Найти в Дзене

Агрессия, социальная психология. Часть 1

Оглавление

Перевод с английского

Фото: https://pixabay.com/users/thommas68-2571842/
Фото: https://pixabay.com/users/thommas68-2571842/

Источник: https://www.researchgate.net/publication/304183682_Aggression_Social_Psychology_of
Наш канал:
https://t.me/psypedia_org

Уэйн А Уорбертон, Университет Маккуори, Новый Южный Уэльс, Австралия Крейг А Андерсон, Университет штата Айова, Эймс, штат Айова, США

Данная статья является переработкой статьи Л. Берковица из предыдущего издания, том 1, стр. 295-299, Ó2001, Elsevier Ltd.

Аннотация

Более семи десятилетий социально-психологические теории продвигали понимание агрессивного поведения. Самая последняя крупная модель — Модель общей агрессии (GAM) — объединяет предыдущие теории, тем самым охватывая самый широкий спектр агрессивных явлений. GAM основана на исследовании факторов внутри человека, которые предрасполагают его к агрессии; факторов окружающей среды, которые вызывают агрессию; и лежащих в основе биологических, нейрокогнитивных и психологических процессов. В этой статье суммируются исторические и современные социально-психологические теории агрессии, ключевые исследовательские методологии и результаты, а также проблемы изучения насилия и агрессии в обществе. В заключение отмечаются области для будущих социально-психологических исследований агрессии.

Человеческая агрессия — это социальное поведение, и хотя ее изучали с разных точек зрения, именно теоретические модели и эмпирические исследования в области социальной психологии предоставили самую прочную основу для ее понимания. В этой статье основное внимание уделяется вкладу социальных психологов в понимание человеческой агрессии, сначала приводятся некоторые ключевые определения, затем основные теории (как классические, так и современные) и краткое изложение социально-психологических подходов к изучению агрессивного поведения. Представлен обзор результатов исследований, включая те, которые описывают факторы внутри человека, которые увеличивают вероятность того, что он будет агрессивным, ситуационные сигналы, которые могут вызвать агрессию, внутренние психологические процессы, которые лежат в основе агрессивного поведения, и процессы, которые увеличивают агрессивность черт характера. В заключение мы предлагаем структуру «фактора риска» для понимания общественного насилия и отмечаем направления для будущих исследований.

Определения и характеристики агрессии

Определения

Существует три ключевых вопроса, связанных с определением человеческой агрессии. Во-первых, трудно интерпретировать результаты исследований и теории об агрессии без четкого определения. Однако исторически использовалось много разных определений. В результате многие исследования агрессивного поведения трудно осмысленно сравнивать. В последнее время определения агрессии среди социальных психологов сошлись вокруг понятия, что агрессия — это любое поведение, осуществляемое с намерением причинить вред другому человеку, который мотивирован избегать этого вреда (например, Андерсон и Бушмен, 2002 г.;Бушмен и Хюсманн, 2010 г.). Такое определение достаточно широко, чтобы охватить весь спектр агрессивного поведения и учесть действия, которые могут «причинить боль» объекту, но на которые объект обиды добровольно соглашается (например, перенесение хирургической операции или участие в садомазохистском сексе).

Вторая проблема заключается в том, что многие неспециалисты и неинформированные специалисты используют термин «агрессия» как взаимозаменяемый с родственными, но концептуально различными явлениями, такими как гнев, враждебность и конкурентоспособность. Нет сомнений, что в области психологии агрессия относится только к поведению, а не к мышлению или эмоциональному состоянию. Такие чувства, как гнев, такие установки, как желание худшего для другого, и такие мотивы, как желание победить или контролировать свое окружение, могут способствовать агрессивному поведению человека, но не являются агрессией как таковой. Для эффективного изучения агрессии такие факторы необходимо четко отличать от агрессии и друг от друга.

Третья проблема определения касается распространенной практики использования термина «насилие» взаимозаменяемо с термином «агрессия». Отношение к ним как к синонимам создает недопонимание и путаницу среди исследователей, лиц, формирующих государственную политику, и широкой общественности. Большинство социальных психологов считают насилие подтипом агрессии. Точнее, «насилие» — это агрессия, которая направлена на причинение вреда, достаточно сильного, чтобы потребовать медицинской помощи или вызвать смерть. Многие социальные психологи расширяют это определение, включая причинение серьезного эмоционального вреда. Таким образом, все насильственные действия являются агрессией, но большинство проявлений агрессии не является насилием. Обратите внимание, что это определение насилия не является синонимом «насильственного преступления», которое является юридическим, а не научным термином.

