В 1972 году по заданию ЦРУ судно Жака-Ива Кусто "Калипсо" направилось в Антарктиду искать тайную базу нацистов, которые в 1938-39 гг. на современном судне искали потерянную цивилизацию атлантов. Перед выходом в море Кусто даже летал в Нью-Йорк, где встречался с некоторыми американскими политиками и военными специалистами. Из всего экипажа только он знал о настоящем назначении экспедиции, однако многие члены команды догадывались о том, что американцы дали деньги Кусто именно на то, чтобы он выполнил какое-то их задание. Среди них был и фотограф, кинооператор Андре Лабан. Именно он и поделился секретами увиденного через много лет.
К берегам заснеженного континента экспедиция прибыла в декабре 1973 года и уже через 5 дней радары "Калипсо" обнаружили крупный объект на дне океана. У команды сложилось впечатление, что их руководитель знал заранее, где вести поиски. Кусто отправил к объекту аквалангистов и те увидели под водой совершенно целый корабль-авианосец белого цвета. Во время повторного погружения один из водолазов попытался проникнуть внутрь его, но поранился и повредил гидрокостюм. После этого Кусто приказал всем прекратить работы и перебраться в другое место, что выглядело очень странно. Вероятнее всего, Жак-Ив передал американцам об обнаружении объекта и те велели "сматывать удочки", мол, дальше - наше дело.
Интервью, в котором 88-летний Лабан подробно рассказал об антарктической экспедиции Кусто было дано им в 2017 году, уже после смерти океанолога. По его словам, экспедиция обнаружила, что в одном из мест побережья с континента в море выходил поток теплой воды - это значило, что где-то под ледяным покровом имелись горячие ключи. Анализ показал, что она пресная. Обследуя данное место, команда Кусто нашла пещеру, вход в которую начинался под водой. Размеры подземной полости были огромными, при этом воздух в ней был пригодным для дыхания.
Андрэ сказал также, что участникам группы казалось, что они попали будто бы внутрь древнего храма, где находятся какие-то обелиски, покрытые древними письменами. Понять их никто не смог.
В районе пещеры исследователи также нашли остатки проходческой техники и оборудованный бункер. В нем они увидели печатные материалы на немецком языке, ящики с провиантом и запасы топлива. В бункере имелись огромные металлические двери, украшенные символикой Третьего рейха, но открыть их не удалось. Это была одна их законсервированных баз нацистов.
Пещеру исследовали несколько дней. С помощью металлоискателя определили, что на дне озера в центре подземной полости находится очень много металла, однако аквалангисты не смогли проникнуть к самому дну из-за сильного течения. Время от времени озеро начинало светиться, становясь то красным, то голубым, то зеленым. Пройдя в глубь пещеры, команда Кусто обнаружила скульптуру хищного животного, напоминающего льва или пантеру, которое застыло готовясь к прыжку. На спине у животного были перепончатые крылья с острыми когтями, а из открытой пасти торчали острые клыки. Вместо глаз у него были красные камни, которые время от времени светились в темноте.
Кусто приказал доставить льва на корабль, но сделать это не удалось, поскольку он был очень хорошо закреплен. За статуей оказался вход в тоннель. Четыре члена экипажа взяли веревку и вошли в него. Через какое-то время веревка перестала разматываться, а в глубине послышались крики. Оставшиеся поспешили на помощь. Вот, что рассказывал об этом Андре Лабан: "Луч фонаря выхватил из темноты мертвенно бледное лицо Поля из первой группы, лежавшего у стены. Боже мой, надеюсь, мне никогда в жизни не придется видеть выражение столь глубокого ужаса! Тела остальных лежали тут же... Мы попробовали поднять тело Поля, но оно начало расползаться в наших руках, как будто труп лежал здесь уже бессчётное количество времени. В это время из глубины тоннеля послышался какой-то скрежет. Мы переглянулись и, не сговариваясь, двинулись обратно. Я шел предпоследним, не оборачиваясь, и представлял себе, каково Луи, идущему последним... Я вышел наружу с таким чувством, с каким, наверное, Данте покидал ад. Потом я оглянулся. За мной никого не было.. Луи исчез".
Потеря 5-х членов экипажа вынудила Кусто в спешном порядке покинуть Антарктиду. По мнению Андре, нацисты оборудовали свою базу в том месте, где сохранились следы древнейшей или даже инопланетной цивилизации. Все материалы экспедиции, включая сделанные оператором фотографии и кинокадры, были переданы французскому правительству, но так и остались необнародованными.
Люди, близко знавшие Кусто, отмечали что после этой экспедиции характер его изменился: он стал крайне замкнутым, резко разлюбил публичные выступления, а некоторые его проекты были закрыты без объяснения причин. Друг и коллега ученого Филипп Тайе утверждал, что Кусто угнетало знание какой-то тайны, о которой он не мог никому рассказать...