Найти в Дзене
Тимофеева Наталья

Новый лебединый утес

Опубликовано 14 марта 2025 года Новый лебединый утес. Так романтично на русский язык переводится название немецкого легендарного замка Нойшванштайн. Давнишнее посещение этого замка вспомнилось в связи с нынешним фестивалем опер Вагнера в Большом театре, где сейчас идут гастроли Мариинского театра: дважды показывают все части тетралогии «Кольца нибелунга». А перед этим в Бетховенском зале прошли три лекции Марии Залесской, историка, музыковеда и автора книги «Вагнер», которую в Германии признали лучшей биографией композитора, написанной на иностранном языке. Лекции можно было послушать не только в театре, но и потом в записи, что я и сделала. Рассказывала Мария Залесская очень интересно, как может рассказывать человек, с детства влюбленный в музыку великого композитора. А композитор действительно великий. Он оказал огромное влияние на европейскую музыкальную культуру, в особенности на развитие оперы. Например, вы знали, что оркестровая яма – это его изобретение? До него оркестр находил

Опубликовано 14 марта 2025 года

Новый лебединый утес. Так романтично на русский язык переводится название немецкого легендарного замка Нойшванштайн.

Замок Нойшванштайн в 2004 году
Замок Нойшванштайн в 2004 году

Давнишнее посещение этого замка вспомнилось в связи с нынешним фестивалем опер Вагнера в Большом театре, где сейчас идут гастроли Мариинского театра: дважды показывают все части тетралогии «Кольца нибелунга». А перед этим в Бетховенском зале прошли три лекции Марии Залесской, историка, музыковеда и автора книги «Вагнер», которую в Германии признали лучшей биографией композитора, написанной на иностранном языке.

Лекции можно было послушать не только в театре, но и потом в записи, что я и сделала. Рассказывала Мария Залесская очень интересно, как может рассказывать человек, с детства влюбленный в музыку великого композитора. А композитор действительно великий. Он оказал огромное влияние на европейскую музыкальную культуру, в особенности на развитие оперы. Например, вы знали, что оркестровая яма – это его изобретение? До него оркестр находился на сцене вместе с певцами. А оперы до Вагнера представляли собой набор отдельных арий, после каждой из которых принято было аплодировать.

Стены и башни замка Нойшванштайн в 2004 году
Стены и башни замка Нойшванштайн в 2004 году

После лекций Марии Залесской, наверное, следовало пойти в Большой театр слушать оперы, но … не пошла. Я посмотрела на фотографии декораций и так и не сумела себя уговорить смириться и лицезреть их пять с лишним часов, а именно столько длятся три оперы из четырех. Может, и пошла бы, если бы были билеты на те места, с которых сцену вместе с декорациями почти не видно, а только музыку слышно, но таких билетов не было.

Декорации к «Кольцу нибелунга». Фото с телеграм-канала Большого театра
Декорации к «Кольцу нибелунга». Фото с телеграм-канала Большого театра

Кому-то, наверное, такие осовремененные полукосмические полумультяшные декорации с ядовитой подсветкой нравятся, устраивает заложенный в них новый символизм. Вкусы у всех разные. Я читала об идеях их автора — художника Георгия Цыпина, даже Мария Залесская на своих лекциях их хвалила. Правда, она еще говорила, что у Вагнера, как и у любого автора произведений, есть авторское право, которое надо уважать. Однако почему-то право это распространяется только на музыку и либретто.

Декорации к «Кольцу нибелунга». Фото с телеграм-канала Большого театра
Декорации к «Кольцу нибелунга». Фото с телеграм-канала Большого театра

Но я совсем иначе представляю себе Рейн и его берега. Декорации, используемые при жизни Вагнера, мне куда больше нравятся.

Берег Рейна в 2015 году
Берег Рейна в 2015 году

А самые лучшие изображения сцен вагнеровских опер, на мой взгляд, представлены в замке Нойшванштайн.

