В России детская мультипликационная деятельность началась с середины 60-х годов ХХ века. Этому поспособствовало удешевление процесса киносъемки: появление недорогой узкоплёночной съемочной аппаратуры. Увеличивается численность кинолюбителей. Открылись лаборатории по проявлению киноплёнки.
В учреждениях внешкольного образования на базе изостудий, киносекций, фотокружков были созданы и успешно действовали детские мультстудии. К таким студиям относились «Флоричка» – 1967 год, «Аистята» – 1969 год, а в 1973 году открываются ещё несколько мульт студий «Солнышко», «Поиск» и «Веснянка».
Первая детская мультипликационная студия возникла в 1967 году в Кишиневе, при поддержке «Союзмультфильма» открывается творческая студия «Флоричика» в переводе с молдавского – «Цветочек». Основали студию два педагога Виктория и Иосиф Барбэ.
Необходимо отметить, что до момента открытия детской мультипликационной студии Виктория Барбэ долгое время руководила изостудией, Иосиф Барбе вёл фотокружок. По воспоминаниям Виктории Барбэ режиссёры «Союзмультфильма» были восхищены работами студийцев, когда были на выставке «Рисуют дети Кишенёва» в художественном музее и пригласили ее на встречу, где предложили поехать в Москву на стодневную стажировку в «Союзмультфильм». И если процесс создания мультфильма заинтересует, открыть первую в мире детскую студию мультипликации.
По возвращению из Москвы Виктория Барбэ вовлекает в процесс создания мультстудии педагога студии художественной фотографии Иосифа Барбэ. Он становится кинооператором. Так начинается новый Кишинёвский проект. Мультипликационная деятельность для детей дала возможность не просто творить между вымыслом и действительностью, но и создавать движение, оживлять персонажей, что на тот момент, делали только студии и взрослые любители. В 1970 году мультстудия «Флоричка» становится первой «детской» народной киностудией. Основное направление работы детской мультипликационной студии «Флоричика» - техника плоской марионетки, коллажная и рисованная анимация.
Первая советская детская студия мультипликации "Флоричика"
Мультипликационная студия «Флоричика» на узкой 16-мм плёнке сняли порядка 50 мультфильмов. Являются победителями и призёрами мультипликационных любительских фильмов «Киномарина» (Одесса), «Каунасская весна» (Литва), «Лиепайская осень» (Латвия), «MONS-80» (Бельгия), «FAZY» (Венгрия), «Х муза» (Кишинёв), «UNICA» (Нидерланды) и др.
Одной из интересных деталей является то, что Виктория Барбэ в детских мультипликационных работах выступает как сценарист, художественный руководитель и режиссёр иногда совместно с Иосифом Барбэ.
С 1977 по 1997 г. «Флоричика» становится творческим подразделением киностудии «Молдова-Филм». Итоговые мультфильмы сдают в Госкино, а после мультипликационные фильмы «Флорички» выходят на экраны кинотеатров.
В 1969 году в Москве в клубе «Красный балтиец» открывается мультипликационная «Аистята». Своё название студия получила после создания фильма «Ах, добрый аист!». Особенностью фильма стало то, что в нём показали практически всю человеческую жизнь. Героем фильма был мультипликационный персонаж белый аист – символ добра и счастья. Длительность фильма: пять минут. Студия занимается съёмкой мультфильмов и документальных фильмов. Ребята изучают технику фото и кино – съёмки, пишут сценарии, делают режиссёрскую раскадровку. Как правило, их фильмы посвящены очень серьёзным темам, таким как Великая Отечественная Война, блокада Ленинграда. Возраст студийцев от 5 до 16 лет. Руководитель мультстудии Кимен Элла Викторовна на сегодняшний момент Элла Викторовна почетный работник общего образования, Почетный кинематографист России, Двукратный Победитель конкурса «Грант Москвы» Награждена Почетным знаком Министерства образования «100 лет дополнительному образованию России».