Типы и характеристики агрессии

При рассмотрении многочисленных способов, которыми один человек может нанести вред другому, полезно различать различные формы агрессии и различные функции, которые может выполнять агрессия. Различные формы агрессии включают нанесение физического вреда другому (т. е. физическая агрессия, такие как удары, укусы, пинки, избиения дубинками, ножевые ранения, стрельба), причинение вреда другому человеку с помощью произнесенных слов (т. е.вербальная агрессия, например, крики, вопли, ругательства, оскорбления) или нанесение вреда репутации или дружеским отношениям другого человека посредством того, что говорится другим людям вербально или в цифровом формате (т. е. реляционная агрессия). Агрессия также может быть прямой (с физическим присутствием жертвы) или косвенной (совершенное в отсутствие потерпевшего; например, уничтожение чьего-либо имущества или распространение слухов о нем).

Агрессия также различается по функциям. Она может включать в себя относительно чистое намерение наказать или причинить боль человеку, на которого направлена агрессия, как в случае агрессивной реакции на провокацию (т. е. реактивная, аффективная, враждебная, горячая, импульсивная или ответная агрессия), или же она может включать в себя продуманный и преднамеренный план причинения вреда другому для достижения желаемого результата (т. е. инструментальная, проактивная, запланированная или холодная агрессия). Агрессия может быть автоматической реакцией, обусловленной жестко встроенными механизмами самозащиты (например, «бей» или «беги»), или сценарием агрессивного поведения, который настолько часто применяется, что реакция уже не обдумывается. Конечно, такие различия могут быть проблематичными. А как насчет человека, чья ярость заставляет его тщательно планировать смерть другого? Такие случаи не поддаются ни одному из этих традиционных категориальных или дихотомических различий. Жизнеспособный альтернативный подход к пониманию функции агрессии заключается в определении агрессивных действий по трем параметрам: степени, в которой целью является причинение вреда жертве, а не выгода преступнику; уровню враждебных или возбужденных эмоций, которые присутствуют; и степени, в которой агрессивный акт был продуманным (Anderson and Huesmann, 2003).

Социально-психологические теории агрессии

Теории за пределами социальной психологии

Эта статья посвящена социальной психологии агрессии, но ее следует рассматривать как дополнение к исследованиям из других сфер психологии. В частности, биологическая психология дает много соответствующих результатов, включая связи с генетической предрасположенностью, гормонами, пороками развития или повреждениями мозговых структур и уровнями возбуждения коры и нервной системы. Психодинамические подходы и психология животных подчеркивают агрессивные влечения, а эволюционная психология и психология животных фокусируются на агрессии с точки зрения факторов, связанных с репродуктивным успехом и выживанием (например, доминирование и потенциал удержания ресурсов). Социально-психологические подходы, как правило, включают в свои модели такие биологические, генетические и личностные факторы, как «факторы личности», но обычно не исследуют детальные взаимосвязи между этими и смежными социальными факторами.

Ранние социально-психологические теории

На протяжении более 70 лет социальная психология предоставляла разнообразные рамки, из которых можно было вывести и проверить гипотезы о причинах и последствиях агрессии. Эти теории, хотя и были разными, также имели тенденцию пересекаться, поскольку новые знания расширяли существующие рамки агрессивного поведения. Самой ранней влиятельной теорией социальной психологии была гипотеза фрустрации-агрессии.

Гипотеза фрустрации-агрессии

В 1939 году, частично в ответ на Вторую мировую войну, а частично в ответ на распространяющееся влияние психодинамических теорий в США, Доллард и др. (1939)предложили первую систематическую теорию агрессии. Используя предположения из психоаналитической теории, они сосредоточились на фрустрации, вызванной блокировкой цели, и предположили, что «возникновение агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации», и что «существование фрустрации всегда приводит к какой-либо форме агрессии» (стр. 1). Хотя эта теория получила некоторую эмпирическую поддержку, быстро стало очевидно, что фрустрация не всегда приводит к агрессии, и не каждый акт агрессии можно проследить до фрустрации. Теория фрустрации-агрессии была пересмотрена, чтобы включить возможность того, что фрустрация может вызывать реакции, отличные от агрессии (например, побег или поиск другого способа достижения цели), и что склонность, которая будет задействована, является той, которая наилучшим образом уменьшает фрустрацию. В этой пересмотренной формулировке люди учатся на опыте реагировать на фрустрацию агрессивными или неагрессивными ответами.

