Найти в Дзене

Пещеры горы Вайда (Продолжение романа "Ариадна") Автор Ирина Панина

Наконец, после утомительного шествия по горному склону, экспедиционная группа добралась до назначенного места, где возле одной из пещер ее поджидали несколько опытных спелеологов. Во время знакомства с Игорем Соколовым и участниками группы, местные спелеологи рассказали, что первые девять карстовых пещер на склонах Вайды были обнаружены в 1978 г. старшим геологом Сахалинской геолого-разведочной экспедиции В.П. Деркаченко, проводившим в этой местности исследование месторождения известняков. – А в июле-августе 1981 г. был обнаружен и исследован целый комплекс разноплановых пещер: Витницкая, Ледяной колодец, Гротовая, Останцевая, Блоковая, Питьевая и Ручейковая. Причем наиболее крупные карстовые полости такие, как Каскадная, Вайдинская, Медвежьих трагедий и Ласточкина были обследованы экспедицией ТИГ в августе 1982 г. Спелеологические экспедиции и поныне продолжают свою работу по исследованию уникальных природных объектов на горе Вайда. Кстати именно на Вайде находится и самый глубокий ка

Наконец, после утомительного шествия по горному склону, экспедиционная группа добралась до назначенного места, где возле одной из пещер ее поджидали несколько опытных спелеологов. Во время знакомства с Игорем Соколовым и участниками группы, местные спелеологи рассказали, что первые девять карстовых пещер на склонах Вайды были обнаружены в 1978 г. старшим геологом Сахалинской геолого-разведочной экспедиции В.П. Деркаченко, проводившим в этой местности исследование месторождения известняков.

– А в июле-августе 1981 г. был обнаружен и исследован целый комплекс разноплановых пещер: Витницкая, Ледяной колодец, Гротовая, Останцевая, Блоковая, Питьевая и Ручейковая. Причем наиболее крупные карстовые полости такие, как Каскадная, Вайдинская, Медвежьих трагедий и Ласточкина были обследованы экспедицией ТИГ в августе 1982 г. Спелеологические экспедиции и поныне продолжают свою работу по исследованию уникальных природных объектов на горе Вайда.

Кстати именно на Вайде находится и самый глубокий карстовый провал Дальнего Востока – это пещера Каскадная, открытая спелеологами из Холмска. Шахта, глубина которой составляет 126 м., представляет собой каскад из пяти отвесных колодцев, перекрытых глыбовыми пробками и соединенных между собой труднопроходимыми отверстиями. Причем наиболее сложен для прохождения вертикальный щелевидный «шкуродер», ведущий из Глыбового зала в третий колодец. Вполне возможно, что после разбора глыбового завала можно будет попасть и в расположенную под ним часть полости, однако маловероятно, что ее действительная глубина превышала 200 и более метров.

– Ну, а что касается Вайдинской пещеры, – объявил руководитель местных спелеологов, – то она имеет общую глубину 64 метра, а длину 287 метров. Кстати, при более тщательном исследовании Вайдинской карстовой полости было обнаружено труднопроходимое отверстие, ведущее в основную часть пещеры, не посещавшуюся ранее другими спелеологами. В ее системе был обнаружен колодец глубиной 17.5 м, соединяющий второй и третий ярусы пещеры, а также найдено несколько новых залов. По палеонтологическим находкам можно судить, что Вайдинская пещера использовалась древними людьми в качестве жилья и убежища.

– Не менее интересна для осмотра и уникальная пещера Медвежьих Трагедий, где были обнаружены многочисленные черепа медведей и орудия охоты древних людей эпохи мезолита. По мнению археолога С. Горбунова эта карстовая полость служила местом совершения древних культовых обрядов, посвященных медвежьему празднику, широко распространенному среди северных народов.

После краткого совещания участниками экспедиционной группы Игоря Соколова было принято решение посетить две карстовые пещеры Вайдинскую и Медвежьих трагедий. Облачившись в соответствующее снаряжение, московские исследователи вслед за сахалинскими спелеологами двинулись вглубь Вайдинской полости.

Как выяснилось, этот уникальный природный объект состоял из удивительно красивых галерейных пещер, расположенных в три яруса. В свете электрических фонарей исследователи отметили богатое убранство залов, изукрашенных причудливыми натечными образованиями в виде сталактитов, сталагмитов, известковых кораллитов и гуров. Причем некоторые из каменных сводов были украшены длинными и узкими натеками, напоминающими органные трубы, от которых веяло средневековой готикой.

Пробравшись в наиболее удаленную часть одной из галерей, Ариадна с восхищением разглядывала сросшиеся воедино сталактиты, которые образовали многоярусное сооружение, напоминающее гигантский праздничный торт, украшенный венцами из кальцита и кораллитов. Подошедший Игорь Соколов, по достоинству оценив дивное природное образование, произнес:

– За подобную красоту и великолепие этот оригинальный карстовый проем по праву можно сравнить с причудливыми храмами эпохи "нарышкинского" барокко.

