Ганнибал Карфагенский полководец
Карфагенский полководец [247-ок.181 до н.э.]
Ганнибал (родился в 247 Г. ДО Н. Э., Северная Африка. Умер в 183–181 гг. до Н. Э., Ливисса, Вифиния [около Гебзе, Турция]) — карфагенский полководец. Один из величайших военачальников древности, командовавший карфагенскими войсками в войне против Рима, Второй Пунической войны (218–201 ГГ. ДО Н. Э) и который продолжал противостоять Риму и его сателлитам до самой своей смерти.
Ранний период жизни
Ганнибал был сыном великого карфагенского полководца Гамилькар Барка. Греческий историк Полибий и римский историк Ливий описывают его жизни. Согласно им, Ганнибал был увезен в Испанию своим отцом. И в раннем возрасте был вынужден поклясться в вечной вражде с Римом. Со времени смерти отца в 229/228 году и до своей собственной смерти около 183 года жизнь Ганнибала была почти постоянной борьбой против Римской республики.
Командовать Ганнибал начал в провинции. Проявил себя как успешный офицер, поскольку после убийства Гасдрубала в 221 году армия провозгласила его, в возрасте 26 лет, своим главнокомандующим. А карфагенское правительство быстро утвердило его полевое назначение.
Ганнибал немедленно занялся укреплением пунического влияния в Испании. Он женился на испанской принцессе Имильсе. Затем покорил различные испанские племена. Он сражался с олкадами и захватил их столицу Алтею. Подавил ваккеев на северо-западе. В 221 году, создав морской порт Карт-хадашт. Укрепившись в Картахене ( Испания), где он находился, он одержал убедительную победу над карпетанами в районе реки Тежу.
Смелая стратегия Ганнибала против Рима.
В 219 году Ганнибал напал на Сагунтум, независимый иберийский город к югу от реки Эбро. В договоре между Римом и Карфагеном после Первой Пунической войны (264–241 гг.) Эбро был установлен как северная граница карфагенского влияния на Пиренейском полуострове . Сагунтум действительно находился к югу от Эбро. Римляне имели «дружбу» (хотя, возможно, и не фактический договор) с городом и считали нападение карфагенян на него актом войны.
Осада Сагунтума длилась восемь месяцев, и в ней Ганнибал был ранен.
Римляне, которые отправили послов в Карфаген в знак протеста (хотя они не отправили армию на помощь Сагунтуму), после его падения потребовали сдачи Ганнибала. Так началась Вторая Пуническая война, объявленная Римом и проведенная со стороны Карфагена почти полностью Ганнибалом.
Марш в Галлия
Ганнибал провел зиму 219–218 годов в Картахене, активно готовясь к переносу войны в Италию. Оставив своего брата. Гасдрубал, командуя значительной армией для защиты Испании и Северной Африки, пересек Эбро в апреле или мае 218 года, а затем двинулся в Пиренеи.
Рим объявил войну незадолго до того, как узнал о его прибытии в Пиренеи. Решение, вызванное Сагунтом и переходом Ганнибала через Эбро. Ганнибал, возможно, отправился из Картахены с армией численностью около 90 000 человек, включая примерно 12 000 кавалерии, но он оставил по крайней мере 20 000 солдат в Испании для защиты своих линий снабжения. В Пиренеях его армия, включавшая по крайней мере 37 слонов, столкнулась с упорным сопротивлением пиренейских племен. Это сопротивление и вероятное дезертирство некоторых из его испанских войск уменьшили его численность, когда он достиг реки Роны. Он встретил небольшое сопротивление со стороны племен южной Галлии.
Тем временем римский полководец Публий Корнелий Сципион переправил свою армию, которая была задержана в северной Италии восстанием, по морю в район Массилии (Марсель), город, который был союзником Рима.
Таким образом, доступ Ганнибала к прибрежному пути в Италию был заблокирован не только массилийцами, но и по крайней мере одной армией, еще одна из которых собиралась в Италии. Когда Сципион двигался на север вдоль правого берега Роны, он узнал, что Ганнибал уже пересек реку и идет на север по левому берегу. Понимая, что Ганнибал, вероятно, планирует перейти через Альпы, Сципион вернулся в северную Италию, чтобы ждать его.
