совсем удачный, учитывая, что в этой камере ничего не добывали.
Из камеры расходятся выработки в разные стороны. Из одной мы пришли, еще одна (справа) обвалилась, при чем совсем недавно, слева оказывается обводненный тупик, поэтому мы продолжаем путь прямо.
После прямой выработки приходим к просторному залу, в котором покоятся остатки дробильной установки, фактически сама установка полностью распилена, а на месте остались лишь два бетонных бункера.
Очередной обвалоопасный участок. На самом деле по меркам горного дела тут их крайне мало.
Минуя череду развилок находим группу отработавших свое покрышек от самоходной колесной техники, в сравнении с людьми можно прикинуть их размер и соответственно размер самой техники. Как я уже говорил, техника хоть и приземистая, но все же довольно крупная, ведь объемы горных работ большие и необходимо разово брать как можно больше породы, иначе производственный процесс будет не быстрым.
А вот и исторический снимок с обладателем этих покрышек.
На переднем плане погрузочно-доставочная машина польского производства - Fadroma LK-2 в руднике Садовый. На заднем плане можно видеть часть горно-проходческого комплекса для проходки восстающих выработках КВП-1, по тем временам инновационное оборудование, к рассмотрению которого мы еще вернемся чуть позже. Так же на фото можно видеть, что для движения ПДМ по влажным и мягким грунтам использовались колесные цепи. Кстати именно такую ПДМ можно увидеть на постаменте в виде памятника при въезде на территорию рудника "Николаевский" в г. Дальнегорск, о котором также планирую написать статью.
ПДМ - погрузочно-доставочная машина - машина, служащая для погрузки и транспортирования отделённой горной породы при подземных горных работах. бывают они разных типов и размеров. Есть ковшовые погрузочно-транспортные машины (с погрузочно-транспортным мостом), есть бункерные погрузочно-транспортные машины (с ковшовым погрузочным органом и аккумулирующим бункер-кузовом). По размерам бывают: малогабаритные погрузочно-транспортные машины и крупногабаритные. Характеристики ПДМ также разнятся, но как правило грузоподъемность у них от 2 тонн, а вместимость ковша от 1 кубического метра, а весят такие ребята как правило не менее 7 тонн. Активно применялись и применяются ПДМ для: механизированной погрузки породы; механизированной транспортировки полезных ископаемых; разгрузки и перегрузки горной массы.
Продолжаем движение по слегка обводненным выработкам, встречая ряд развилок, все они приводят к забоям или заваленным выработкам.
На фото виднеется небольшая камера с колонной по центру. Вода молочного цвета из-за поднятой со дна ногами белой глиной. Кстати одной из проблем при посещении обводненных выработок является то, что при прохождении по воде в обратную сторону уже не видно, что под ногами, так как взвеси и грязь поднимаются в воду, в случаях, когда воды довольно много, а на дне есть камни, остатки деревянного крепления, металлические предметы и части чего-либо, можно запросто зацепиться ногами и упасть со всем оборудованием в воду. К тому же активно поднимается такой газ, как сероводород, уж очень он любит сидеть в грязи.
Но не замученная (от слова мутить) водичка выглядит симпатично и имеет просто невероятную прозрачность, в некоторых затопленных буровых камерах видимость достигает нескольких десятков метров.
Чуть дальше встречаем гезенк с людскими ходками на нижний горизонт или подэтаж, но он почти полностью затоплен.
Вскоре выработка заканчивается завалом, пробовать проникать за который мы не стали. В рудниках завалы дело обычное, и очень часто даже практически при осмотре их впритык кажется, что выработка завалена намертво, но практика научила меня тому, что все завалы следует очень внимательно осматривать, очень часто находятся неприметные на первый взгляд лазы, проникнув за которые можно оказаться в самых неожиданных местах и найти массу интересного.
Но это оказался не тот случай, ну что ж, разворачиваемся и идем обратно к концу транспортного уклона. Как то я забыл упомянуть о том, что конец транспортного уклона вовсе не конец, на самом деле он продолжается еще ниже, но по нему уже не получится пройти куда-либо, почти сразу же он затоплен под самую кровлю, ведет он вероятно на нижние горизонты, которые к сожалению затоплены.
Необслуживаемые горные выработки в большинстве случаев очень быстро затапливаются грунтовыми водами. Стоит остановиться насосам, а в рудниках они работают без устали, как выработки очень быстро заполняются водой, в особенности это касается пространств, расположенных ниже уровня моря.
