(Продолжение)
«Основная причина, почему так много людей не делают то, что хотели бы – это завышенная планка, стремление сделать всё идеально и сразу, с первого раза…» (Алексей Христинин)
Лидия (Родилась под созвездием Козерог, в год Козы)
Часть 4
Жизнь шла своим чередом, Лидию Андреевну назначили «главным инспектором по распределению жилой площади города Луганска».
Нет, она не была самым главным начальником города по квартирам, как некоторые, возможно, подумали. Над мамой были ещё более высокие начальники, которые ничего не понимая, и даже не пытаясь понять, в законах и приказах, тут же, после своего назначения, начинали заниматься «махинациями» с квартирами, раздавая их, как говориться «направо и налево», веря в свою безнаказанность. Чаще всего это совершалось за большие денежные взятки, но, сколько верёвочке ни виться….
Маминых начальников постоянно то «снимали» с должности, то судили и сажали в тюрьму… За всю свою «инспекторскую» карьеру, мама не подписала ни одного «липового» документа, чем и гордится до сих пор. Если бы тогда, ещё по молодости, мама закончила институт, то уже давно, стала бы «своей» главной начальницей.
Мама добросовестно работала на своей должности, соблюдая все законы и приказы, безоговорочно принимая «правила» игры. Она жила с чистой совестью и спокойно спала по ночам, не боясь за семью, детей и мужа…
***
Зато мамина должность, плюс папина военная должность, позволили нашей семье переехать в самый центр города, в большой многоэтажный дом с четырьмя подъездами. Теперь, в случае «тревоги», папа успевал добираться до своей воинской части за минимальное количество времени, да и уставшей маме, теперь не приходилось очень долго, на общественном транспорте, через весь город, ехать с работы домой. Теперь её путь на работу был пешим, и очень коротким.
Но, всё же, не всё было так гладко, как казалось со стороны. Вы можете мне не поверить, но при всём нашем благополучии, собственной машины у нас не было, дачи тоже. Иногда, год через год, родители, как и все простые люди, брали «огороды», и мы сажали картошку. Потом её пололи, окучивали, выкапывали, сортировали и заготавливали у бабушки в погребе на зиму. Мама, как и все женщины в те времена, делала «закатки» из огурцов и помидор, варила компоты и варенье.
Имея за плечами большой опыт и практические профессиональные навыки, мама давала всем нуждающимся в этом, дельные советы, подсказывала, как лучше поступить в том или ином случае, связанном с недвижимостью, проверяла на достоверность документы на жильё…
Именно поэтому, у неё было очень много знакомых, друзей знакомых и родственников этих же знакомых. Идя с мамой по городу, в магазин или на базар, мы постоянно останавливались, здороваясь то с одним, то с другим человеком. Маму знали очень многие, как и она знала и помнила, чуть ли не каждого из них.
Именно поэтому, а чего теперь-то скрывать, у мамы везде и всюду был «блат»! У многих, тогда, и деньги большие были, но не было «блата», благодаря которому, всегда и всё можно было «достать». Пользовались.
Мама помогала и советом, и делом, делилась своим «блатом» и своими знакомствами, как могла. Именно поэтому, у большинства наших родственников был «свой» консультант по всем «квартирным» вопросам, а кое-кто из них, так, до сих пор, и не имел бы своего жилья, если бы не своевременные профессиональные советы нашей мамы. Зато нас с сестрой эта тема никак не касалось! Потому, что нам - не положено! Ясно? И, точка!!!
И всё же, находились люди, которые то ли от зависти, то ли от скуки, писали на маму «анонимки». «Анонимки» - это такие письма, где пишут на человека всякие нехорошие «кляузы», но не подписывают это письмо своим именем. А «народный контроль» считал обязательно необходимым перепроверить всё написанное, чтобы убедиться в правдивости или в не правдивости изложенных фактов в этой самой «анонимке»…
***
Мне до сих пор неприятно вспоминать об этом периоде нашей жизни. «Они» всегда неожиданно появлялись на пороге нашей квартиры. Задавали нам с сестрой всякие «каверзные» вопросы, пытаясь что-то разузнать, или что-то подтвердить… Женщины с любопытством рылись в шкафах, в нашей одежде. Просили номер телефона «портнихи», или хорошего «отделочника», по поклейке плитки.
