Найти в Дзене

Тимофеево-Ведерайтишкен: «Песочная кирха» со старым крестом и мощный мост через Шешупе.

Посёлок Тимофеево находится почти на полпути между Неманом и Краснознаменском, близ реки Шешупе. До войны здесь стояла церковная деревня с храмом, имевшим необычное название. Поселение с именем Ведерайтишкен (нем. Wedereitischken) являлось небольшим наследуемым имением, которое сформировалось на бывших землях племени скальвов. Первое упоминание относится к 1780 году, когда здесь было 10 дворов и своя школа. Население состояло в основном из литовцев. Ведерайтишкен входил в состав района Рагнит (совр. Неман), который после Первой мировой войны трансформировался в Тильзит-Рагнит. Неожиданно, но 1 января 1901 года крохотное имение преобразовывается в церковную деревню с приходом, формируемым из верующих соседних 16 деревень (к 1925 году число прихожан приблизилось к отметке в 3000). Изначально богослужения проходили в школьном здании, где располагались крестильная купель и небольшой алтарь. В 1906 году осуществлена закладка первого камня в основание божественной обители. В том же году им

Посёлок Тимофеево находится почти на полпути между Неманом и Краснознаменском, близ реки Шешупе. До войны здесь стояла церковная деревня с храмом, имевшим необычное название.

Поселение с именем Ведерайтишкен (нем. Wedereitischken) являлось небольшим наследуемым имением, которое сформировалось на бывших землях племени скальвов. Первое упоминание относится к 1780 году, когда здесь было 10 дворов и своя школа. Население состояло в основном из литовцев. Ведерайтишкен входил в состав района Рагнит (совр. Неман), который после Первой мировой войны трансформировался в Тильзит-Рагнит.

Неожиданно, но 1 января 1901 года крохотное имение преобразовывается в церковную деревню с приходом, формируемым из верующих соседних 16 деревень (к 1925 году число прихожан приблизилось к отметке в 3000). Изначально богослужения проходили в школьном здании, где располагались крестильная купель и небольшой алтарь. В 1906 году осуществлена закладка первого камня в основание божественной обители. В том же году имение стало государственной собственностью со статусом деревня.

-2

Освящение храма состоялось 22 декабря 1907 года. Церковь получила красивое название Зандеркирх (нем. Sandkirch), что можно перевести как «песочная кирха» (в наших краеведческих материалах любят иной вариант – «церковь на песке»). На открытие храма приезжала супруга кайзера Вильгельма II, императрица Августа Виктория из рода Шлезвиг-Гольштейн (связанного с российским престолом начиная с Петра III).

Уместно небольшое отступление. Вильгельм II считал Августу, которую величал «любимой розой», идеалом женщины. Императрица всю свою жизнь посвятила детям, религии, а также умела превосходно готовить, печь хлеб и варить пиво. Есть ошибочное мнение, что принцип социальной роли немецкой женщины «Дети, Кухня, Церковь» (нем. «Kinder, Küche, Kirche») сформулировал Вильгельм II. Однако еще веком ранее эту ролевую модель оспаривал один из первых феминистов Пруссии и «президент Кёнигсберга» Теодор Готлиб фон Гиппель, поэтому кайзер не был изобретателем системы ценностей, а всего лишь описывал черты жены, которые ему в ней нравились.

-3

Однажды Вильгельм написал матери: «Моя возлюбленная, может быть не самая прелестная женщина на свете, но у нее положительно самые лучшие в мире руки». Из них первый пастор Пол Ленкейт получил от императрицы Библию в серебряном переплете.

-4

Кирха представляла собой неоштукатуренное кирпичное здание с красивой квадратной в плане башней (врезающейся в неф) и фронтоном, отсылавшим прихожан к эпохе орденской архитектуры. Алтарная пристройка расположилась с востока, на юге к храму примыкала ризница. Оконные проемы располагались двумя этажами парно, разделяясь «слепыми» окнами. На башне - два колокола, а внутри храм имел небольшой орган, алтарь, кафедру и крестильную купель. Рядом располагался дом пастора.

-5

Стоит отметить, что деревня стремительно росла, еженедельно проходил рыночный день. Здесь работали: почта, аптека, кабинет врача, магазин, гостевой дом Отто Хензеля с садом и рестораном, несколько ремесленных мастерских.

Через реку Шешупе перекинули деревянный мост, который связал деревню Ведерайтишкен и имения в Гальбрастен (совр. Ливенское), после чего они стали практически единым целым.

-6

У того моста была одна особенность – его разбирали каждую осень, в период половодья. После несчастного случая при таких работах, было принято решение взамен деревянной конструкции возвести бетонную. Объект сдали в ноябре 1928 года, а назвали его по имени спонсора – «Мост доктора Розенкранца» (нем. Dr.-Rosenkrantz-Brücke). Для лучшей защиты ото льда опоры с восточной стороны сделаны заметно выше, нежели с западной.

Мост, современное состояние.
Мост, современное состояние.

В 1945 году пролёт был взорван, в советское время его заменили на металлический.

Ведерайтишкен, справа - военный монумент.
Ведерайтишкен, справа - военный монумент.

После Первой мировой войны в деревне у «Песочной кирхи» установили монумент в память о погибших на фронтах прихожанах - обелиск из гранитных блоков. И в соседнем Гальбрастене не забыли погибших земляков: здесь памятник представлял собой валун, на котором выбили имена погибших, Железный крест и голову солдата в каске, а на вершине восседал бронзовый Прусский орёл.

Военный монумент в Гальбрастене.
Военный монумент в Гальбрастене.

Во время волны Геббельсовских переименований в 1938 году, Ведерайтишкен получил такое же имя, как и храм, – Зандкирхен (нем. Sandkirchen).

Гостевой дом.
Гостевой дом.

Следующая смена названия была напрямую связана с полной заменой этноса. Уже на советской территории появился посёлок Тимофеево - имя, которое «попросили» переселенцы в память о родном месте, откуда прибыли в Калининградскую область.

Тимофеево, 1995 год.
Тимофеево, 1995 год.

Советские граждане использовали кирху не по назначению. Входную группу разобрали, чтобы превратить её во въездные ворота, а внутри размещались, сменяя друг друга - конюшня, зернохранилище, склад строительных материалов. После развала СССР бывший храм забросили, крыша обвалилась.

-12

Военный мемориал Первой мировой войны в Тимофеево «утрачен» (официальная версия) сразу после войны. То же самое произошло и с памятником в соседнем посёлке Ливенское, правда в 1985 году потеря нашлась. Местный житель установил валун с гравировкой на прежнее место.

-13

В 2005 году в Тимофеево зарегистрировали общину Русской Православной церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, которой было передано историческое здание. 20 июля 2008 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил внутри бывшей лютеранской обители православный храм.

-14

Если будете в этих краях, обратите внимание на одну особенность культового объекта – на башне оставили старый крест. В какой-то степени это даже символично, ведь не будь кирхи, на месте церковной деревни стояло бы крошечное имение на десять домов, которое с большой долей вероятности снёс бы вихрь Второй мировой войны.

© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Вся история любимой области – в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в электронном формате (pdf).
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта:
knowprussia.tilda.ws

-15

Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.