Ариадна охотно согласилась с мнением руководителя группы, а затем, вместе со спелеологами, она проследовали в нижний ярус Вайдинской пещеры. Он представлял собой природное образование из трех галерей, соединявшихся между собой вблизи основания хода. Исследователей поразили своды этих объектов, украшенных кораллитами и натечными корами, среди которых находились пустоты и натёки, напоминающие ушные раковины и гроздья винограда. А белые известковые натеки на стенах нисходящего хода напоминали ребра кита. Оглядевшись, Дмитрий Савва задорно воскликнул: "У меня возникло ощущение, будто вдруг очутился в желудке кашалота!". По выражению лиц участников экспедиции было понятно, что ни одному Савве пришла в голову подобная мысль.

Нижний ярус оказался самой прекрасной и протяженной частью карстовой пещеры. В одном из ее залов с каменного свода эффектно свисали небольшие, ослепительно белые сосульки сталактитов, а внизу каждой из них поднималась горка сталагмитов с ямкой для капающей сверху влаги.

Закончив долгий осмотр Вайдинской пещеры, исследователи поднялись на поверхность горы. После чего, расположившись на поросшем мохом склоне горы, они перекусили взятой с собой провизией в компании с местными уфологами и спелеологами. Пока участники экспедиции отдыхали, набираясь сил перед спуском в пещеру Медвежьих трагедий, Ариадна решила побродить среди причудливых карстовых останцев, порой достигающих высоту до 20 метров. Когда женщина удалилась на достаточное расстояние от группы, вслед за ней отправился один из сахалинских уфологов, на случай, если вдруг понадобится какая-либо помощь.

С интересом разглядывая поверхностные формы древнего известкового карста, Ариадна неожиданно почувствовала за спиной мощный поток негативной энергии. Мгновенно обернувшись, опытная исследовательница аномальных явлений обнаружила возле ближайшего останца некое высокое существо, покрытое лохматой рыжей шерстью. Как поняла Ариадна, то был приготовившийся к прыжку йети и, судя по злобному взору ярко-красных глаз, эта встреча могла оказаться роковой.

В этот момент раздались отчаянные крики бежавшего к ним уфолога, который спугнул таинственного зверя. Так как людей оказалась двое, рыжий йети предпочел отступить. Хищно осклабившись и недовольно рыча, он, с необычайной для массивной фигуры прытью, ринулся вниз по склону и вскоре исчез в одной из каменных расщелин горы. Видя, что Ариадна не особо и напугана, запыхавшийся сахалинец чуть перевел дух, а затем сообщил:

– Появление этих агрессивных рыжих тварей в окрестностях горного массива Вайды было отмечено лишь дважды. Насколько мне известно, аналогичные йети с незапамятных времен обитают в горах Китая, где их называют ежэни. Мне как-то довелось читать копию исторических записей китайского уезда Фансян, датируемых 17 веком. Вот что говорится в документе: «В отдалённых горах Фансян есть пещеры, где живут волосатые люди высотой три метра. Они часто спускаются с гор, чтобы воровать собак и кур в деревнях. Если местные жители сопротивляются, они дерутся с ними».

Некий китайский исследователь по имени Чжоу несколько десятилетий искал этих загадочных существ и пришел к выводу: «Ежэни могли существовать в прошлом, но сегодня, похоже, они существуют только в сознании людей в виде фольклора и древних мифов».

– Да уж…Вот тебе и древние мифы! – внимательно выслушав уфолога, с улыбкой промолвила Ариадна и добавила, – Во время экспедиции на Тибетское нагорье мне довелось встречаться с бигфутами белой масти, которые проникали в наш мир через пространственно временные порталы. Видимо и рыжий йети, с которым мы столкнулись, попал на территорию горы Вайда подобным же образом.

Вернувшись к ожидавшей их группе, Ариадна рассказала о нежданной встрече с существом из иного мира. Причем местные спелеологи, хорошо знавшие известного сахалинского уфолога, с трудом поверили в вероятность происшедшего.

До вечера надо было еще спуститься в пещеру Медвежьих трагедий, потому спелеологи повели экспедиционную группу к следующему карстовому провалу. Согласно пояснениям спелеологов, эта древняя карстовая пещера, безусловно, имела важное археологическое и палеонтологическое значение. Так как при ее обнаружении буквально весь каменный пол был усыпан медвежьими черепами и костями. Потому эта пещера и получила название "Медвежьих трагедий", а обнаруженные в ней многочисленные черепа медведей и орудия охоты древних людей принадлежали к эпохе мезолита. Древние предания гласят, что в этой пещере проводился особый ритуал медвежьего праздника. По одной из версий жертвенного медведя убивали за пределами пещеры, а в ней лишь хранили священные черепа и кости этих зверей.

Кроме того в пещере «Медвежьих трагедий» было сделано множество находок, которые представляют огромный интерес для учёных. Так в 1982 г. в зале, расположенном в северной части пещеры, среди множества костных остатков были найдены два вкладышевых кинжала из моржовых бивней длиной 68 и 59 сантиметров. А позже, в этой же пещере был обнаружен кинжал с пазами для кремниевых пластинок и костяное копье.

Ознакомившись с удивительными карстовыми провалами горы Вайды, столичные исследователи аномальных явлений поблагодарили местных спелеологов за интересную подземную экскурсию и содержательную беседу. После чего, бросив прощальный взгляд на залитую лучами заходящего солнца величественную Вайду, группа стала спускаться по склону горы.

Уже затемно вернувшись в Южно-Сахалинск, исследователи поужинали и стали готовиться к завтрашнему посещению Александровск-Сахалинской аномальной зоны.