"Ты бы выдержал тьму? Короленко знал ответ"
Владимир Галактионович Короленко (1853- 1921) - русский писатель, журналист, прозаик и редактор, общественный деятель. Почетный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902; с 1918), публицист, правозащитник , революционер.
Написал такие произведения как: " Чудная" (1892), " Сон Макара"(1885), "Лес шумит"(1886),Река играет"(1892), " Мгновения," (1886) "Огоньки"(1901), "В дурном обществе, или Дети подземелья "(1881-1885) ," Слепой музыкант "(1886- 1898), "История моего современника" (1905- 1921 не закончен).
В 2025 году, мы тоже часто бываем слепы от того, что постоянно куда - то спешим, что -то не успеваем, загружаем себя делами и проблемами до одурения и как следствие эмоционального, морального, и физического выгорания. Мы постоянно работаем в компьютерах, сидим в телефонах , зависает в планшетах забывая о родных и близких нам людях и реальной жизни , забывая порой о том, что излучение от этих приборов влияют на наше зрение.
"А ты бы смог жить в темноте? "
"Слепой музыкант" (1886- 1898) - это одна из повестей Владимира Короленко о жизни слепого человека от рождения до смерти . Его взаимоотношений с миром зрячих и видящих людей. В повести также описано увлечение главного героя музыкой и его любовь к девушке Эвелине которая его поддерживала и верила в него.
"Слепой музыкант- это повесть о парне который нашел себя.
Повесть стала сенсацией в России того времени, потому что на эту тему никто до Короленко не писал, а когда она была опубликована в 1898 году , то на писателя посыпался вал критических отзывов в основном от незрячих людей. Сам Короленко не любил это свое произведение и говорил о нем так: "Это самая нелюбимая из всех моих работ. Писатель настолько был недоволен своей работой что постоянно ее перерабатывал вплоть до 6 редакции.
Повесть рассказывает о жизни слепого мальчика, а потом и парня Пети Попельского , который родился слепым . Доктор, который осматривал его с сожалением говорит матери мальчика Анне что ее сын не сможет видеть никогда в жизни. Мама шокирована, но тем не менее старается как может облегчить страдания своего любимого сына она постоянно рядом с ним спрашивает что он хочет и старается понять о чем он просит. Отец мальчика - безразличный ко всему человек интересуется только хозяйством.
С ней живёт брат Максим - бывший военный который предстает нам уже пожилым и больным человеком, который считает что у племянника жизнь будет лучше чем у него самого, но при этом ему не нравится как сестра воспитывает своего сына он сам хочет воспитывать его он учит его читать по шрифту Браеля и радуется успехам племянника.Один раз Петя выходит на улицу с мамой гулять . Мир открывшийся перед ним настолько его поразил что вызвал у него слезы , потому что Петрусь не может видеть - и от этого ему очень плохо. Он заболел но очень быстро выздоровел и после этого, он стал ходить и даже бегать свободно по всему дому. Тогда же он полюбил одиночество, часто уходил на реку, садился над ивами и сидел смотрел на реку, и наверное думал как же повезло людям которые могут видеть все вокруг его это успокаивало, он проводил там все свое время вплоть до захода солнца .
Однажды Петя услышал музыку- это настолько было необычно для него что он стал прислушиваться и пытался понять откуда доносятся эти звуки. Это играл старый конюх Иоахим в свободное от работы время у себя в конюшне. Сначала он играл на гармони , но всем не нравилась игра старого конюха и в конце концов он забросил инструмент, и сделал дудочку на которой играл украинские народные песни и думы. Петр был так поражен этими звуками, что не спросив у мамы разрешения ушел на конюшню и стал слушать Иоахима, который не обращая внимание на мальчика продолжал играть. Мама забеспокоилась и скоро сама пришла забрать его оттуда. Но мальчик стал ходить на конюшню постоянно: сначала он просто слушал Иоахима, а потом и сам стал пробовать играть на дудочке, и вскоре преуспел в этом . Так у него открылся талант музыканта.