Детская студия анимации "Аистята"
Детская киностудия анимационных фильмов «Солнышко» в городеАзове появилась в 1970 году. На базе Дома пионеров Александр Цыбулин выпускник художественно графического факультета кубанского университета, параллельно осваивавший специальность руководителя любительских киностудий, организовывает кинокружок.
Из газет Александр Цыбулин узнаёт о появлении нового направления детской мультипликационной студии «Флоричка». Заинтересовавшись новым направлением, в 1973 году Александр Цыбулин пишет письмо руководителю студии «Флоричка» Виктории Барбэ, в котором интересуется процессом и техническими особенностями съёмки мультфильмов. В ответ Виктория Барбэ отправляет приглашение на Всесоюзный кинофестиваль друзей «Флорички». На фестиваль студийцы «Солнышка» привезли документальный фильм о жизни пионеров Азова. Необходимо отметить, что в Кишенёве Александр Цибулин изучил с устройство мультстудии и познакомился с мультипликационными техниками. Позднее, руководитель детской мультипликационной студии «Солнышко» скажет: «Все, что мы там увидели, услышали, потрогали руками, стало в дальнейшем фундаментом работы нашей студии. А самое главное - мы поняли: всего нужно добиваться своим трудом и руками».
Детская студия мультипликации "Солнышко"
После поездки в Кишенёв Александр Цибулин начинает мультипликационную деятельность. Кружок оснащают самодельным мультстанком. Таким образом студия «Солнышко» параллельно реализовывала две деятельности кино и мультипликация.
Студию «Солнышко» в основном посещали мальчики старшего школьного возраста, некоторые из них не успевали завершить начатые фильмы.
В 1977 году с приходом педагога Татьяны Васильевны Цибулиной состав коллектива изменился. В студию пришли дети младшего школьного возраста. Занятия в студии «Солнышко» проходит по направлениям: изобразительное искусство, мультипликация, игровое и документальное кино.
В 1984 году Александр Цибулин стажируется в «Союзмультфильме» и даже поучаствовал в создании мультфильма «Жил был пёс» - он рисовал полёт снежинок. Мультипликационная студия «Солнышко» города Азова носит звание образцовой.
Детская мультипликационная студия «Солнышко» действует и по сей день. За это время они стали лауреатами, дипломантами и медалистами различных международных, всесоюзных, всероссийских кинофестивалей и конкурсов. Но вот образовательной программы, по которой работает студия, в открытом доступе нет. Информация о деятельности студии состоит из газетных заметок находящихся в открытом доступе на сайте Азовской городской центральной библиотеки, Азовского городского музея, так же мультфильмами и своими победами мультстудия Солнышко делится в социальных сетях. На сайте МБУ ДО ДДТ г. Азова не выставлены аннотации к образовательным программам. В проекте персонифицированного дополнительного образования Ростовская область не участвует, поэтому дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу найти не представляется возможным.
В 1973 году открывается студия «Веснянка» в городе Днепропетровске. Руководители студии Красный Ю.Е. и Курдюкова Л.И. переработали свой педагогический опыт в пособие для учителей «Мультфильм руками детей» (1990 г.). Основной упор педагоги делают на формирование образного мышления, способствующего развитию творческой активности и всестороннем развитии и воспитании детей. Педагоги рассматривали мультипликационную деятельность как «форму воспитания, при которой ребенок успевал бы в детские годы приобрести начальный практический опыт в максимальном числе различных видов деятельности. Подобный опыт позволит в дальнейшем целенаправленно вести поисковую работу в массиве информации, поскольку ребенок уже владеет первичной «универсальностью» навыков и представлений». Авторы книги затрагивают основные этапы истории развития мультипликации. Необходимо отметить, что об оптическом аппарате Эмиля Рейно сказано, что это усовершенствованная версия стробоскопа (фенокситоскопа) изобретённого бельгийским учёным Жозефом Плато в ходе экспериментов со зрительным аппаратом человека.
