Найти в Дзене
Вологда-поиск

Каким получился спектакль «Золотой жук» по Эдгару По

Трудно вспомнить, когда в последний раз на сцене вологодского театра оживали сюжеты Эдгара Аллана По. Возможно, этого вообще никогда не случалось, но как бы то ни было – свежая постановка нашла большой отклик у зрителей. Художник и режиссёр Амир Ерманов, ранее уже ставивший спектакль по другому произведению американского классика («Убийство на улице Морг») за пределами региона, очень внимательно отнёсся к оригинальной основе. Постановка получилась захватывающей и наполненной смыслом несмотря на то, что длилась чуть дольше часа. Куклы трёх главных персонажей смотрятся символически. Легран – маленький джентльмен с высоким голосом (в его образ вжилась актриса Наталья Васильева). Тема маленького человека всегда находит сочувствие в народе, и именно таким сперва видится персонаж спектакля. Главный герой носит маску самого Эдгара По, что в полной мере наделяет его всеми правами рассказчика. Закрученные усы заставляют ассоциировать его с золотым жуком, который так будоражит его сознание. Отсю

Трудно вспомнить, когда в последний раз на сцене вологодского театра оживали сюжеты Эдгара Аллана По. Возможно, этого вообще никогда не случалось, но как бы то ни было – свежая постановка нашла большой отклик у зрителей.

Художник и режиссёр Амир Ерманов, ранее уже ставивший спектакль по другому произведению американского классика («Убийство на улице Морг») за пределами региона, очень внимательно отнёсся к оригинальной основе. Постановка получилась захватывающей и наполненной смыслом несмотря на то, что длилась чуть дольше часа.

Куклы трёх главных персонажей смотрятся символически. Легран – маленький джентльмен с высоким голосом (в его образ вжилась актриса Наталья Васильева). Тема маленького человека всегда находит сочувствие в народе, и именно таким сперва видится персонаж спектакля.

Главный герой носит маску самого Эдгара По, что в полной мере наделяет его всеми правами рассказчика.

Закрученные усы заставляют ассоциировать его с золотым жуком, который так будоражит его сознание. Отсюда невольно зритель начинает воспринимать общение рассказчика с Леграном как диалог Эдгара По с его собственным произведением.

Юпитер – огромного роста, но неуклюжим его делает не закрытый повязкой глаз. У него – крайне короткие руки, что может говорить об обманчивой невозможности зайти дальше своего господина.

Технически постановка кажется сложной и впечатляющей. Очень много работы со светом, подчёркивающим тени, которые блуждают по стенам и потолку половины зрительного зала. На сцене появляются реальные искры огня, свечи и клубящийся туман. Всему этому удаётся оттенять наполненную конкретными фактами и вычислениями историю о поиске пиратских сокровищ.

Интересным и волнующим вышло звуковое сопровождение, насыщенное гитарными переборами. Дебютировавший в спектакле композитор смог передать тревожное смятение и неуверенность, перетекающую в одержимость.

Изящно воплощена идея с оживающими на фоне персонажей их мыслями и опасениями: они предстают в виде святящихся жуков или скелетов. В этом плане режиссёру удалось задействовать возможности кукольного театра, направив их на дополнение смысловой составляющей сюжета.

В финале появляется живой ворон Эдгар, специально привезённый в Вологду для участия в постановке. Птица находится на сцене в клетке буквально несколько минут. Однако идея с живым вороном может показаться нагромождением, её можно воспринять как элемент, соединяющий условности театра с обыденной, но по своему красивой реальностью. В свою очередь, проза переплетается с поэзией, которая одерживает победу в финале: звучат строки из стихотворения «Ворон». В конечном счёте, спектакль – богатое обрамление к творчеству автора, и весомый повод для нового прочтения.