Видя такое увлечение сына музыкой, Анна решила купить фортепиано и развивать талант своего любимого ребенка . Она заказала его и вскоре инструмент оказался в усадьбе Попельских. Чтобы показать сыну новый инструмент мама села и сама сыграла несколько разных пьес и гамм. Но Петя отнёсся к этому совершенно равнодушно ему больше нравилась дудочка да и остальные члены семьи сразу не приняли инструмент посчитав это предметом роскоши и безвкусицы. Анна стала сама играть на нем надеясь что сын когда нибудь будет играть на этом инструменте. Вскоре так и произошло повзрослев Петр стал интересоваться и фортепиано и развивать талант музыканта и спустя некоторое время он уже играл все любимые произведения мамы. Музыка стала его спасением, его духовным зрением он не играл, а чувствовал и видел, то что он играл - это было своего рода второе зрение в жизни слепого человека.
У Пети не было возможности завести себе друзей и подруг. Ему не с кем было играть и рассказывать свои переживания и мечты, все дети не хотели с ним играть из- за того что он слепой и ничего не видит. Его сначала приглашали но видя как ему тяжело ребята перестали это делать. Рядом с Попельскими жили их соседи Яскульские у которых была единственная дочь Эвелина ( Эва) - очень красивая и умная девочка . Эвелина случайно увидела Петю во время прогулки по берегу реки и стала за ним наблюдать Он ей очень сильно понравился она подошла к нему когда он сидел и смотрел на реку. Она пробует разговорить его, но Петя ее сначала прогоняет и хочет остаться в одиночестве . Эвелина уходит от него но он чувствует что обидел ее и пытается извиниться перед ней. Эвелина возвращается и прощает его. Она садится рядом с ним и начинает смотреть на реку, она говорит что Петя очень смешной мальчик и ей это нравится . О том что он слепой она не знает . Вдруг она чувствует что Петя пытается потрогать ее за лицо и пугается , а узнав о том что он слепой она начинает плакать от жалости к несчастному мальчику. Вскоре они становятся лучшими друзьями, учатся вместе и играют на фортепиано , проводят очень много времени вдвоем, и незаметно для себя становятся взрослыми людьми.
Спустя некоторое время, дядя Максим приглашает в усадьбу своего военного друга Ставрученко вместе с сыновьями и каким - то кадетом. Молодые люди вносят в усадьбу какое то оживление и дядя хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали яркость и интерес к жизни. Эвелина понимает что очень сильно любит Петра и решает выйти за него замуж и говорит ему о своих чувствах . Петр сначала не верит ей, но потом чувствует себя счастливым человеком рядом с ней.
Он играет на фортепиано перед гостями, все приходят в восторг и предсказывают ему блестящее будущее. Впервые юноша осознает, что и он для чего - то нужен, и способен сделать что- то в этой жизни.
Через некоторое время Попельские совершают ответный визит к Ставрученкам и вместе они едут в монастырь. По дороге им попадается кладбище, где рядом друг с другом похоронили казачьего атамана Игната Карого и старого бандуриста Юрко.
Все сожалеют о славном прошлом Украины, а дядя Максим изрекает, что вечная борьба продолжается , хотя и в иных формах .
В монастыре все идут на колокольню и всех провожает слепой звонарь Егорий, который озлоблен на весь мир и лицом очень напоминает Петра . Он грубо ругает деревенских детей, которые пытаются попасть на колокольню. После этого все уходят, а Петр разговаривает со звонорем . Выясняется , что Егор - тоже слепорожденый.
В монастыре есть и другой звонарь Роман , который не видит с 7 лет и Егор ему немного завидует. А также Роман очень любит детей.
После посещения монастыря с Петром происходит перемена. Он понимает насколько он несчастный человек из - за своей слепоты.
