Найти в Дзене
Кощеевы тропы

«МОЙ ХАРАКТЕР БЫЛ НЕ ПРОСТ»: личностные черты Знающих в представлении крестьян, на примере колдуна и знахаря

В прошлой статье я обещал разобрать основные черты характера колдуна и то, почему фраза «злой колдун» стал устойчивым выражением в рассказах крестьян. Личностные черты мы посмотрим на примере представлений о колдуне и знахаре – как максимально противоположных и ярко выраженных. В ходе сбора информации фольклористами по деревням нашей необъятной родины – с дальнейшей сортировкой, описанием, систематизацией и прочими скучными вещами – был сделан вывод, что в одном регионе знающим приписывают примерно одни и те же черты личности. Да и в целом по стране, если сравнить фольклорный материал, характеристики довольно устойчивы для разных групп знающих. Так что можно смело говорить, что существует некий стереотипный набор черт знающих. Этакий «гороскоп» - только в нем не «водолей – человек хоть куда: хочешь мой, а хочешь - пей», а «колдун – гад и вредина». Прежде чем перейти к разбору черт, вынужден немного подушнить: В психологии под личностью понимают сложившуюся целостную (системную) организ

В прошлой статье я обещал разобрать основные черты характера колдуна и то, почему фраза «злой колдун» стал устойчивым выражением в рассказах крестьян. Личностные черты мы посмотрим на примере представлений о колдуне и знахаре – как максимально противоположных и ярко выраженных.

В ходе сбора информации фольклористами по деревням нашей необъятной родины – с дальнейшей сортировкой, описанием, систематизацией и прочими скучными вещами – был сделан вывод, что в одном регионе знающим приписывают примерно одни и те же черты личности. Да и в целом по стране, если сравнить фольклорный материал, характеристики довольно устойчивы для разных групп знающих. Так что можно смело говорить, что существует некий стереотипный набор черт знающих. Этакий «гороскоп» - только в нем не «водолей – человек хоть куда: хочешь мой, а хочешь - пей», а «колдун – гад и вредина».

Прежде чем перейти к разбору черт, вынужден немного подушнить:

В психологии под личностью понимают сложившуюся целостную (системную) организацию психики; в более узком смысле личность - это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В качестве ведущей характеристики личности выступает ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность.

А теперь давайте посмотрим на колдуна и знахаря.

По народным представлениям, основные мотивы деятельности колдуна - «портить», «причинять вред», деятельность колдуна с позиций деревенской общины оценивается как вредоносная, его основные характеристики - «злой, лихой». Основные мотивы деятельности знахаря - «ладить», «помогать», «лечить», то есть восстанавливать нарушенный порядок. По словам самих знахарей, «я только добро (на добро) делаю».

Колдун довольно часто одинокий человек; так, племянница колдуна, оставшаяся в «бобылках», просит его передать силу именно ей. Колдуны угрюмы, суровы в обращении с людьми. Они нелюдимы, их характеризуют следующим образом:

«живет как бирюк (волк)», «как медведь в берлоге»,

то есть приписывают черты животных. Образ жизни колдуна связан с представлениями о его маргинальном положении в обществе.

Знахари, наоборот, нередко семейные люди, зачастую знахарками становились для того, чтобы лечить многочисленных детей, внуков. Их характеризует общительность, открытость, приветливость, доброжелательность.

Колдун груб с окружающими, склонен к ссорам, часто ругается с односельчанами - «собачится». В представлении крестьян грубость - не только невежливость, дерзость, но и враждебность, причинение обиды, вреда, ущерба; ссора - это взаимное проявление враждебности, чаще всего связанного с коварством колдуна. Эти же черты колдуна проявляются и на уровне внутрисемейных отношений. Нередко колдунья бьет мужа и детей, когда она с ними наедине, но в присутствии посторонних она ведет себя сдержано и ласково.

Стоит отметить, что до сих пор в деревнях именно личностные черты – злобность, склонность к конфликтам и ссорам, грубость, двуличность – могут послужить поводом для обвинения в колдовстве какой-либо местной жительницы.

Колдуна нередко характеризуют как хитрого человека. Причем под хитростью понимаются и уловка, и обман, и умение делать что-то, а также «тайное» знание - «волшебная, колдовская сила». О знахаре говорят как о «простом» человеке (в значении «простодушный», «искренний»).

Колдун кичится тем, что он обладает «тайным» знанием, он держится с окружающими высокомерно, надменно, спесиво:

«Люди они были зажиточные, но очень гордые, односельчане их не любили»; «На своих земляков смотрел свысока, те в свою очередь его не любили».

По народным представлениям, гордость, точнее гордыня - самовозвышение путем унижения окружающих, связана с представлениями о нечистой силе:

«В убогой гордости дьяволу утеха», «Во всякой гордости черту много радости».
-2

Колдун нередко использует свои знания в корыстных целях и требует за это плату. Знахаря, наоборот, отличает добросовестное отношение к профессиональным навыкам. Он нередко лечит бескорыстно, он считает, что помогать - это его долг. Нередко тот знахарь, который передает свои знания, оставляет наказ: «Ты никогда не отказывайся». Знахарь и повитуха обычно приходили на помощь безотлагательно, в любое время, днем и ночью. Колдун зачастую отказывается помогать окружающим, когда к нему обращаются с какой-либо просьбой (например, отыскать вора или найти пропавшее животное), или делает это неохотно, заставляет упрашивать себя, «ломается».

