При жизни Федора Тютчева вышло несколько его поэтических сборников, но исключительно на деньги его немногих поклонников, знающих толк в поэзии. О великом же поэте Тютчеве заговорили намного позже его смерти, а при жизни он был был блестящим дипломатом и одним из первых внешних разведчиков.
Мальчиком Тютчева учил на дому поэт и переводчик, прекрасный знаток античной литературы Семён Раич, поэтому стоит ли удивляться, что Федя в 12 лет сам переводил оды Горация. А в 14 лет начал посещать лекции выдающихся русских литераторов А. Мерзлякова и М. Качановского на слевесном отделении Императорского Московского университета (ныне МГУ). Тогда же он стал членом общества любителей российской словесности, а в 16 уже был зачислен в университет, который досрочно закончил всего спустя 2 года в звании кандидата наук. Однако в русскую литературу, куда была ему прямая дорога, он почему-то не пошел, видимо, не хватало приключений), поэтому он отправился в Мюнхен как внештатный атташе Российской дипломатической миссии. Выделенное слово "внештатный" означало - внешний разведчик.
Это был особый вид профессиональной и человеческой деятельности. Надо было прежде всего стать своим в доску в совершенно чужом государстве.
И Федор Иванович гениально справился с этой совсем не простой задачей. Он познакомился Фридрихом Шеллингом, поэтом Генрихом Гейне и другими известными людьми Германии. Тестно общаясь с ними, он собрал точную информацию и о стране и о состоянии немецкого общества.
В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. Прожили они 12 лет и нельзя сказать, что всё было безоблачно и гладко. Впрочем, как у всех..
В феврале 1833-го наш разведчик и поэт познакомился с одной из мюнхенских красавиц - баронессой Эрнестиной Денберг и влюбился в нее.
Но не красота и даже не блестящий ум поразили Ф.И., а она была близка ему по духу. У них завязался роман, который не удалось скрыть. Жена всё узнала и пыталась покончить с собой. К счастью, неудачно. На Тютчева этот случай произвел огромное впечатление и он прекратил отношения с баронессой.
В мае 1838 года Элеонора с тремя дочерьми (Анной, Дашей и Катей)
отправилась на пароходе "Николай I" из Петербурга в Любек, чтобы оттуда отправиться в Турин, где их ждал Тютчев, назначенный сотрудником дипмиссии в столице Сардинии. Посреди Балтики корабль потерпел бедствие. Элеонору с детьми мужественно спас Иван Тургенев, который тоже там находился. Долгое пребывание в холодной воде подорвало здоровье Элеоноры и через несколько месяцев она умерла. Для Федора Ивановича смерть жены стало огромным потрясением - за ночь нахождения у ее гроба, он совершенно поседел.
Однако уже через год женился на Эрнестине, которая тоже родила ему троих детей.
Впрочем, Эрнестине он тоже изменял. 14 лет он весьма плодотворно встречался с красавицей Еленой Денисьевой, родившей поэту еще троих. Словом, чё взять с бабника.. 😀
Дипломатическая карьера Тютчева развивалась вполне успешно: в 1835 году он получил звание камергера, но в 1839-м он самостоятельно прервал ее и уехал из Турина, продолжая жить за границей: будучи женатым на богатой женщине он мог себе это позволить. Однажды поэт познакомился с всесильным начальником III Отделения...👇 графом Александром Бенкендорфом.
Они общались несколько часов, - Бенкендорф был потрясен интеллектом и мудростью Тютчева. Граф незамедлительно доложил о нем императору Николаю I, и спустя некоторое время Тютчев получил от царя "добро" на самостоятельные, нецензурированные выступления в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.
Помимо сугубо интеллектуальной и публицистической деятельности, Тютчев прославился несколькими операциями по разведке и сбору информации в других государствах. Всех их отличала изыская тонкость и глубина разработки. Однажды они с братом Николаем, военным разведчиком и полковником Генштаба, сложную многоходовку, в ходе которой подбросили австрийской разведке старые дипломатические шифры. Чтобы операция прошла идеально, Тютчеву даже пришлось "с позором уйти из МИДа". Это убедило австрийцев, что шифры подлинные. Разумеется, "позорный уход" вскоре закончился.
И все же главным содержанием заграничной деятельности Тютчева была его многолетняя и кропотливая деятельность по созданию благородного имиджа России за рубежом. Блестяще образованный, пытливый, а главное - мудрый человек, он прекрасно понимал, какая информация может благотворно повлиять на западное мнение. Знал он прекрасно и то, что худший вид пропаганды - это бездумное восхваление страны по причине и без оной. Тютчев неоднократно повторял: "Мы должны влиять на умы, бороться за чужие элиты, это порой эффективнее любых пушек". В те времена Россию на Западе величали не иначе как "жандармом Европы", и в таких непростых условиях разведывательно-информационная структура Тютчева поставляла жителям Европы разнообразные сведения о культурных победах России, научных ее достижениях, о творческих взлетах среди русской интеллигенции. И в результате выходило так, что "жандармом" Россию считали только закоренелые невежды и беспросветные неучи. Стоит ли педалировать то обстоятельство, что проект Тютчева работал на неофициальной основе и финансировался тоже нелегально? Однако после смерти Бенкендорфа, который поддерживал все начинания Тютчева, официальный Петербург стал в открытую их игнорировать. Другой бы расстроился, руки опустил, но не таков был наш великий поэт и резидент. В 1844 году в Мюнхене вышла брошюра "Россия и Германия". Затем во влиятельных немецких газетах стали появляться статьи на ту же животрепещущую тему. Формально некий аноним отвечал на местные антирусские публикации. Но аноним тот был умным, страстным, словом, безупречным полемистом, поэтому дискуссия развернулась по всей Европе. О том, что этот полемист никто иной как Тютчев широко стало известно только в 1930 году. Благодаря ему, число представителей аристократии и элиты старого мира, желающих учить русский язык, выросло в разы. Столь успешные информационные "операции" в Европе не могли не привлечь внимание двора. "Полемиста" с почетом вернули в Петербург.
В России Федор Иванович продолжил заниматься внешней политикой, создав при МИДе информационную "контрразведку". Его сотрудники отслеживали приходящие в Россию зарубежные издания, которые крупные чиновники и просто богатые люди выписывали по деловой или личной надобности. Тютчев и его помощники, которые знали по 7-8 языков, читали всё! Первые лица государства получали газеты и журналы без изъятий, остальные - с купюрами.
На посту "главного зарубежного цензора" Тютчев дослужился до чина тайного советника (генерал-лейтенанта по-военному)
Зимой 1872 года у поэта перестала действовать левая рука, он ощутил резкое ухудшение зрения и его стали одолевать сильные головные боли. Утром 1 января 1873-го на прогулке у него случился инсульт парализовавший всю левую половину тела. Федор Иванович скончался в Царском Селе на 70-м году жизни. Его похоронили в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.