Замок Нойшванштайн в 2004 году
Замок Нойшванштайн в 2004 году

Замок Нойшванштайн возвел баварский король Людвиг II в честь Рихарда Вагнера и его произведений. Людвиг так активно участвовал в сооружении замка, что его по праву можно назвать соавтором как архитекторов здания Эдуарда фон Риделя и Георга фон Дольмана, так и декораторов помещений. Король был большим почитателем культуры и искусства и лично оказывал поддержку всемирно известному композитору. Если бы король не поддерживал композитора материально, то «Кольца нибелунга» могло бы и не быть.

Интерьер многих залов замка пропитан атмосферой вагнеровских персонажей. Зал певцов — главный и любимый зал короля, он украшен изображениями героев из опер Вагнера. Многочисленные настенные полотна зала иллюстрируют мотивы из легенды о Лоэнгрине и Парцифале, вдохновившие Вагнера на создание одноименных опер. В этом зале в 1933 году состоялся концерт, посвященный 50-летию со дня смерти Рихарда Вагнера.

Зал певцов
Зал певцов

Вот таким Людвиг видел сказочный лес:

Сказочный лес в зале певцов
Сказочный лес в зале певцов

Спальня короля в замке украшена картинами из истории о Тристане и Изольде. Молодой Людвиг был поражен, когда услышал оперу Рихарда Вагнера в двадцатилетнем возрасте во время ее первого исполнения в 1865 году в Мюнхене.

Спальня короля. Справа сцена прощания Тристана с Изольдой
Спальня короля. Справа сцена прощания Тристана с Изольдой

Из окна спальни открывается изумительный вид на ущелье Пеллат с водопадом 45-метровой высоты.

Ущелье с водопадом
Ущелье с водопадом

Из других окон замка открываются не менее красивые виды. Когда мы ходили по замку, то порой не знали, куда смотреть – в окна на горные вершины и озера или на интерьеры, прекрасно и то и другое.

Рабочий кабинет короля украшен изображениями Тангейзера. Премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» состоялась 19 октября 1845 года (в год рождения Людвига) в Дрезденской королевской опере.

Рабочий кабинет
Рабочий кабинет

Как видите, замок отражает восторженность Людвига операми Вагнера.

Нойшванштайн или Новый Лебединый утес перекликается с королем-лебедем и героем оперы Вагнера «Лоэнгрин». Кроме того, лебедь был геральдическим символом семьи Швангау, преемником которой считал себя король. В 1865 г. король Людвиг II, принимая у себя в гостях в Хоэншвангау Рихарда Вагнера, дал на озере Альпзее представление, изображающее сцену прибытия рыцаря-лебедя Лоэнгрина. Действие сопровождалось пышным фейерверком.

С одной стороны от замка Хоэншвангау лежит озеро Альпзее, а с другой стороны – Шванзее, в переводе на русский – Лебединое озеро. Зигфрид – персонаж балета Чайковского «Лебединое озеро» тоже родом из древних германских легенд (или из опер Вагнера?).

Замок Хоэншвангау и Лебединое озеро в 2004 году
Замок Хоэншвангау и Лебединое озеро в 2004 году

В замке Хоэншвангау король Людвиг II провел свое детство и отрочество. Будучи молодым кронпринцем, он обожал Вагнера, воображал себя «лебединым рыцарем» и любил соответственно одеваться.

Людвиг II в молодрсти
Людвиг II в молодрсти

Нойшванштайн действительно производит впечатление сказочного замка.

Король строил замок в конце XIX века (с 1869 по 1886 год), когда замки уже не строили, к тому времени они утратили свои оборонительные функции, однако было модно восстанавливать старые замки, чем и занимались тогда многие европейские монархи. Людвиг строил сказочный замок своей мечты, он был без ума от вагнеровских опер, поставленных по старинным германским легендам. Он сходил с ума в переносном и в прямом смысле. В конце концов из-за больших расходов казны на строительство замка он был признан душевнобольным и отстранен от власти.

Все фотографии из семейного архива (если не указано иное). Когда мы были в замке, фотографировать внутри было нельзя. Но мы купили в замковом сувенирном магазине календарь с фотографиями интерьеров, вот некоторые фото из этого календаря я здесь в статье и показываю.