Руководители студии «Веснянка» говорят о том, что мультипликация не имеет своего «предмета». Подчёркивается, что в детском мультипликационном кинотворчестве образцов и аналогов практически не было. Для более полного понимания процесса руководители кружка обратились за поддержкой к специалистам из Москвы, Киева и Таллина. Помимо технологии перекладки, расширенной марионетки, кукольной анимации профессионалы осветили вопрос о совершенности и художественности мультфильма. Опираясь на полученные знания в первом этапе работы с детьми выстроилась парадигма первенства художественных и технологических аспектов над педагогическими, большую долю работы педагога в создании мультипликационной работы, а так же уменьшения количества учащихся. При этом руководитель кружка обучал ребят профессиональным навыкам и приёмам. Так же повысились требования к техническому оснащению студии.
Студия детской мультипликации "Веснянка"
К 1980 году был накоплен опыт практической мультипликационной деятельности с детьми. Следующим этапом стало увеличение количества детей в студии. Предполагалось, что дети будут делать мультфильм самостоятельно. Но дети освоившие навык перекладной анимации не владели навыком сочинительства, не могли написать сценарий и реализовать ещё ряд видов деятельности: нарисовать раскадровку, создать эскизы героев и фонов, смастерить кукол (марионеток) и декорации, выдумать как выразительно может двигаться персонаж, снять фильм, озвучить, смонтировать и показать. Студия «Веснянка» стала перестраивать работу с детьми.
В первую очередь педагоги изучили, как целеполагания педагога влияют на творческие работы детей. В ходе рассмотрения методов работы сложилось несколько моделей деятельности педагога.
Целеполагание на фильм. Основная ценность создание фильма. Решение художественных задач автоматически становится и педагогическими задачами. В этой модели педагог играет роль творца, а дети становятся подражателями. Постепенно дети формируют не только умения и навыки, но и проникаются его эстетическими представлениями. Мультфильм в этом случае может быть очень похож на работу педагога. Предполагается, что такие работы сделаны по инструкции.
Целеполагание на мастерство предполагает, что педагог в первую очередь нацелен на результаты в учебных задачах. Но в этой модели предполагается, что учащийся должен овладеть всей технологией создания мультфильма и своими силами создать мультфильм.
В этом случае учащийся заучивает художественные и технические приёмы, что в свою очередь приводит к перениманию стиля педагога. Творчество в этой модели заменяется на исполнительство.
Целеполагание на развитие. Эта модель берёт за основу всестороннее развитие личности учащегося. Кинематограф в этой модели служит для ознакомления учащихся с разнообразием трудовой и художественной творческой деятельности. Так же эта модель предполагает, что педагог определит и разовьёт наклонности и способности каждого ребёнка. Фильм в этой модели становится результатом достигнутого ребёнком уровня творческой деятельности. Участие педагога в производстве фильма проходит через учащегося. Ребёнок получает только ту информацию и приёмы, которая необходима для реализации мультипликационной работы по собственному замыслу и представлений о мире.
Целеполагание на сотрудничество. Модель базируется на совместной деятельности педагога и ученика над мультипликационной работой. Воспитание и обучение в этой модели происходит в течении всей творческой работы «естественным путём». В такой модели педагогические аспекты деятельности строятся в основном на интуиции, чутье педагога, и редко имеют сформулированный вид. Взаимодействие педагога и учащегося в этой модели очень разнонаправленны и разнообразны, в фильмах преобладает эклектичность, соседство разнородных элементов. Данная модель недолговечна и может перестроится в какую-то из вышеизложенных моделей.
Руководители студии «Веснянка» отмечают то, что модели, которые они выявили не являются хорошими или плохими, а очерчивают общую ситуацию. Каждая модель хорошо может подходить для определённого возраста, целеполагание на сотрудничество приемлема для работы с подростками, но не эффективна для работы с младшими школьниками.