Теории обучения

Самая ранняя теория научения в современной психологии объясняет поведение с точки зрения классического обусловливания – научения ассоциировать одну вещь с другой. Этот подход, основанный Павловым, предполагает, что если люди мысленно объединяют вещи в пары, то они становятся «обусловленными», ожидая, что эти вещи всегда будут встречаться вместе. Эта теория была позже дополнена теориями оперантного обусловливания, разработанные Торндайком и Скиннером, которые предполагают, что люди с большей вероятностью повторяют поведение, которое было вознаграждено, и с меньшей вероятностью повторяют поведение, которое было наказано. В исследовании агрессии было показано, что детей можно научить вести себя агрессивно, поощряя агрессивное поведение (положительное подкрепление)или устранение болезненных последствий после агрессии (отрицательное подкрепление). Кроме того, дети учатся различать ситуации, в которых агрессия имеет желательные последствия, и ситуации, в которых она не имеет желательных последствий, а также обобщать эти знания в новых ситуациях. Хотя подобные исследования показывают, что агрессия может быть выучена через обусловливание (например, Eron et al., 1971), к 1960-м годам стало ясно, что такие процессы не могут объяснить приобретение всей выученной агрессии.

Бандура предположил, что социальное поведение, включая агрессию, можно изучить, наблюдая за другими и подражая им (т. е. через наблюдательное обучение).В его классических экспериментах дети наблюдали фильм, где актер бьет «куклу Бобо» несколькими новыми способами. Дети позже имитировали поведение при отсутствии какого-либо классического или оперантного обусловливания. Бандура также разработал концепцию викарного обучения агрессии и показал, что дети особенно склонны подражать моделям, которые были вознаграждены за агрессивное поведение. В теории социального научения (позже названной социально-когнитивной теорией) Бандура предположил, что решающее значение имеет то, как люди мысленно конструируют свой опыт. Люди могут видеть, как один человек бьет другого, но при этом решать, насколько компетентными они чувствуют себя, чтобы сделать то же самое, и делать предположения о том, что является нормальным способом реагирования, когда кто-то провоцирует вас. Таким образом, умозаключения о наблюдаемой агрессии не только повышают вероятность ее имитации, но и расширяют круг ситуаций, на которые можно распространить такую реакцию (см. Bandura, 1986). Существует значительная исследовательская поддержка социально-когнитивных объяснений агрессии. Люди иногда подражают агрессивным моделям, особенно если агрессивное поведение вознаграждается или осуществляется человеком героическим, вызывающим восхищение, имеющим высокий статус, привлекательным или похожим.

Возбуждение: когнитивная маркировка и передача возбуждения

Появление когнитивной психологии вдохновило социальных психологов на множество новых подходов к агрессии. В начале этого периода исследователи изучали то, как люди придают значение физиологическому возбуждению, известному предвестнику агрессии.

Исследователи, такие как Шактер, обнаружили, что когда люди возбуждены, они ищут в окружающей среде подсказки, которые помогут им определить причину возбуждения. Например, Шактер и его коллеги обнаружили, что если возбужденные люди сталкивались с другим человеком, который был зол, они склонны были когнитивно обозначить свое возбуждение как гнев. Зиллманн (Zillmann, 1979) расширил эту концепцию с помощью теории переноса возбуждения (ETT).

Физиологическое возбуждение, каким бы оно ни было, рассеивается медленно. ETT утверждает, что если два возбуждающих события разделены коротким промежутком времени, возбуждение от первого события добавится к возбуждению от второго. Однако когнитивный ярлык, присвоенный второму событию, будет ошибочно отнесен ко всему пережитому возбуждению, что приведет к неадекватно сильной реакции (например, к гневу гораздо большему, чем можно было бы ожидать при незначительной провокации). Поскольку когнитивный ярлык (или атрибуция) имеет решающее значение для определения поведения, сильный гнев, связанный с передачей возбуждения, может сохраняться еще долго после того, как само возбуждение исчезнет.

Основные когнитивные теории

Теории обработки информации и сценариев

Доступность компьютеров и растущее доминирование когнитивных подходов в психологии в 1980-х годах стали предвестниками серьезного изменения направления исследований агрессии в социальной психологии. Впервые исследователи начали концептуализировать приобретение социального поведения в терминах компьютерных процессов – входов, выходов и обработки информации. Появились две ключевые теории агрессии: теория обработки социальной информации (SIP) Доджа (1980) и теория сценариев Хьюзманна (1982).

Теория SIP акцентирует внимание на том, как люди воспринимают поведение других и делают атрибуции относительно их мотивов. Ключевым конструктом в теории SIP является враждебное атрибутивное предубеждение – тенденция интерпретировать неоднозначные события (например, столкновение в коридоре) как мотивированные враждебными намерениями. Это предубеждение было подробно изучено и оказалось, что оно надежно предсказывает агрессивное поведение.

Теория сценариев делает акцент на приобретении сценариев поведения (подобно сценарию актера) через непосредственный опыт или наблюдение. Будучи закодированными в семантической памяти, сценарии определяют конкретные ситуации и служат руководством к действию в них. Согласно теории сценариев, человек, столкнувшийся с определенной ситуацией, сначала рассматривает сценарий, имеющий отношение к этой ситуации, принимает на себя роль в сценарии, оценивает уместность или вероятный результат реализации сценария и, если он признан уместным, ведет себя в соответствии с ним. Если человек привычно реагирует на конфликт, используя сценарии, включающие агрессивное поведение, эти сценарии могут легче вспоминаться (т. е. быть хронически доступными), становиться автоматическими и обобщаться на другие ситуации, увеличивая вероятность агрессии во все большем количестве сфер жизни.