В их «работу» входило выведать как можно больше информации, чтобы потом, было что предъявить на суде, если, конечно, у них получится, этот суд организовать… «Они» заглядывали в наш холодильник, кладовую, шкафы.
На балконе им приглянулся отделочный материал, на который папу попросили предъявить чек из магазина. Именно поэтому, все чеки, мы не выбрасывали, а складывали в коробочку, чтобы потом, аккуратно вклеить в специальную тетрадку… Почему-то запомнилось…
Типичная мебель, как у всех. Типичный ремонт, как у всех. Ни хрустальных люстр, ни «золотых» кранов у нас в квартире не было! Ковры были, но они, тогда, были уже у всех! Неужели мы должны были жить хуже всех, чтобы нас так не унижали?
«А у тебя очень красивые серьги…» - как-бы, между прочим, спрашивала меня очень неприятная женщина. «Это подарок родителей, на моё 16-летие… «Бирочка» лежит в шкатулочке…» - отвечала я. «И шапка у тебя «модная», пыжиковая?! А где покупали?» - не унимались «они».
«Шапка папина… Просто он её очень редко надевает, только по выходным, и по праздникам, если не на дежурстве, а в остальные дни, я её ношу…» - оправдывалась я перед совершенно чужими мне людьми.
Стыдно сегодня признаться, но мы с сестрой, спали вдвоём на одной полуторной кровати до самого моего замужества! А тогда, нам, казалось, это вполне нормальным. Наша мама тоже, до самого замужества спала со своей сестрой Надей на одном диванчике в проходной комнате. Мы не «купались» в роскоши, как кому-то, тогда, и казалось!
После ухода «проверяющей комиссии», мама всегда долго плакала, закрывшись в ванной комнате. Папа тоже нервничал и грозился кому-то «ответить». А мы с сестрой, молча раскладывали по местам вещи, как после «обыска» у подозреваемых в чём-то… Ну, прямо, как в кино!
***
«Вечная борьба с весом…»
Если я, всю свою взрослую, сознательную жизнь «борюсь с весом», чтобы его стало МЕНЬШЕ, то у моей мамы, была совершенно противоположная проблема! Она всю свою сознательную жизнь «боролась с весом», которого ей не хватало для «полного» счастья.
Частенько, хоть и в шутку, мама «ревновала» папу к своим пышногрудым и «большепопым» подругам. Папе даже смотреть в сторону таких женщин «запрещалось», не говоря уже о том, чтобы с ними разговаривать или просто стоять рядом, например, в автобусе.)))
Знакомая модистка, каждый раз при встрече с мамой, шептала: «Лидочка, а вы похорошели, наверное, поправились немножко, правда? У меня для вас появился очень интересный и оригинальный фасон платья, в котором вы будете просто «душечкой» и красоткой!»
И мама шила очередное новое платье, не забывая его «округлить» оборочками в нужных местах, чтобы только спрятать свою худобу. Нижнее бельё для мамы, шилось под заказ, с обязательным использованием дополнительного поролона, для «нужных» и самых «заметных» мест женской фигуры.
На кухонном подоконнике стоял горшок с огромным цветком алоэ, и мама, ежедневно, один за одним, отрезала у него длинные колючие листья, обрезала острым ножом иголки и ела, запивая это противным ей «пивным напитком» со сметаной или мёдом. Срезала, обрезала, ела, запивала и плакала от досады….
И это, только один из «народных рецептов» для тех, кто мечтает набрать вес, для тех, кто сильно устаёт, не высыпается и поэтому находится в постоянном стрессе. Как видите, и такое в жизни бывает…
Как жаль, что эта мамина проблема «не передалась» мне, по наследству!)))
Только сменив работу и уйдя на «заслуженный отдых», мама, наконец-то, поняла, и осознала, что проблемы, заставлявшие её всю жизнь «бороться с весом», на самом то деле, были «от нервов», от рутинной и всепоглощающей её работы.
***
…Оказалось, что наша мама такой же человек, как и все, состоящий из крови и плоти, которая тоже требует к себе внимания и заботы. Это она поняла только в 1986 году, когда осознала, что у неё появились серьёзные проблемы со здоровьем, и надо немедленно что-то с этим делать!