Раз так, то идем в противоположную сторону по штреку.
Штрек — горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность, лежащая в горизонтальной плоскости и проходящая по простиранию рудного тела. Штреки бывают различного назначения, они могут обеспечивать вентиляцию, транспортировку добытой породы или техники, людей и грузов, могут быть основными и вспомогательными. В данном случае мы идем по главному штреку горизонта, обеспечивавшему и откатку добытой руды, и транспортировку людей, грузов и техники, а попутно также и вентиляцию горизонта.
Слева можно видеть, как металлические трубы резко уходят вниз. Это сохранившаяся часть водопровода. Водопроводные трубы прокладываются по всему руднику и необходимы для обеспечения всех участков рудника водой под давлением, ведь вода необходима для массы технических нужд, в том числе и для очистки забоев, а также для пожаротушения. При чем пожарные гидранты в выработках расположены с завидной частотой, сейчас об этом массово напоминают обозначения красной краской "ПГ" с номером гидранта. Воду в рудник могут подавать с поверхности с помощью насосной станции, но как правило это не требуется, ведь в выработках постоянный приток грунтовых вод, которые в свою очередь необходимо откачивать, таким образом происходит некая рециркуляция части вод.
Трубы идут на нижний горизонт по восстающей выработке, которая также затоплена.
Восстающая выработка — это вертикальная или крутонаклонная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность. Она проводится по рудному телу или пустым породам и служит для перемещения грузов и людей с одного горизонта на другой, вентиляции и других целей при ведении очистных работ в блоке. Особенность восстающих выработок в том, что они проходятся снизу вверх, а не наоборот как часть могут думать люди.
А вот и первая развилка на нашем пути по этому штреку. Немного размышляем куда идти и выбираем путь направо. К левому и центральному пути мы еще вернемся в дальнейшем.
Буквально через 50 метров попадается проем от вентиляционных ворот, самих ворот конечно же нет, они были из металла и их спилили.
В верхней части проема видно отверстие квадратного сечения под трубу, скорее всего водопровода или для подачи сжатого воздуха. Сжатый воздух крайне необходим для работы забое, а также же для ряда других технических нужд, в том числе и для поддержания необходимого уровня подпора воздуха, к примеру, в камере аварийного воздухоснабжения. Поэтому сжатый воздух закачивают с расположенной на поверхности компрессорной станции либо размещают ее прямо в горных выработках.
Следуем по однообразным пустым горным и выработкам и начинаем ощущать усталость, хотя подниматься нам пока еще никуда не довелось. С этими мыслями подходим к развилке под острым углом с укрепленным бетонным креплением углом.
Кстати борта и кровля выработки здесь обделаны набрызг-бетоном. Набрызг-бетонная крепь, разновидность бетонной крепи, наносимая на обнажённую поверхность горной выработки с помощью бетономашины или бетоноукладочного комплекса без применения опалубки, обычно жидкий бетонный раствор под давлением подается на поверхность. От серьезных обвалов, горных ударов и сильных динамических нагрузок такая крепь спасти не сможет, а вот мелкую фракцию сдерживать вполне. А на мой взгляд набрызг-бетон еще и создает некую приятную домашнюю атмосферу, ведь он имеет серовато-белый цвет и сглаживает неровности поверхностей. Еще один плюс - поддержание чистоты и понижение уровня влажности.
В этом же месте лежит куча гниющего дерева. Похоже, что здесь был какой-то шкаф-ниша для инвентаря, который развалился и активно гниет. Дело в том, что древесина при гниении выделяет огромное количество углекислого газа, а с учетом повышенной влажности и положительных температур этот процесс усугубляется. Поэтому скопление такой древесины в одном месте представляет опасность, в особенности при недостаточности проветривания. Такие места называют камерами гниения. При низком содержании кислорода в воздушной смеси и высоком углекислого газа человек может запросто потерять сознание, а после умереть.
В добавок тут большое количество белой плесени, дышать спорами которой крайне опасно.
Поэтому мы решаем поскорее отсюда убраться. Выбор падает на правую выработку, ведь на борту заманчивый указатель "Склад ВМ". А это значит, что эта подходная выработка вскоре выведет нас к складу взрывчатых материалов, а это в свою очередь всегда одно из самых интересных мест в руднике.