Споры окружают подробности передвижения Ганнибала после переправы через Рону.
Некоторые считают, что вероятным местом переправы был Фурк напротив Арля. Также рассматривают в качестве возможных, естественные исторические места брода между современными Бокером и Авиньоном. Ганнибал использовал коракли и лодки, захваченные на месте. Для слонов он сделал пристани и сплавлял слонов на покрытых землей плотах. Лошадей погрузили на большие лодки или заставили плыть.
Во время операции на восточном берегу появились враждебные галлы, и Ганнибал отправил отряд под командованием Ганнона, чтобы переправиться дальше вверх по течению и атаковать их сзади. Когда галлы попытались преградить путь Ганнибалу, войска Ганнона нанесли удар, рассеяв галлов и позволив основным силам карфагенской армии беспрепятственно перейти Рону.
Затем Ганнибал принял дружественных галльских лидеров во главе с северными италийцами. Бойи, кельтское племя, чьи земли были сокращены недавними римскими поселениями и чьи превосходные знания альпийских перевалов, должно быть, имели величайшее значение для планов Ганнибала.
Действительно, Полибий ясно дает понять, что Ганнибал не шел вслепую к Альпам, а вместо этого имел превосходную информацию о лучших маршрутах. После пересечения Роны армия Ганнибала, прошла на север около 130 км и вошла в область, называемую «островом». Последующие передвижение Ганнибала по суше. Согласно Полибию, это был плодородный густонаселенный треугольник, ограниченный холмами, Роной и рекой, которая, вероятно, является Изер. Слияние Роны и Изера обозначало границу племени аллоброгов.
На «острове» шла гражданская война между двумя братьями, возможно, обоими вождями аллоброгов. Бранкус, старший, в обмен на помощь Ганнибала, поставлял припасы для карфагенской армии, которая, пройдя около 1210 км за четыре месяца от Картахены, остро в них нуждалась.
Переход Ганнибала через Альпы
Полибий описывает. Первым, кто воспротивился переправе, было племя аллоброгов, которое, возможно, было возмущено вмешательством Ганнибала в интересах Бранка. Эта группа атаковала тыл колонны Ганнибала из засады. Возможно, вдоль Изера у «ворот в Альпы» (около современного Гренобля) и, возможно, там, где река самая узкая, окруженная высокими хребтами массивов Шартрез и Белледонн. Ганнибал принял контрмеры, но они повлекли за собой большие потери в людях. На третий день он захватил галльский город и из его запасов снабдил армию пайками на два или три дня.
Примерно через четыре дня пути по речным долинам — по рекам Изер и Арк, через увеличивающиеся высоты Ганнибал попал в засаду враждебных галлов в месте «белой скалы», в одном дне пути от вершины.
Галлы напали на вьючных животных и скатили тяжелые камни с высот, заставив и людей, и животных запаниковать и потерять равновесие на крутых тропах. Измученный такими дневными нападениями и не доверяя лояльности своих галльских проводников, Ганнибал разбил лагерь на большой голой скале, чтобы прикрыть проход ночью своих лошадей и вьючных животных в ущелье внизу. Затем, перед рассветом, он провел остаток своего войска через узкий вход в ущелье, убив нескольких галлов, которые охраняли его и считали, что Ганнибал в ловушке.
Собрав свои силы на вершине Альп, Ганнибал оставался там лагерем в течение нескольких дней, прежде чем спуститься в Италию. Полибий ясно дает понять, что сама вершина должна была быть достаточно высокой, чтобы снежные заносы сохранялись с предыдущей зимы. Это предполагает высоту вершины не менее 2400 метров.
Современные историки выдвинули многочисленные теории о точном курсе Ганнибала через Альпы. Предлагаемые маршруты включали низкие перевалы в Монженевре, Малом Сен-Бернаре и горе Сени, а также высокие перевалы в Коль-дю-Клапье-Савин-Кош и Коль-де-ла-Траверсетт.
На конечных этапах маршрута на перевале падал снег, делая спуск еще более опасным. Оползни сделали путешествие по узкой тропе опасным, и армия была задержана на большую часть дня, пока ее не сделали проходимой для вьючных животных и слонов.