«Так это у вас, милочка, не рука болит… Это у вас, похоже, метостазы уже к плечу «подбираются»…» - сказал на осмотре хирург. «Немедленно к маммологу! Слышите меня? Направление возьмите у терапевта, и немедленно в «онкоцентр»! Немедленно!!!»
Мама понимали, что нельзя опускать руки, и терять время на бесполезные слёзы и сопли. Маме сделали операцию, и гистология оказалась «отрицательной», т.е. не злокачественной опухолью.
Пройдя через все круги «ада», пережив мысли о смерти, и вернувшись к себе, домой живой и своими ногами, мама задумалась: «Может и правда, хватит мне быть «незаменимой»? «Свято место, пусто не бывает!?»
До ухода на «заслуженный» отдых, по возрасту, оставалось всего несколько лет… И, тут, вдруг, маме сделали предложение, которого она совсем не ждала, и от которого она не смогла отказаться!
***
Уже через месяц, Лидия Андреевна стала служить Родине, заняв одну из должностей в правоохранительном органе управления специального назначения, название которого и раньше, да и сегодня состоит, всего лишь из трёх больших букв!
Единственным условием для её «перевода» было то, что маме придётся взять на себя небольшую «общественную нагрузку», заключающуюся в том, чтобы добросовестно и качественно вести всю документацию по распределению жилья в этой же организации.
О бОльшем и лучшем предложении Лидия Андреевна даже и не мечтала! Путь до «работы» сократился в десятки раз, зарплата тоже заметно «подросла», а ведь это так здОрово и просто замечательно для будущего пенсионера. И самое главное, все проблемы и переживания, связанные с предыдущей работой, ушли далеко и в «никуда»!
***
«В середине лета, в июле, Людмила, старшая, замужняя дочь, родила нам внучку!» - громко кричала мама в телефонную трубку, разговаривая по «межгороду» с родственниками: «Младшая, Галя, успешно поступила учиться в институт…»
Тот год, для Лидии Андреевны, оказался очень насыщенным как на хорошие, так и на плохие события в семье.
От бабушки Груни долго скрывали болезнь её сына Ивана, того самого, который ещё совсем маленьким, во время войны, смог выжить после тяжелой болезни. Его диагноз – рак желудка, не оставлял никому надежды на то, что он сможет выздороветь. Иван стремительно «таял» прямо на глазах, давно позабыв, что такое нормально спать, есть и пить…
Умер дядя Ваня на мой день рождения, 9 мая 1986 года, прожив не простых, но по своему, счастливых 50 лет. Бабушка очень тяжело пережила эту утрату, это материнское горе, и на этой почве, а как же иначе, с ней случился «инсульт» и её парализовало.
Вечером, она упала на пороге своего дома, да так и пролежала на холодном весеннем асфальте, до самого утра…
После тщательного обследования и долгого лечения в больнице, мама забрала бабушку к себе. Младшая дочь, Надежда, почти сразу же «сдалась», аргументируя это тем, что она работает, а в доме у неё – одни «мужики», от которых помощи ей не дождаться…
Три невестки тоже объявили «бойкот», почти с теми же объяснениями: работаем, времени нет, внуков надо нянчить. Не мне кого-то судить…
***
… Утром, накормив всех завтраком, мама уходила на работу. А с бабушкой оставалась Галя, которой надо было ещё успевать готовиться к занятиям в институте. В обед, чтобы покормить бабушку, «прибегала» мама, а после обеда, всем на «смену», с грудным ребёнком на руках, приходила я.
К вечеру, после рабочего дня появлялись и мама, и папа, и Галя. Вот так и жили. Бывало всякое…
До сих пор удивляюсь, откуда у мамы было столько сил, но она умудрялась помогать ещё и мне с грудным ребёнком! Вечером, после работы, мама гуляла с коляской, давая тем самым, мне время, на возможность вручную перестирать детские пелёнки и марлевые подгузники, скопившиеся в ванной за целый день…
…Бабушка умерла 3 ноября 1986 года, когда моей дочке было чуть больше трёх месяцев от роду. Она прожила 74 года, а много это или мало, для того, чтобы быть счастливым? «Так это смотря, как их прожить…» - скажете вы, и будете правы.