Но перед этим заглянем в расположенную рядом электроподстанцию.
Подходная выработка к электрической подстанции. Дверной проем зияет пустотой, а справа и слева видны отверстия кабель-вводов. Электрические подстанции на рудниках бывают различных типов, как собственно и везде: понижающие, повышающие, питающие, комплексные. Но с учетом того, что от оборудования не осталось ровным счетом ничего, а поясняющих надписей не обнаружено, то определить тип подстанции я не смог.
Остались лишь части кабельных полок и куча металлических оплеток силовых кабелей. А на другой стороне помещения виден такой же пустой дверной проем, в подстанцию практически всегда есть два входа с разных сторон. А вот помещения правильно называть камерами, хотя на мой взгляд это не удобно, ведь камерой является любая объемная (условно большая) горная выработка.
Снова возвращаемся к злополучной камере гниения и идем в сторону склада взрывчатых материалов.
В сторону склада взрывчатых материалов ведет чистенькая дугообразная горная выработка с точечно отколовшимся покрытием, что позволяет в сравнении посмотреть на выработку в набрызг-бетоне и без него.
По дороге у левого борта встречаем восстающую выработку с уходящими вниз трубами, восстающая затоплена под самый верх, а вот в трубах вода стоит существенно ниже, мы бросали в них камни.
Сразу же за восстающей у того же борта расположен широкий бетонный постамент, за которым следует бетонная яма. Можно предположить, что здесь располагалась водопроводная насосная станция, обеспечивавшая перекачку воды с нижнего горизонта.
А чуть дальше около проема для ворот мы обнаружили крохотное помещение с дверным проемом, но без каких либо оконных проемов, на дверном проеме сохранился фрагмент металлической двери, точнее это несколько листов металла приваренных к металлической дверной коробке, а ни была установлена дверь, от которой остались лишь петли. Помещение очень маленькое и его назначение нам не открылось, возможно в нем располагался рабочий, следившей за работой насосной станции, а может в этом помещении хранились инструменты и инвентарь для этой насосной.
Впереди уже виднеется бетонное крепление сводов, значит там начинается непосредственно склад взрывчатых материалов.
Перед складом выработка расширяется, а в ее тыльной части выполнена ниша, расширение необходимо для встречного разъезда.
Угол между нишей и подходящей выработкой укреплен бетоном. Ну а мы с небольшим трепетом входим в сам склад.
На входе в склад раньше были установлены массивные металлические ворота. Входная группа имеет коленчатую структуру, то есть для того, чтобы попасть в основное тело склада необходимо пройти два поворота по 90 градусов, или два колена иными словами.
Склад взрывчатых материалов наиболее защищенное и безопасное место на руднике, по крайней мере если на нем нет взрывчатых материалов. Коленчатые входы выполнены по примеру сооружений гражданской обороны или защищенных объектов военного назначения с той лишь разницей, что в их случае коленчатая конфигурация входов должна гасить взрывную волну при прохождении ее из вне в объект, а вот со складом ВМ все как раз наоборот - коленчатые входы призваны ослабить, разбить и не выпустить взрывную волну из склада в другие выработки рудника.
Наиболее распространенная схема размещения внутренних - расходных складов ВМ - это их размещение в камере, которая расположена параллельно штольне, при этом от штольни к складу с двух противоположных сторон проходятся выработки, в которых устраиваются коленчатые входы. Количество колен (поворотов) может быть разным, наибольшее количество (5 колен на каждом входе) мне встретилось в складе ВМ штольни № 32 "Капитальная" 9-го горизонта рудника "Центральный" Хрустальненского горно-обогатительного комбината. При этом из складов ВМ обычно устраивается авариный выход в виде восстающей выработки с ходками для людей, посредством которого можно эвакуироваться с него.
На руднике Садовом схема устройства склада ВМ отличается. Склад расположен на некотором удалении от основного штрека горизонта и доступ к нему осуществляется только посредством одной подходной выработки, полноценная входная группа лишь одна, а колен на ней всего два, при этом с другой стороны склада также есть выход в тупиковую горную выработку, откуда устроен аварийный выход посредством восстающей выработки, верхнюю часть который мы видели в самом верху транспортного уклона.
Перед вторым коленом находится помещение выдачи взрывчатых материалов и ведения расходной документации или проще говоря помещение кладовщика.