Наконец, на 15-й день, после пятимесячного путешествия из Картахены, с 25 000 пехотинцев, 6 000 кавалеристов и большинством из своих первоначальных 37 слонов, Ганнибал спустился в Италию. Он преодолел трудности климата и местности, партизанскую тактику недоступных племен и главную трудность, командования отрядом людей, различных по расе и языку, в условиях, к которым они были плохо приспособлены.
Война в Италии
Сил Ганнибала теперь было недостаточно, чтобы противостоять армии Сципиона, который бросился к реке По, чтобы защитить недавно основанные римские колонии Плацентия (современная Пьяченца) и Кремона. Первое значительное действие между двумя армиями произошло на равнинах По, к западу от реки Тичино. Нумидийская кавалерия Ганнибала одержала верх. Сципион был тяжело ранен, и римляне отступили в Плацентию.
После того, как маневры не привели ко второму сражению, Ганнибал успешно подстрекал армию Семпроний Лонг вступил в битву на левом берегу реки Треббия к югу от Плацентии (декабрь 218 г).
Римские войска были сокрушительно разбиты, хотя, вероятно, раненый Клавдий Сципион не принимал участия в битве, и неизвестно, участвовал ли в ней какой-либо из его легионов. Лигурийцы перешли на сторону Ганнибала, и его армия, значительно увеличила Кельтские рекруты.
После суровой зимы Ганнибал смог продвинуться весной 217 года до болот реки Арно, где он потерял глаз из-за инфекции. Хотя теперь против него выступили две римские армии. Он смог перехитрить Гай Фламиний в Арретиуме (современный Ареццо) и достиг Куртуна (современная Кортона). По замыслу, этот ход вынудил армию Фламиния вступить в открытый бой, и в последующем Битва при озере Тразименское.
Войска Ганнибала практически уничтожили римскую армию, убив по меньшей мере 15 000 солдат. Многие из которых были загнаны в озеро, чтобы утонуть. Еще 15 000 римлян и союзных войск были захвачены в плен. Подкрепление из примерно 4000 кавалеристов под Гай Центений было перехвачено до прибытия и также уничтожено.
Карфагенские войска были либо слишком измотаны, чтобы закрепить свои победы и пойти на Рим либо Ганнибал посчитал город слишком хорошо укрепленным. Более того, Ганнибал питал тщетную надежду, что италийские союзники Рима предадут его и начнут гражданскую войну.
Ганнибал провел лето 217 года, отдыхая в Пицене, но позже он опустошил Апулию и Кампанию. Армия Квинта Фабия Максима Кунктатора допускала только стычки между двумя армиями. Внезапно в начале лета 216 года Ганнибал двинулся на юг и захватил большой армейский склад снабжения в Каннах на реке Ауфид. Там в начале августа состоялась битва при Каннах (современный Монте-ди-Канне). Ганнибал мудро выбрал место. Он командовал водоснабжением Ауфида и вытеснил численно превосходящих римлян на узкую равнину, ограниченную рекой и значительным холмом.
Расположил свою армию таким образом, что римлянам пришлось вступать в бой, столкнувшись с жарким летним ветром, несущим пыль, которая раздражала глаза и ухудшала видимость. Когда началась битва, галлы и иберийская пехота центральной линии Ганнибала отступили (не сломавшись) перед натиском численно превосходящей римской пехоты. Римляне продолжили наступление, подставив оба своих фланга испанской и ливийской пехоте, составлявшей карфагенян справа и слева.
Окруженные с трех сторон, римляне закрыли путь к отступлению, когда кавалерия Ганнибала вернулась, завершив разгром римской кавалерии. Сжатые римляне были вырезаны армией Ганнибала. Полибий назвал число погибших римлян в 70 000, в то время как Ливий сообщил о 55 000; в любом случае это была катастрофа для Рима. Практически 1 из 5 римских мужчин призывного возраста был убит.
Были убиты десятки сенаторов, а также многие патриции и более 200 членов всаднического сословия (римские всадники). Рим теперь обоснованно боялся Ганнибала, и он стал пугалом для римских детей.