Фрустрации, провокации или неприятное физическое окружение вызывают негативный аффект, который неврологически связан с различными мыслями, чувствами и поведенческими тенденциями, которые сами по себе связаны как с «бей», так и с «беги» тенденциями.

В зависимости от характеристик человека и ситуации, один из наборов реакций в конечном итоге будет доминировать, причем доминирующие «бей» реакции связаны с гневом и с большей вероятностью вызовут агрессию. Важно отметить, что процессы более высокого порядка, такие как атрибуция мотивов другого человека или обдумывание последствий агрессивной реакции, могут заставить человека сдержать агрессивный импульс в этой модели.

Современные теории

Общая модель агрессии

Общая модель агрессии (GAM; Anderson and Bushman, 2002) – самая новая и самая широкая теория процессов агрессии на сегодняшний день. Это биосоциально-когнитивная модель, разработанная для учета как краткосрочных, так и долгосрочных (в процессе развития) эффектов широкого спектра переменных на агрессию. GAM может объяснить самый широкий спектр агрессивного поведения, включая те, которые не основаны на аверсивных событиях или негативном аффекте. Кроме того, эта модель, пожалуй, имеет наибольшую эмпирическую поддержку. GAM объединяет предыдущие основные модели агрессии из области социальной психологии в единую структуру, а также включает в себя знания из других дисциплин психологии.

Сама модель обманчиво проста. Каждый случай агрессии включает в себя человека со всеми его характеристиками (например, биология, гены, личность, установки, убеждения, поведенческие сценарии), реагирующего на триггер окружающей среды, такой как провокация, аверсивное событие или сигнал, связанный с агрессией (нижняя часть рис. 1). Эти переменные личности и ситуации влияют на текущее внутреннее состояние человека - когниции, аффекты и физиологическое возбуждение. В зависимости от характера активированных структур знаний (которые включают аффект) и от того, насколько человек возбужден, его немедленной реакцией может стать импульс к агрессии. Человек может действовать в соответствии с этим импульсом, но если у него есть время и когнитивные ресурсы для этого, а также если немедленная реакция нежелательна, последует период оценки и переоценки. Затем продумываются последствия, рассматриваются альтернативные варианты реагирования и принимается взвешенный ответ. Результирующее поведенческое действие может быть или не быть агрессивным, но в любом случае все действия возвращаются в непосредственную ситуацию, а также влияют на психологический склад человека (т. е. на его личность).

Рисунок 1 Общая модель агрессии. Из Anderson, C.A., Anderson, K.B., 2008. Мужчины, нападающие на женщин: специфичность цели, общность агрессивного поведения. Aggressive Behavior 34, 605-622. Перепечатано с разрешения.
Рисунок 1 Общая модель агрессии. Из Anderson, C.A., Anderson, K.B., 2008. Мужчины, нападающие на женщин: специфичность цели, общность агрессивного поведения. Aggressive Behavior 34, 605-622. Перепечатано с разрешения.

В основе GAM лежат детальные предположения, учитывающие огромное количество внутриличностных факторов, ряд возможных триггеров агрессии, известные внутренние психологические процессы, а также способы, с помощью которых поведение подкрепляется и усваивается. Что касается последнего, то такие структуры знаний, как схемы (совокупность знаний, чувств, воспоминаний, восприятий и представлений о типичном поведении, сосредоточенных вокруг определенной темы) и сценарии (знания о том, как люди обычно ведут себя в той или иной ситуации, например во время конфликта), являются личностными факторами, которые могут не только побудить человека к агрессии в данный момент, но и меняться в зависимости от нашего опыта (верхняя часть рис. 1). Таким образом, опыт приводит к изменениям в типе, содержании и доступности структур знаний, которые рассматриваются как основа личности.

В совокупности эти особенности GAM могут быть использованы для объяснения краткосрочной и долгосрочной агрессии в различных формах и функциях, включая три ключевых измерения, о которых уже говорилось: степень враждебного/агитационного аффекта; степень автоматизма по сравнению с сознательным мышлением; и степень, в которой цель состоит в причинении вреда жертве по сравнению с пользой для преступника. Такие разные явления, как сексуальная и несексуальная агрессия в отношении женщин (например, Anderson and Anderson, 2008), влияние личности на насильственные преступления (Hosie et al., 2014) и десятки других, хорошо объясняются с помощью GAM.

Psypedia