Желая добиться самостоятельности детей в мультипликационной деятельности Красный Ю.Е. и Курдюкова Л.И. систематически включали новые виды деятельности. Среди таких видов деятельности были плетение гобеленов, лепка из глины, кукольная мультипликация. Чуть позже педагоги «Веснянки» систематизировали типы деятельности: литературное творчество, изобразительная деятельность, скульптура, актёрское мастерство и звук. Педагоги предполагали, что новая программа должна быть открыта для новых видов деятельности, а не включать в себя все виды деятельности. По мнению Красного Ю.Е. мультипликационная деятельность объединяет все выше перечисленные виды деятельности. В занятие были введены как литературное творчество, так и изобразительная деятельность или композиционные законы музыкальной пьесы. На уроке по народной игрушки сразу же изучали другие виды народного творчества, обсуждали мультипликационные возможности глиняной куклы и фольклор в мультипликационных работах. В результате у авторов сформировалась трёхлетняя программа обучения, основной задачей которой стало достижение максимальной самостоятельности детского кинотворчества на основе взаимообучения.
Интересно, что педагоги студии «Веснянка» взяли на вооружение идею Уолта Диснея: они создали «Доску объявлений» где ребята записывают свои идеи.
Несмотря на то, что студий по мультипликации было немного организовываются фестивали. На них можно посмотреть работы ребят из других студий. На сегодняшний момент большинство студий выкладывает свои работы на различные видео площадки, где можно познакомится с мультипликационными работами детей. Интересным об организации фестивалей фактом было то, что организаторы первых фестивалей детского кино действовали по уже отработанной системе уровневой оценке: сначала фильм выходил на городской фестиваль, если побеждал там, проходил на областной, в случае победы на областном, выходили на республиканский фестиваль. В случае победы на республиканском фестивале выходил на всесоюзный уровень. Во взрослых кинофестивалях такая уровневость привела к тому, что темы были очень однообразны, а художественные решения шаблонны. В начале деятельности детские кинофестивали по тематике и оценкам жюри оказались в той же ситуации, что и взрослые любительские фестивали. Вероятнее всего жюри работало по одному и тому же шаблону оценки. Только в 1976 году студия «Пионерфильм» тбилисского дворца пионеров проводит первый фестиваль «Тбилисские зори», на который приглашаются все детские киностудии, чьи адреса смогли отыскать.
Сегодня в России работают сотни студий. Самая старейшая из студий по мультипликации детская киностудия «Поиск» находится в городе Новосибирске. Её основал Пётр Иванович Анофриков 29 апреля 1973 году на базе Дома культуры «Юность». Первоначально «Поиск» организовывался как кино-фотоклуб. Пётр Иванович планировал снимать игровые кинокомедии. Участниками кино-фотоклуба «Поиск» стали взрослые люди. Анофриков говорит о нехватке оборудования и плёнки, которые «добывались» в процессе работы. Обучение любителей происходило во время практической работы. Особенностью процесса было то, что при производстве кинофильма можно было самостоятельно делать не какую-то конкретную операцию, а все этапы работы. Параллельно с организацией кино-фотоклуба Анофриков Пётр Иванович учится в Кемеровском Государственном институте культуры. С 1982 года в структуре киноклуба «Поиск» начинает работу летний детский кинотеатр «Старый троллейбус». Списанный троллейбус переделали под детский кинотеатр и вывезли на специальную площадку, где до конца лета старшие школьники показывали мультфильмы для детей.
Старейшая студия детской мультипликации "Поиск" г. Новосибирск
В основном студии действуют на базе учреждений дополнительного образования, а так же в школах, детских садах, учреждениях культуры. Так же мультипликационная деятельность реализуется на базе больниц. В техническом плане организация мультипликационной студии достаточно проста, достаточно смартфона и штатива, чтобы начать съёмку.
По мнению основателя детской киностудии «Поиск» П.И. Анофрикова (г. Новосибирск): «Детская мультипликационная деятельность – это особый вид творчества, особенный и самоценный, который дает возможность для ребенка высказаться и быть услышанным, потому что в нем всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. Увлекательные занятия создания мультфильмов помогают детям быть более веселыми и открытыми, способствуют установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что положительно влияет на их психическое и физическое здоровье».
Исходя из найденных материалов о создании и развитии детских мультипликационных студий, можно прийти к выводу, что основная масса студий поначалу занималась фотографией и видеографией, мультипликационная деятельность обогащала детские творческие объединения, но не являлась основной деятельностью.