Он становится таким же озлобленным как Егор , не понимает что с ним происходит у него складывается убеждение - что все люди, которые родились слепыми - это злые люди. Он просит у родных объяснить ему разницу в цветах, которую к сожалению ему не дано понять. Солнечные лучи вызывают у него болезненные ощущения . Он завидует нищим, которых лишения заставляет забыть о своей болезни.
Дядя и племянник идут к чудотворной иконе, где молятся об исцелении Петра. Неподалеку от них стоят несколько слепцов и просят милостыню. Дядя предложил Петру изведать долю нищих, но Петра это напрягает и он хочет уйти чтобы не слышать воя слепцов. Но дядя насильно заставляет его подавать каждому нищему милостыню, и Петр вынужден уступить. Вскоре Петр заболел, а когда выздоровел, то тайно от родителей обманув их что едет учиться музыке, уехал с дядей в Киев где тайком от него ушел со слепыми в Почаев. Во время путешествия Петр меняется он искренне старается понять мир сопереживает чужому горю и забывает о своей болезни. Он возвращается домой совсем другим человеком. Мать ругает его за обман , но скоро прощает . Петр рассказывает родителям о своем путешествии. Спустя некоторое время приезжает и дядя Максим, но вторая поездка в Киев откладывается на год.
Осенью Петр женится на Эвелине, но и о своих новых друзьях он не забывает и часто навещает их.
У Петра рождается сын, но он боится что ребенок, будет слепым как и отец, но доктора сообщают ему о том что ребенок будет видеть. Счастливый отец не верит своим ушам и на какое то время ему кажется что он прозрел и все видит: солнце небо близких, Эвелину.
Проходит три года. За это время Петр становится известным музыкантом. Люди со всей Украины, приезжают в Киев его послушать. Среди этих людей и дядя Максим. Он слушает импровизацию Петра с народными мотивами. Неожиданно звучит песня нищих слепцов и Максим понимает, что Петр сумел увидеть жизнь во всей ее полноте и напомнить людям о чужих страданиях . Понимая в этом и свой вклад, Максим понимает что прожил свою жизнь не зря.
Короленко показал в своем произведении, что любовь и талант могут творить настоящие чудеса. Если герой повести сначала скептически относится к своему дарованию, то спустя некоторое время и пройдя через многочисленные испытания и невзгоды, когда казалось Петр готов был от отчаяния наложить на себя руки, поддержка близких людей , и любимой девушки а также слепцов с которыми он путешествовал, помогли ему понять что и больной человек который ничего не видит может свернуть горы .
Когда я слушаю музыку, то она помогает мне успокоиться , не думать о плохом, поднимает настроение, даёт силы жить и не падать духом.
Я однажды слушал музыку и понял, какой это сложный процесс, сколько нужно труда и упорства, чтобы сочинить хотя бы одну мелодию. Когда я слушаю музыку то думаю о любви , может меня тоже кто то любит, но скрывает это .
Сейчас в 2025 году мы тоже боремся с "тьмой но не физической а духовной . Нам не хватает времени на семью мы постоянно работаем куда то бежим, суетимся, боимся не успеть что то сделать даже если нам это не нужно. Мы живём на работе и забываем о жизни что течет вокруг нас. Вследствие этого мы не можем наладить свою личную жизнь и многие люди остаются одни всю жизнь .С работой тоже самое мы стараемся быстрей, быстрей и крутимся как белки в колесе, лишь бы сделать во чтобы то не стало сегодня, а о завтрашнем дне многие предпочитают вообще не задумываться .
Какой урок дает Петр всем остальным ?
Он призывает не закапывать свои таланты, а всячески их развивать даже когда тяжело, даже когда хочется все бросить и сказать что я больше никогда не буду этим заниматься, он говорит. "Не опускайте руки, пробуйте раз за разом и тогда у вас все обязательно получится, если вы будете упорным и не будете лениться то в скором будущем вы увидите блестящие результаты своего труда.
"Что тебя держит когда все плохо?"
Пиши в комментах свои мысли по этому поводу .