В помещении валяется масса документации, которая не плохо сохранилась, в том числе расходная документация, табели учета рабочего времени и даже экзаменационные билеты для сдачи экзамена на специальность подрывника.
Основное тело склада П-образное, в стенах выполнены ниши для хранения взрывчатых материалов. Все ниши пронумерованы, подписаны для хранения чего они предназначены, повсюду обозначены габаритные размеры функциональных зон, висят таблицы с информацией о номерах партий и сроках годности.
Склад очень чистый, светлый и неплохо сохранившийся, частично сохранилась система вентиляции.
По всему складу в полах устроены дренажные канавки, пол имеет небольшой уклон в сторону подходной выработки для того, чтобы вода стекала в нее.
Сооружение полностью выполнено в толстой и прочной железобетонной обделке.
На другой стороне склада аналогичный проем, в котором когда-то стояли массивные металлические ворота, за которым из тупиковой выработки устроен аварийный выход в восстающей выработке.
Кстати на складе ВМ хранилось не только само действующее взрывчатое вещество, а им является аммонал скальный № 1, но и "аксессуары" к нему: запальные трубки, капсюли-детонаторы, провода, коннекторы и многое другое.
Аммонал — разновидность промышленных взрывчатых веществ (ВВ). По советской классификации представляет собой смесь аммиачной селитры и тротила с добавлением порошкообразного алюминия. Смесь аммиачной селитры, тротила, порошкообразного алюминия и гексогена называется скальным аммоналом. В СССР в горнодобывающей промышленности активно использовался аммонал скальный № 1 и № 3. До изобретения и начала массового применения использовался динамит, мощность которого была меньше примерно в 8 раз.
Вдоволь нагулявшись по складу ВМ и отдохнув мы с новыми силами двинулись на выход из него для дальнейшего изучения рудника.
Возвращаемся по подходной выработки обратно в главный штрек, по которому продолжаем пока безальтернативный путь прямо. Где-то там дальше он должен привести нас к главной выдающей штольне.
Почти сразу же набрызг-бетон заканчивается и вокруг остается только голая выработка.
Пока идем по однообразным пространствам подкину еще пару фактов о руднике.
На вскидку это чуть ли не единственный полноценный рудник в Дальнегорском городском округе и Кавалеровском районе, не имеющий шахтных стволов.
На Садовом практически не использовался железнодорожный транспорт, а в основном только самоходная колесная техника, что так же отличает его от других рудников бывшего производственного объединения "Дальполиметалл" и Хрустальненского ГОКа.
Также Садовый один из самых молодых рудников вышеназванных горнодобывающих предприятий. Моложе него только рудник Арсеньевский (при чем само месторождение Арсеньевское было открыто раньше Садового на 11 лет, а вот рудник построен позже Садового и фактически поработать почти не успел) и Николаевский, запущенный в 1982 году (работает до сих пор), на 12 лет позже Садового.
Встречаем участок, где активно бьют грунтовые воды с кровли. Прекрасное место для экспериментов с контровым светом и фотографией.
Проходим короткий участок, усиленный деревянным креплением.
В Садовом такой тип и материал крепления встречается редко, основная часть выработок не имеет крепления, так как пройдена в устойчивых породах, иногда встречается набрызг-бетон, о которым я уже писал выше, изредка попадаются участки с бетонной и железобетонной крепью, требующие серьезного укрепления, но их мало. Крепление горных выработок необходимо для предотвращения обвалов и осыпания крупной и мелкой фракции породы и поддержания стабильности отдельных участок выработок. Возможные материалы креплений: железобетон, бетон, металл, дерево. Типы креплений еще более разнообразны и это пожалуй отдельная тема для разговора. Встречаются довольно своеобразные и интересные варианты, но типы креплений лучше рассматривать на конкретных примерах. Об одном из них можно почитать в другой моей статье о другом руднике
Самое распространенный материал крепления горных выработок на подземных горнодобывающих производствах - это дерево. Почему? Все просто, лес практически не ограниченный и бесплатный материал, который можно найти прямо у входа в рудник. Ему не нужны особые условия хранения, оно легко поддается обработке, крепление из дерева легко собрать и разобрать, оно легче остальных материалов. А еще у него есть одна важная способность: деревянное крепление хорошо сигнализирует о том, что порода начинает проседать и легко показывает зону, где это происходит. Таким образом, горняки могут оперативно принять меры по усилению или замене крепления. Бетонное же крепление обычно держит до последнего, выглядит стабильно, но внезапно обрушается вместе с породой.
