XX век в русском искусстве был эпохой революций, войн и трансформаций, в которой женщины-художницы сыграли ключевую роль, несмотря на политические и социальные барьеры. Их творчество охватывало авангард, соцреализм, абстракцию и концептуальное искусство. Вот наиболее значимые имена:
1. Наталья Гончарова (1881–1962)
Одна из основоположниц русского авангарда. Работала в дуэте с Михаилом Ларионовым, создавая смелые полотна, вдохновленные народным искусством и футуризмом.
Участвовала в скандальных выставках «Ослиный хвост», а позже оформляла дягилевские балеты в Париже.
Гончарова Наталья Сергеевна (03.07.1881-17.10.1962) Херувим. Лист из серии «Литургия», 1927 г. Бумага с водяным знаком, пошуар, 74,5х50,8 см. Постоянная коллекция Q-ART Gallery
2. Любовь Попова (1889–1924)
Пионер абстрактного искусства, создавала геометрические композиции и «живописные архитектоники». Перешла от живописи к дизайну тканей и театральных декораций, воплощая идеи «искусства для производства».
Живописная архитектоника Любовь Сергеевна Попова • Живопись, 1918, 60.3×39.7 см. Далласский музей искусств, Даллас
3. Александра Экстер (1882–1949)
Новатор в области сценографии и книжной иллюстрации. Её костюмы для фильма «Аэлита» (1924) и спектаклей стали легендарными. Работала в СССР, Франции и Чехословакии, объединяя авангард с модернизмом.
Её парижская мастерская была центром культурного обмена между русскими и европейскими художниками.
Карнавал в Венеции Александра Александровна Экстер • Живопись, XX век, 120.5×76 см. Частная коллекция.
4. Вера Мухина (1889–1953)
Автор знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» (1937), ставшей символом СССР. Несмотря на работу в рамках официального искусства, сохраняла интерес к авангардным формам.
Её творчество прославляло советский строй, но сама Мухина критиковала бюрократизацию искусства.
Рабочий и колхозница» (1937). ВДНХ
5. Зинаида Серебрякова (1884–1967)
Мастер лирических портретов и жанровых сцен. Её автопортрет «За туалетом» (1909) восхищает гармонией и светом. После революции эмигрировала во Францию, где продолжала писать ностальгические образы русской деревни.
За завтраком. 1914Холст, масло. 88,5 × 107 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
6. Татьяна Маврина (1902–1996)
Сохраняла традиции русского лубка и яркой цветовой палитры даже в годы соцреализма. Оформила более 200 книг, включая сказки Пушкина.
Единственная советская художница, удостоенная премии Г.Х. Андерсена за вклад в детскую иллюстрацию (1976).
7. Ирина Нахова (род. 1955)
Одна из лидеров московского концептуализма 1980-х. Её проект «Красный павильон» (1986) критиковал советскую идеологию через метафоры.
Первая женщина, представлявшая Россию на Венецианской биеннале (2015).
Без названия, 1974. Бумага, масляная пастель, карандаш, 28,5 х 40 см.
8. Лидия Мастеркова (1927–2008)
Абстрактный экспрессионизм, метафизическая живопись.
Ключевая фигура советского нонконформизма. Работала с коллажами, текстилем и религиозной символикой, создавая абстракции, наполненные ностальгией по утраченной духовности. Участница «Лианозовской группы», эмигрировала во Францию в 1975 году.
Мастеркова Лидия Алексеевна(08.03.1927-12.05.2008). Композиция, 1957 г. Масло, холст, 98х78 см. Постоянная коллекция Q-ART Gallery
9. Татьяна Назаренко (род. 1944)
Одна из главных фигур московского концептуализма. В её работах ирония сочетается с глубоким анализом советской и постсоветской реальности. Известна групповыми портретами и аллегорическими сценами.
Участница Венецианской биеннале (2007).
Портрет Нины Сукоян
10. Римма Заневская (1933–2005)
Художница лианозовской школы, чьи работы балансируют между реализмом и экспрессией. Известна портретами и пейзажами, насыщенными эмоциональной напряженностью.
Заневская Римма Иосифовна(16.12.1930-25.05.2021). Натюрморт, 1969 г. Масло, холст, 67х87 см. Постоянная коллекция Q-ART Gallery