Кажется, уголовное дело о перевале Дятлова я "залистал" до дыр. Но вот открыл вчера и... Лист 209, допрос свидетеля Атманаки. Цитирую:
Свидетель показал: 2 февраля, получив на заводе отпуск, приехал в Свердловск для подготовки к участию в походе высшей категории трудности по Северному Уралу в составе сборной команды области. 6 числа, закончив все подготовительные работы, группа в количестве восьми человек выехала поездом Свердловск – Североуральск.
На следующий день прибыли в Серов, где осмотрев город, сделали пересадку на Ивдельский поезд и в 12 часов ночи прибыли в Ивдель. В городе пробыли полтора дня в связи с тем, что на следующий день не было автомашины до поселка Вижай – начальному пункту нашего похода. Все свободное время занимались подготовкой снаряжения и доукомплектованием. В Вижай приехали около полудня, в лесничестве узнали подробности относительно нашего предстоящего маршрута и договорились в автохозяйстве, что попутной машиной нас довезут до поселка II Северный, откуда легче всего выйти на маршрут. Однако вечером машины не было и нам пришлось заночевать в школе с тем, чтобы на другой день начинать движение.
Подождите-подождите... Подождите. Обратимся теперь к другим показаниям. Вот что сказал свидетель Дряхлых:
28 января 1959 года утром две лошади лесоучастка были направлены на 2 северный рудник за железными трубами куда был направлен рабочий Великявичус Станислав Александрович. На этих попутных лошадях были увезены вещи туристов. 29 января я встретил на бараке 41 квартала.
А вот что рассказал свидетель Ряжнев:
Ко мне обратились 27 января мужчина с женщиной и попросили лошади для перевозки вещей и продуктов до 2-го северного рудника, который находится от 41 кв. на расстоянии 22 км. Лошадь им выделил и дал им возчика Велюкявичус Станислава Александровича. 28 января 1958 г. примерно в 10 часов утра они с ним уехали на 2 северный рудник. Люди шли на лыжах а вещи и продукты везлись на подводе.
На странных разночтениях в этих показаниях я уже останавливался. Но в показаниях Атманаки присутствует очень важный момент. Оказывается, от Вижая до 2-го Северного можно было добраться на машине. И это явно не легковое авто для группы из 8 человек.
Еще одна деталь. Атманаки говорит, что его тургруппе пришлось задержаться в Ивделе, потому как не была попутной машины до Вижая. Что же с автобусом? Он ходил только по воскресеньям? Могло быть и так. Но как реагировало местное население, когда автобус заполнили 20 туристов с неслабым багажом? В дневниках дятловцев об этом - ни слова.
2-й Северный существовал в качестве обитаемого поселка до 1952 года. Затем надобность в нем отпала, люди покинули это место. Что-то более или менее ценное вывезли, а остальное просто бросили. Однако подождите, а дома, включая тот, где переночевали дятловцы, а в нем - печка и кровати... Это разве не ценность?
А те самые трубы, за которыми приехал возчик Великявичюс. Почему их не забрали раньше? Откуда он их выкопал, ведь все кругом завалено снегом? 7 лет назад трубы явно не были ржавые, бери да к чему-нибудь приспосабливай. Похоже, что во 2-м Северном периодически появлялись люди. Значит, имелась дорога. Что тогда заставило дятловцев свернуть на 41-й квартал?
Если хотя бы зимой до поселка можно было добраться на машине, то предприимчивые советские люди наверняка нашли бы применение бесхозному имуществу. Избушки по бревнышку раскатали бы. Готовое жилье - перевози на новое место и живи.
И еще один вопрос здесь возникает. Почему дятловцы добирались до 2-го Северного через 41-й квартал, если можно было бы напрямую от Вижая? Происходила какая-то непонятная круговерть.
Возникает стойкое ощущение, что какие-то детали похода группы Дятлова стали маскировать с самого начала, уже в марте 1959 года. Возможно, это связано с огненными шарами. К этой теме попробую вернуться в следующий раз.