О разных типах креплений горных выработок можно почитать в моей статье об учебной штольне бывшего геологического института Дальневосточного государственного университета https://dzen.ru/a/ZZvPCqqN-jZtF2R2
А так же посмотреть видеоматериал об учебной штольне бышего Партизанского горного техникума https://dzen.ru/video/watch/679cd54393e7717f6540735a
Постепенно сечение выработки меняется в большую сторону. Перед нами возникают двое расположенных последовательно проемов вентиляционных ворот. Сквозь проемы проведены трубопроводы, но ворот (как и везде в руднике) на месте нет.
На почве под слоем воды можно заметить заиленные остатки рельсов, на этом участке шахтные электровозы осуществляли доставку думпкаров с рудой к поверхности. Думпкар — грузовой вагон-самосвал для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, угольно-рудных грузов, грунта, песка, щебня и других грузов. А это означает, что мы уже идем по главной выдающей штольне рудника - штольне "Садовой", историческое фото ее портала вы могли видеть на самом первом фото в статье. Чуть позже я покажу как осуществляется погрузка руды в такие вагоны.
Проходим проемы вентиляционных ворот, за которыми уже более явно видно рельсы и появляется подвесы троллея электровозов.
Шахтный электровоз — самоходное тяговое средство, приводимое в движение электрическими двигателями. Энергия поступает от внешнего источника тока через контактную сеть или за счёт индуктивной связи, а также от собственных тяговых аккумуляторных батарей. Шахтные электровозы предназначены для транспортировки составов вагонеток с грузом, материалами и/или людьми по железным дорогам узкой колеи (550–900 мм) с уклоном от 0,005 до 0,05 в подземных горных выработках, а также на поверхности шахт и рудников. По весу сцепки шахтные электровозы бывают: лёгкие (2,1–7,5 тонн), средние (7–10 тонн) и тяжёлые (более 10 тонн). По вариантам подводки электроэнергии: работающие от автономных источников (аккумуляторы) и электровозы, работающие от удалённых генераторов.
В свою очередь электровозам, двигающимся на постоянном токе от электросети, необходимо получать электропитание от троллея. Троллей — совокупность проводящего провода (шины) и поддерживающих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии подвижным механизмам, перемещающимся вдоль троллея, а также в некоторых случаях для поддержки этих механизмов или их частей. Иными словами, это питающий оголенный электропровод, висящий под кровлей на подвесах, от которого берут питание с помощью токосъемника электровозы.
Здесь сечение выработки внушительное, но чаще выработки более скромного сечения и троллей висит довольно низко (стоит учитывать также и то, что шахтные электровозы весьма приземисты и имеют небольшую высоту). За него легко зацепиться частями тела или чем-либо еще, поэтому в выработках с такими троллеями в местах переходов из участка без троллея в участок с троллеем или местах сбойки разных выработок устанавливаются предупреждающие световые табло с надписью "БЕРЕГИСЬ ПРОВОДА".
Внутри него стоит два патрона под обычные лампы накаливания, а лицевая информационная часть табло выполняется или полупрозрачного стекла с надписью или с помощью перфорации. Такое табло в рабочем состоянии смотрится очень лампово и уютно.
Ну а раз появился троллей, то должна быть и питающая электроподстанция, которая обнаруживается через метров 20 в перпендикулярно пройденной штольне камере.
Электроподстанция имеет два входа с противоположных сторон. С одной стороны в нее можно зайти из штольни, по которой мы идем в сторону поверхности, а с другой стороны выйти из подстанцию в штрек, соединяющийся со штольней через метров 100. По этому штреку нам еще предстоит погулять.
Кровля и борта подстанции покрыты набрызг-бетоном. Сохранились части кабельных полок, следы в дверных проемах от кабельных вводов. В центральной части выработка слегка обвалилась.
Возвращаемся в штольню.
И доходим к сбойке со штреком, в который 100 метров назад можно было выйти через помещение электроподстанции. Штрек уходит под острым углом в правую сторону по ходу нашего движения. Угол выработки в месте сбойки укреплен бетонной крепью.
В связи с исчерпанием лимита на загрузку фотоматериалов в одну статью с продолжением повествования читатели могут ознакомиться во второй части статьи
Спасибо за внимание!