Как строились коломенки Всеволода Андреевича Всеволжского
Алексей Захаров
«»»»»»»»»»»»»»»»»
В 1773 году Всеволод Алексеевич Всеволжский купил имение у Сергея Николаевича Строганова. Сразу же у него возникла необходимость в строительстве барок-коломенок. Это были суда, предназначенные для перевозки различных грузов, в основном железной руды, чугуна и железной продукции.
Сначала руда была необходима для Пожвинского металлургического завода. Ее решили привозить с четырех рудников. Один из них находился у горы Благодать. Эта гора находится там, где сейчас стоит город Кушва. Руду, как тогда, так и сейчас, добывают открытым способом. Тут добывали железистый уголь – смесь лимонита с каменным углем. В этой руде железа было 47%, а остальное был уголь. Но он был не такой, как в Кизеловском угольном месторождении, а был более качественный.
Вначале была выкопана шахта. На глубине 12 метров находился слой лимонитовой руды толщиной 4 метра, потом была пустая порода 3,5 метра, потом шел слой угля толщиной 5 метров, и так далее, слой за слоем. Из рудника брали только слой железной руды, а уголь сваливали в большую кучу. В то время еще не умели использовать каменный уголь для производства чугуна и железа.
Для доставки железной руды и необходимы были коломенки. Коломенка целиком была выполнена из распиленных досок. Для этого на реке Туре была построена пильная. Она представляла собой гидротурбину конструкции Сафонова Андрея Васильевича (1734 – 1793).
«»»»»»»»»»»»»»»»
Имя этого изобретателя вообще не известно в настоящее время. Андрей Васильевич родился в городе Алапаевск в семье крепостных. Отец – Сафонов Василий Михайлович работал на Алапаевском металлургическом заводе мастером литейного отделения, мать – в девичестве Гоголюк Светлана Михайловна, работала на том же заводе, что ее муж. Она занимала должность старшего мастера гидротурбинного отделения. Жили они в городе Алапаевск. У них был загородный дом в том месте, где сейчас находится дачный дом Гоголюк Романа Константиновича (живет в Екатеринбурге). Дед Гоголюк Светланы Михайловны – Гоголюк Тимофей Константинович был привезен с Малороссийской губернии из города Житомир.
Андрей Васильевич Сафонов является пра-пра-пра-дедом Андрея Васильевича Поварницына, который в настоящее время (2025 год) занимает должность директора Яйвинской ГРЭС филиала ПАО «Юнипро». В 1754 году Сафонов изобрел гидротурбину с кпд 72%. Но в 1835 году ее запатентовал Софонов Игнатий Евстафьевич (1803 – 1873). Софонов был талантливым гидротехником, но конструкцию гидротурбины, которую он запатентовал, он взял у своего дальнего родственника по материнской линии Сафонова Андрея Васильевича.
«»»»»»»»»»»»»»»»»
В первоначальной конструкции коломенок В.А. Всеволжского вообще не было круглого леса – она практически на все 98% состояла из досок разной толщины.
Железную руду с Верхнеблагодатского рудника возили до самой смерти Всеволода Алексеевича Всеволжского. Его наследник Всеволод Андреевич Всеволжский посчитал доставку железной руды (очень высокого качества) делом затратным, и решил доставлять железную руду с четырех рудников около города Александровска. Но оказалось, что в этих месторождениях железо находится ни в виде оксидов, а в виде гидроксидов. К тому же содержание железа не превышало 24%. Такие месторождения осваивать было нецелесообразно, и технологии того времени не позволяли получать железо из гидроксида железа. Но В.А Всеволжский уже успел об этом заявить в Пермское горное правление и получил хорошее вознаграждение а размере 500 тыс. рублей. Поэтому на эти деньги он стал покупать железную руду у Лазарева с Кизеловского рудника. Этих денег ему хватило на покупку руды на протяжении 50-ти лет для нужд сначала Александровского завода, а потом еще и Всеволодо-Вильвенского завода. Вот по этой причине его предприятия были рентабельны. Как только эти деньги закончились (а они находились на счету в банке и приносили проценты), его предприятия обанкротились и вскоре наступил «французский год».
«»»»»»»»»»»»»»»
Когда после смерти Всеволода Алексеевича Всеволжского в 1796 году его имение перешло по наследству Всеволоду Андреевичу Всеволжскому.
