Найти в Дзене
Q-ART GALLERY

Самые известные русские художницы XX века: от авангарда до нонконформизма

Оглавление

XX век в русском искусстве был эпохой революций, войн и трансформаций, в которой женщины-художницы сыграли ключевую роль, несмотря на политические и социальные барьеры. Их творчество охватывало авангард, соцреализм, абстракцию и концептуальное искусство. Вот наиболее значимые имена:

1. Наталья Гончарова (1881–1962)

Одна из основоположниц русского авангарда. Работала в дуэте с Михаилом Ларионовым, создавая смелые полотна, вдохновленные народным искусством и футуризмом.
Участвовала в скандальных выставках «Ослиный хвост», а позже оформляла дягилевские балеты в Париже.

Гончарова Наталья Сергеевна (03.07.1881-17.10.1962) Херувим. Лист из серии «Литургия», 1927 г. Бумага с водяным знаком, пошуар, 74,5х50,8 см. Постоянная коллекция Q-ART Gallery

2. Любовь Попова (1889–1924)

Пионер абстрактного искусства, создавала геометрические композиции и «живописные архитектоники». Перешла от живописи к дизайну тканей и театральных декораций, воплощая идеи «искусства для производства».

-2

Живописная архитектоника Любовь Сергеевна Попова • Живопись, 1918, 60.3×39.7 см. Далласский музей искусств, Даллас

3. Александра Экстер (1882–1949)

Новатор в области сценографии и книжной иллюстрации. Её костюмы для фильма «Аэлита» (1924) и спектаклей стали легендарными. Работала в СССР, Франции и Чехословакии, объединяя авангард с модернизмом.
Её парижская мастерская была центром культурного обмена между русскими и европейскими художниками.

-3

Карнавал в Венеции Александра Александровна Экстер • Живопись, XX век, 120.5×76 см. Частная коллекция.

4. Вера Мухина (1889–1953)

Автор знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» (1937), ставшей символом СССР. Несмотря на работу в рамках официального искусства, сохраняла интерес к авангардным формам.
Её творчество прославляло советский строй, но сама Мухина критиковала бюрократизацию искусства.

-4

Рабочий и колхозница» (1937). ВДНХ

5. Зинаида Серебрякова (1884–1967)

Мастер лирических портретов и жанровых сцен. Её автопортрет «За туалетом» (1909) восхищает гармонией и светом. После революции эмигрировала во Францию, где продолжала писать ностальгические образы русской деревни.

-5

За завтраком. 1914Холст, масло. 88,5 × 107 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

6. Татьяна Маврина (1902–1996)

Сохраняла традиции русского лубка и яркой цветовой палитры даже в годы соцреализма. Оформила более 200 книг, включая сказки Пушкина.
Единственная советская художница, удостоенная премии Г.Х. Андерсена за вклад в детскую иллюстрацию (1976).

-6

7. Ирина Нахова (род. 1955)

Одна из лидеров московского концептуализма 1980-х. Её проект «Красный павильон» (1986) критиковал советскую идеологию через метафоры.
Первая женщина, представлявшая Россию на Венецианской биеннале (2015).

-7

Без названия, 1974. Бумага, масляная пастель, карандаш, 28,5 х 40 см.

8. Лидия Мастеркова (1927–2008)

Абстрактный экспрессионизм, метафизическая живопись.
Ключевая фигура советского нонконформизма. Работала с коллажами, текстилем и религиозной символикой, создавая абстракции, наполненные ностальгией по утраченной духовности. Участница «Лианозовской группы», эмигрировала во Францию в 1975 году.

-8

Мастеркова Лидия Алексеевна(08.03.1927-12.05.2008). Композиция, 1957 г. Масло, холст, 98х78 см. Постоянная коллекция Q-ART Gallery

9. Татьяна Назаренко (род. 1944)

Одна из главных фигур московского концептуализма. В её работах ирония сочетается с глубоким анализом советской и постсоветской реальности. Известна групповыми портретами и аллегорическими сценами.
Участница Венецианской биеннале (2007).

-9

Портрет Нины Сукоян

10. Римма Заневская (1933–2005)

Художница лианозовской школы, чьи работы балансируют между реализмом и экспрессией. Известна портретами и пейзажами, насыщенными эмоциональной напряженностью.

-10

Заневская Римма Иосифовна(16.12.1930-25.05.2021). Натюрморт, 1969 г. Масло, холст, 67х87 см. Постоянная коллекция Q-ART Gallery

Многие художницы XX века долго оставались в тени мужчин-коллег. Например, работы Поповой и Гончаровой стали широко изучаться лишь в конце века, а их аукционные цены сегодня достигают миллионов долларов. Советские реалии часто заставляли женщин выбирать между семьей и творчеством, а эмиграция (как у Серебряковой) разрывала связи с аудиторией. Однако их эксперименты с формой, цветом и социальными темами заложили основы для современных российских художниц.