***
« Наследники?»
Едва похоронив бабушку, родственники «зашептались» про наследство…
«Лида, вы же наших с Ваней девчат не обидите?» - спросила у мамы дяди Ванина вдова, тётя Нюся. «Когда деньги, за родительский дом, делить будете, то про девчат моих, не забудете? Мы же с Ванечкой, тоже этот дом помогали строить…»
Все братья и сёстры немедленно начали готовить пакеты документов, чтобы получить свою, законную долю от наследства. Когда все справки были уже собраны и переданы нотариусу, началось самое интересное!
«Лидия Андреевна, а вы в курсе, что Надежда Андреевна, претендует на чуть большую часть от наследства, чем все остальные?» - переспросил «нотариус» у нашей мамы. Как выяснилось, «причиной» такого недоразумения оказался железный гараж, стоящий прямо на въезде во двор бабушкиного дома.
Несколько лет назад, Надежда, младшая бабушкина дочь, уговорила мать, чтобы та разрешила им с мужем, временно «поставить» свой железный гараж под их новую машину, в бабушкином дворе.
Узнав о новых «нюансах» в разделе наследства, братья и невестки справедливо возмутились: «У нас никто не спрашивал, и мы такого разрешения не давали!» - сказали они.
«Делить будем поровну, а иначе, мы все рассоримся! Давайте ещё будем вспоминать, кто дом строил, кто крышу перекрывал, кто забор своей краской красил?
И, если кому-то, что-то не нравится, то сами и разбирайте свой «временный» гараж! И точка!» - подытожили братья.
«Лидия Андреевна, а вы в курсе, что из всех, пятерых «детей» ваших родителей, официально, на наследство, могут претендовать только сёстры?» - неожиданно спросила «нотариус» изучив все папки с собранными документами.
Неожиданно!? И, вот что выяснилось! Никто из братьев и невесток никогда не придавал значения тому, что во всех их документах и «метриках», фамилии родных братьев, немножечко, но отличались от фамилии их родителей.
Получалось, что у Агреппины и Андрея Крамарь, были дети: сын Николай Крамар, сын Иван Крамаров и сын Александр Крамарев. А также дочка Лидия Крамарь и дочка Надежда Крамарь, которые, выйдя замуж, уже давно сменили свои девичьи фамилии.
Вот так, то ли в спешке, то ли по халатности, а скорее всего, по безграмотности родителей, во всех «метриках» и были допущены такие нелепые, но такие «серьёзные» ошибки. И что теперь?!
Братья «притихли», и им пришлось согласиться на то, что официально в «наследство», будут вступать только сёстры, поэтому, они же и будут заниматься продажей дома, вместе с гаражом , и оформлением необходимых для этого документов.
Всё прошло по-честному, как и договаривались. Кроме одного «нюанса»! Сумма, которую «выручили» за дом, при делении на пять частей, имела небольшой «остаток», делить который, на те же пять частей, со стороны, было бы мелочно.
Благородные дяди, предложили «отдать» эти деньги внучке Гале, моей младшей сестре, которая больше всех ухаживала, вместе с мамой, за бабушкой. На эти деньги, в память о бабушке, Гале и купили её первые золотые серьги. Думаю, что это их решение было вполне справедливым!
***
… Когда же у Гали начались, не зависящие от неё, институтские проблемы, грозившие «отчислением», мама, тут же, «бросилась всей грудью на амбразуру», защищая и оберегая своего, хоть и взрослого, но ребёнка. Она сделала всё мыслимое и не мыслимое, чтобы восстановить справедливость. Но, Галя приняла своё окончательное решение, тем самым изменив весь ход своей судьбы.
Мама очень переживала и за дальнейшие Галины «поиски себя» в этой непростой жизни, и за мои проблемы в молодой семье, столкнувшейся с «семейным бытом».
Проблемы были тогда у всех, только не все ими «делились», или наоборот, искали тех, кто за них, решит «чужие», то есть их, проблемы!
Взвалив на свои хрупкие плечи решение наших проблем, мама совсем не думала о себе, а зря…
Людмила Бондаренко
2025 г
(Продолжение следует…)
Начало тут...