Новый хозяин не хотел тратить большие суммы денег на изготовление коломенок из досок. Поэтому сначала (с 1808 по 1811 годы) он строил коломенки на плотбище у деревни Перевоз. Это было старинное место для сооружения насадов, поморских кочей, дощаников, основанное еще при Анике Строганове.
Для строительства использовался круглый лес. При необходимости вначале деревья раскалывали, а потом на реке Вильва построили пильную с зубчатой циркулярной пилой старинного профиля. В отличие от современных циркулярных пил у этих пил были не плоские зубья, а пластинчатые, поэтому пила походила на современную фрезу по дереву. Эти фрезы могли распиливать дерево при низких скоростях вращения.
Поэтому и коломенки, которые строились у деревни Перевоз, состояли в основном из досок.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»
Когда в 1811 году В.А. Всеволжский начал строительство Всеволодо-Вильвенского завода, то он, в первую очередь, решил построить новое плотбище – в 3-х верстах выше по реке Вильва от заводского места. Он еще больше решил сэкономить на строительстве коломенок, поэтому он стал их строить из круглого леса (на 99%).
Всеволжский говорил тогда, размахивая руками: «Чего я буду вкладывать деньги в строительство таких дорогих судов, какие строил мой дядя? Мне совершенно не интересно то, сколько людей при этом погибнет. Для меня самое главное- выгода!»
По форме коломенка напоминала самый обыкновенный плот, у которого были наращены борта на 1,5 метра. Коломенка по форме походила на немного заостренный прямоугольник. Лес валили летом, потом до зимы сушили. Его привозили крестьяне близлежащих деревень. Строили коломенки зимой. Особой квалификации от строителей судов не требовалось, поэтому коломенки строили крестьяне из деревни Забойка, которая находилась за рекой ниже кладбища, у которой находилась часовня для отпевания Атьсоп. (от слов «ать» - вода, «соп» - сокращенно сопка). Эта часовня так обозначалась на картах. А в простонародье ее называли «Водоворотная часовня». Она получила такое название, так как у плотбища, где строили коломенки, стоял шлюз без створок (ворот). Шлюз назывался не Забойка, а «Гидродинамический шлюз конструкции Эванджелиста Торричели» (1608 – 1647). Только итальянский ученый сконструировал его в стеклянных лабораторных трубках, а управляющий имением В.А. Всеволжского - Василий Петрович Воеводин все это воплотил в виде речного шлюза.
Коломенки рубили из круглого неошкуренного леса, та как уплотнения между бревнами никакого не требовалось. Главное, чтобы готовая продукция Александровского и Всеволодо-Вильвенского заводов, погруженная в коломенку, смогла держаться на воде. В одну коломенку размерами 36х6 метров (в самой широкой части) можно было погрузить не более 400 кг груза. Поэтому количество коломенок, необходимое для отправки годовой продукции 2-х заводов, равнялось 570-870 штук. Для спуска готовых коломенок на воду и использовался гидродинамический шлюз конструкции В.П. Воеводина.
«Железный караван» В.А. Всеволжского имел длину от 20 до 25 км. На каждой коломенке было 6 человек экипажа, поэтому для отправки каравана до Пожвинского завода требовалось 3,5 – 4,0 тыс. человек. Поэтому Всеволжский из экономии сократил количество людей до 350-300 человек, а коломенки связал канатами. Всеволжскому было совершенно наплевать на то, что обратно возвращались всего 30-40 человек (всего десятая часть). Это было вызвано тем, что коломенки даже весной, в период максимального подъема уровня воды в реке, постоянно садились на мель. При снятии с мелей погибало много человек, потому что коломенки разваливались и весом груза давили людей. Поэтому такие коломенки называли «плавающими гробами». Но все-таки одна доска на коломенке была – это сиденье для экипажа.
К тому же эти коломенки уродовали берега реки Вильвы, сносили все рыбацкие мостки и лодки, привязанные к берегу. Поэтому во время движения каравана все время стреляли из сигнальной пушки, подавали сигналы тревоги охотничьими рожками и трубами. Поэтому эти коломенки называли похоронной командой.
Вот и вся тайна конструкции коломенок В.А. Всеволжского.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»
Яйва. 2025 год.