Колдун часто характеризуется как бессовестный, тогда как знахарь совестлив.

Одна из важнейших потребностей колдуна - потребность власти. Зачастую человек становился колдуном, чтобы получить власть над окружающими. Колдун склонен делать все демонстративно – он стремится к славе, почету и уважению, чтобы занять более высокое место в на иерархической лестнице в сельском сообществе. Например, колдун превращается в щуку и гонит рыбу в сети односельчан: «Делал это, чтоб, значит, его уважали».

Требовать оказания почета и уважения («ему в чести надо быть») колдуну позволяло обладание «тайным знанием». Отношения колдуна с крестьянами напоминают вассальные, при которых честь воздается снизу вверх. Честь (от «часть») по отношению к колдуну имеет значение и материального дара, и духовной ценности, победы. Слово «уважение» восходит к польскому uwazac – «быть внимательным, наблюдать». Иначе говоря, колдун требует правильной оценки его достоинств и знаний со стороны окружающих, при этом честь - оценка достоинств колдуна окружающими на фоне других субъектов, тогда как уважение - это оценка его самого.

Колдун самолюбив и тщеславен, он высоко оценивает свои способности, считает, что ему подвластно все на свете:

«Захочу - и мертвого подниму этой водой... только у вас состояния не хватит со мной расплатиться».

хвастлив:

«Степка Колдунчик хвастался, что с чертями знается»,
«колдун Григорий после того, как кого-то испортит, «хвалится», обещает «испортить насмерть».

Знахарь, наоборот, скромен в оценке результатов своей деятельности, нередко признает, что его действия не принесут результата: «крепко сделано, мне не отладить».

Колдун жаден, все время что-то просит и не хочет отдавать, «что возьмет, не отберешь»: у него «к рукам прилипает».

Однако, жадность колдуна объясняется поверьем, что с вещью можно отдать счастье, достаток, здоровье.

Колдун нечистоплотен, он нередко живет в грязной темной затхлой избе, тогда как знахарь - в чистой светлой, пахнущей душистыми травами.

Колдун склонен к излишествам; так, он злоупотребляет алкоголем, ему нередко платят водкой за услуги, на свадьбах его поят допьяна, то есть водка выступает в качестве дара. В народном сознании пьянство связывается с деятельностью нечистой силы: «допиться до чертиков», «вина напиться - бесу предаться», «в пьяном бес волен». У колдуна нередко много любовниц. В начале 90-х гг. в одной из деревень на Пинеге фольклористам, собиравшим былички о колдунах, рассказывали о бывшем председателе колхоза, которого считали колдуном (нам показали его: и в 70 лет это был властный жесткий эффектный старик). Его сексуальным домогательствам подвергались многие колхозницы. Показывали и одну из жертв, посмевшую отвергнуть его, после чего, как считают односельчане, он наслал на нее порчу: у женщины отсохла рука.

То есть у нас тут концентрация всего негативного. Сколько там реального, а сколько шаблонно надуманного на человека, который живет независимо от общины, обладает тяжелым характером, да еще и периодически у него что-то просить надо. И сделает он это, гад такой, не за «спасибо».
Но есть ли что-то хорошее у колдуна, с точки зрения деревенских жителей?

Колдуна характеризуют как храброго человека: «не робкого десятка». Его храбрость проявляется во время прохождения обряда инициации, когда он впервые сталкивается с мифологическими персонажами - помощниками, и в соперничестве с другими колдунами. Однако отношение к храбрости колдуна неоднозначное, по поверьям, «ему черти помогают». Храбрость колдуна - неоправданное, бесшабашное поведение: «Ему сам черт не брат». Вместе с тем окружающие восхищаются отсутствием страха у колдуна перед властями. Колдун может смеяться над представителями власти, когда они пытаются запретить ему заниматься магическими практиками. Обычно это выражается в том, что с официальными лицами происходят чудесные вещи; например, во время экспедиции в Карелию в 2004 г. этнографам рассказывали о местном колдуне, которого в 50-е гг. пыталась арестовать милиция. У представителей власти улетало оружие и портупея, им показывались мертвецы; в итоге милиция была вынуждена ретироваться. Повествовали информаторы об этом, не скрывая уважения перед храбростью колдуна.

В соответствии с представлениями христианской религии многие особенности личности колдуна являются страстями, пороками. Так, к телесным страстям, по мнению богословов, относятся блуд, распутство, обида, пресыщение и пр.; к душевным страстям - гнев, досада, дерзость; к мыслительным - неверие, злость, коварство, презрение, хвастовство, притворство и др.

По народным представлениям, хорошее – это соответствующее норме. Многие черты личности знахаря воспринимаются как соответствующие идеальной норме традиционного общества, а колдуна – как не соответствующие ей.

Но все эти пороки не объясняют приставки «злой». Так почем уже колдун – злой? Об этом в следующей статье.