Эта великая сухопутная победа, которая стала рассматриваться как хрестоматийный пример двойного охвата, принесла желаемый эффект. Многие регионы начали отступать от Италийской конфедерации. Ганнибал, однако, не пошел на Рим, а провел зиму 216–215 гг. в Капуя, которая заявила о своей лояльности Ганнибалу. Возможно, с надеждой стать равной Риму.
Постепенно боевая мощь Карфагена ослабла. Стратегия, предложенная Фабием после битвы при Тразименском озере, была снова введена в действие. Защищать города, лояльные Риму. Пытаться вернуть, когда представлялась возможность, те города, которые пали от Ганнибала. Никогда не вступать в бой, когда противник предлагал это, а вместо этого держать карфагенян в боевой готовности на каждом театре военных действий.
Ганнибал, неспособный из-за меньшей численности распределить свои силы, чтобы соответствовать римлянам. Неспособный использовать эту сконцентрированную силу в решающем сражении, перешел от наступления к осторожной и не всегда успешной обороне.
Это была дипломатически сложная задача, поскольку Ганнибал не мог добыть столько продовольствия, чтобы оттолкнуть своих местных союзников. Кроме того, многие из его галльских сторонников устали от войны, в которой обещанная добыча иссякла, и они вернулись на север, в свои родные земли. В сочетании с медленной, но постоянной потерей его африканских ветеранов из-за смертей и ранений в боях, отъезд галльских солдат Ганнибала представлял собой качественную и количественную эрозию его армии.
Ганнибал, за исключением взятия Тарента (современный Таранто), одержал лишь незначительные победы (215–213). Подкреплений из Карфагена не было. В 213 году Касилинум и Арпи (захваченные Ганнибалом зимой 216–215 годов) были возвращены римлянами, а в 211 году Ганнибал был вынужден выступить, чтобы снять римскую осаду Капуи.
Ганнибал подошел на расстояние 5 км к сильно укрепленным стенам Рима, пытаясь отвлечь римские армии, но этот шаг оказался неудачным, и Капуя пала. В том же году на Сицилии пали Сиракузы, а к 209 году Тарент на юге Италии также был отбит римлянами.
Войны в Испании и Африке
Между тем, римские успехи в Испании нанесли сильные удары по карфагенской власти там. В 208 году Гасдрубал, отделив отряд от основной карфагенской армии, перешел Альпы (возможно, по пути своего брата, хотя больших потерь не зафиксировано), чтобы прийти на помощь Ганнибалу.
Армия Гасдрубала была разбита. До того, как карфагенские армии смогли соединиться. Гасдрубал был убит в битве, а его отрубленная голова была доставлена в лагерь Ганнибала. Сообщается, это заставило Ганнибала сетовать: «Вот судьба Карфагена». Ганнибал сосредоточил свои силы в Бруттии, где с помощью своих оставшихся союзников он смог противостоять давлению Рима еще четыре года.
Сципион, избранный консулом в 205 году, преодолел сопротивление в Сенате и добился одобрения на поход в Северную Африку, разбив главного союзника Карфагена — массесилийцев. Подверг опасности сам Карфаген. Чтобы пойти на помощь своей стране, Ганнибал был вынужден покинуть Италию в 203 году.
Хотя предварительное перемирие уже было объявлено, и карфагенские армии приняли суровые условия Сципиона (зима 204–203 годов). Ганнибал сосредоточил остатки карфагенских сил в Гадруметуме (современный Сус, Тунис). В тот самый момент, когда послы возвращались из Рима с предварительными мирными предложениями, карфагеняне нарушили перемирие.
Отчеты о последующих кампаниях сильно различаются, но они достигают кульминации в битве при Заме. И Ганнибал, и Сципион, чтобы соединиться со своими нумидийскими союзниками, двинулись вверх по реке Баград в районе Зама Регия. Ганнибалу теперь не хватало кавалерии. Наемные войска его первой линии и африканская пехота его второй линии были разбиты вместе.
Сципион, видя, что третья линия Ганнибала, ветераны, все еще цела, перестроил свой фронт и привел нумидийскую кавалерию Масинисса, его нумидийский союзник, в карфагенском тылу. Ганнибал потерял 20 000 человек в поражении, но сам избежал преследования Масиниссы. Это ознаменовало конец военных кампаний Ганнибала в пользу Карфагена.
