Найти в Дзене

На мелководье воздушного океана

Мы привыкли к тому, что небо безраздельно принадлежит если не недовымершим 65 миллионов лет назад динозаврам, так родственникам динозавров. Но это не совсем так, а когда-то было совсем не так. Если не лучшие, то крупнейшие летуны на планете, конечно, не просто позвоночные, а архозавры, к которым относятся и птицы, и птерозавры. Крокодилы, кстати, тоже к ним относятся, но не летают даже низенько. Но и кроме архозавров в небе Земли было и есть кому полетать. Когда-то давно, когда позвоночные ещё толком даже не выбрались из моря, небо над сушей безраздельно принадлежало членистоногим. Точнее, насекомым, другие членистоногие летать даже не пытались. Ещё в карбоновом периоде членистоногие были очень большими, больше большинства современных позвоночных. Огромные летающие насекомые просто не были исключением. И только когда позвоночные освоились на суше, насекомые измельчали. Некоторые из них научились жить за счёт позвоночных, питаясь их кровью. Некоторые ушли под землю и почти потеряли крыл
На мелководье воздушного океана | Любопытный дилетант | Дзен

Мы привыкли к тому, что небо безраздельно принадлежит если не недовымершим 65 миллионов лет назад динозаврам, так родственникам динозавров. Но это не совсем так, а когда-то было совсем не так. Если не лучшие, то крупнейшие летуны на планете, конечно, не просто позвоночные, а архозавры, к которым относятся и птицы, и птерозавры. Крокодилы, кстати, тоже к ним относятся, но не летают даже низенько. Но и кроме архозавров в небе Земли было и есть кому полетать.

Когда-то давно, когда позвоночные ещё толком даже не выбрались из моря, небо над сушей безраздельно принадлежало членистоногим. Точнее, насекомым, другие членистоногие летать даже не пытались. Ещё в карбоновом периоде членистоногие были очень большими, больше большинства современных позвоночных. Огромные летающие насекомые просто не были исключением.

Первыми в воздух поднялись насекомые. И они были большими.
Первыми в воздух поднялись насекомые. И они были большими.

И только когда позвоночные освоились на суше, насекомые измельчали. Некоторые из них научились жить за счёт позвоночных, питаясь их кровью. Некоторые ушли под землю и почти потеряли крылья, поднимаясь в небо только один раз в жизни, чтобы найти место для строительства нового дома.

Впрочем, некоторые из них позже почти отказались от крыльев.
Впрочем, некоторые из них позже почти отказались от крыльев.

В качестве владык неба их тоже сменили позвоночные. Первые их попытки подняться в воздух были довольно робкими и не имели ничего общего с машущим полётом, который использовали насекомые и к которому пришли, в конце концов, позвоночные. Впервые попытались летать, точнее, планировать, родственники ящериц ещё до пермь-триасового вымирания, когда архозавров ещё и в помине не было.

Ну а позвоночные попытались летать только в перми.
Ну а позвоночные попытались летать только в перми.

Ну а потом наступил мезозой, и небо на долгие полтораста миллионов лет захватили птерозавры. Захватили настолько плотно, что никто из позвоночных не решался составить им конкуренцию, пока 150 миллионов лет назад к экспериментам с крыльями не приступили сразу несколько групп оперённых динозавров, из которых, впрочем, успеха достигли только те, кого мы сейчас называем птицами.

После вымирания динозавров млекопитающие тоже получили шанс на полёт.
После вымирания динозавров млекопитающие тоже получили шанс на полёт.

Ну а после мел-палеогенового вымирания и у млекопитающих, весь мезозой прозябавших в тени динозавров, появился шанс попробовать себя в качестве летунов. И они его не упустили. Первые рукокрылые, как, впрочем, и все современные отряды млекопитающих, появились после вымирания динозавров и птерозавров очень быстро и достигли впечатляющего для млекопитающих разнообразия — почти полторы тысячи видов.

Причём уже миллионы лет назад летучие мыши были настолько многочисленны, что на них ухитрялись охотиться даже рыбы. Правда, не всегда успешно, о чём свидетельствуют и находки палеонтологов. В озёрах же, над которыми рукокрылые охотились на насекомых, они тонули в таких количествах, что понадобилось целое исследование, чтобы понять, что дело было не в озере, а в неловкости некоторых мышей. Да и сейчас рукокрылые хоть и уступили птицам день, но ночью чувствуют себя хозяевами неба.