Изгнание и смерть Ганнибала
Договор между Римом и Карфагеном, заключенный через год после битвы при Заме, разрушил всю цель жизни Ганнибала. Его надежды снова взяться за оружие против Рима жили. Хотя его враги в Карфагене, в основном торговая фракция во главе с Ганноном, обвиняли его в неправильном ведении войны.
Ганнибал был назначен суффетом (гражданским магистратом) в дополнение к сохранению своего военного командования. Как суффет он смог свергнуть власть олигархической правящей фракции в Карфагене и осуществить определенные административные и конституционные изменения.
Хотя Сципион Африканский, который победил его при Заме, поддерживал его лидерство в Карфагене, он стал непопулярен среди определенной фракции карфагенской знати. Он бросил вызов их взяточничеству. По словам Ливия, это заставило его врагов донести на него римлянам за подстрекательство Антиоха III Сирийского, чтобы поднять оружие против Рима.
Сила этого обвинения была сомнительной, но Ганнибал был вынужден бежать, сначала в Тир, а затем ко двору Антиоха в Эфесе (195). Там его сначала приветствовали, так как Антиох готовил войну с Римом. Вскоре, однако, присутствие Ганнибала и здравые советы, которые он давал относительно ведения войны, стали источником смущения, и его послали собирать и командовать флотом для Антиоха в Финикийские города.
Неопытный в морских делах, он был разбит римским флотом у Сиде в Памфилии. Антиох был разбит на суше у Магнесия в 190 году. Одним из условий, выдвинутых римлянами, было то, что Ганнибал должен быть выдан. Либо он бежал через Крит ко двору короля Прусий Вифинский. Или он присоединился к повстанческим силам в Армении. Точно не известно.
В конце концов он нашел убежище у Прусия, который в то время был занят войной с союзником Рима, царем Эвмен II Пергамский. Он служил Прусию в той войне, и, как говорят, в одной из побед, одержанных им над Эвменом на море. Ганнибал бросал корзины со змеями во вражеские суда, что стало одним из самых ранних задокументированных примеров биологической войны.
Изгнание и смерть Ганнибала
Влияние римлян на востоке расширилось до такой степени, что они были в состоянии потребовать капитуляции Ганнибала. В одном из рассказов о своих последних часах Ганнибал, ожидая предательства со стороны Вифинии, послал своего последнего верного слугу проверить все секретные выходы из своей крепости в Либиссе (около современного Гебзе, Турция). Слуга доложил, что у каждого выхода стояли неизвестные враждебные стражники. Зная, что его предали и он не сможет сбежать, Ганнибал отравился в последнем акте неповиновения римлянам. Год неизвестен, но, вероятно, это был 183 год.
Личность
Полибий пишет в отчетах. Несмотря на обвинения в жестокости Ганнибала, выдвинутые римскими авторами, он заключил соглашение с Фабием о возвращении пленных и с уважением отнесся к телам Тиберия Семпрония Гракха (консул 215 г.) и Луция Эмилия Павла (216 г.), павших вражеских генералов.
Что касается алчности , другого обвинения, обычно выдвигаемого против него, то прямых доказательств не обнаружено, кроме практик, необходимых для финансирования войны полководцем. Он пощадил ферму Фабия Кампании , опустошая при этом окрестности, хотя это было сделано для того, чтобы подогреть слухи о том, что Фабий достиг соглашения с Ганнибалом.
Многое из того, что было сказано против Ганнибала, можно приписать римской пропаганде, особенно Ливию. Одно из обвинений, выдвинутых против него, состояло в том, что он поедал тела своих погибших солдат во времена больших трудностей. Полибий отвергает это обвинение как пустое предположение, высказанное карфагенским командиром.
Оглядываясь назад, можно сказать, что физическая храбрость Ганнибала хорошо засвидетельствована, а его воздержанность и сдержанность обычно восхвалялись.
Его сила лидерства подразумевается в отсутствии беспорядков и дисгармонии в этом смешанном отряде людей, которым он командовал так долго. Забота, которую он проявлял о своих слонах и лошадях, а также о своих людях, свидетельствует о гуманном характере. Он свободно говорил по-гречески и по-латыни, но больше личной информации в его биографиях нет.