Найти в Дзене
Рубеж

Третья годовщина войны: Лавров в Анкаре - формат «3+3». Вызовы и возможности для Еревана

В третью годовщину СВО глава МИД России, находясь в Анкаре, затронул вопросы сотрудничества на Южном Кавказе, подчеркнув необходимость открытия транспортных коммуникаций и развития региона в формате 3+3. Формат 3+3 — это региональная платформа для сотрудничества стран Южного Кавказа и их соседей, в которую входят три страны Южного Кавказа: 🇦🇲 Армения, 🇦🇿 Азербайджан и 🇬🇪 Грузия, а также три крупные региональные державы: 🇷🇺 Россия, 🇹🇷 Турция и 🇮🇷 Иран, который был предложен после Второй Карабахской войны в 2020 году с целью содействия урегулированию конфликтов, развитию транспортных и экономических связей, а также укреплению безопасности в регионе. Однако Грузия с самого начала отказалась от участия, опасаясь, что такой формат ослабит её отношения с Западом. 🇦🇲 Армения формально участвует в встречах в рамках 3+3, но подходит к этому с осторожностью. Основные причины её скептицизма — это напряжённые отношения с Азербайджаном и Турцией. Несмотря на перемирие, остаются нереш

Главы МИД России и Турции: Лавров и Фидан.
Главы МИД России и Турции: Лавров и Фидан.

В третью годовщину СВО глава МИД России, находясь в Анкаре, затронул вопросы сотрудничества на Южном Кавказе, подчеркнув необходимость открытия транспортных коммуникаций и развития региона в формате 3+3.

Формат 3+3 — это региональная платформа для сотрудничества стран Южного Кавказа и их соседей, в которую входят три страны Южного Кавказа: 🇦🇲 Армения, 🇦🇿 Азербайджан и 🇬🇪 Грузия, а также три крупные региональные державы: 🇷🇺 Россия, 🇹🇷 Турция и 🇮🇷 Иран, который был предложен после Второй Карабахской войны в 2020 году с целью содействия урегулированию конфликтов, развитию транспортных и экономических связей, а также укреплению безопасности в регионе. Однако Грузия с самого начала отказалась от участия, опасаясь, что такой формат ослабит её отношения с Западом.

🇦🇲 Армения формально участвует в встречах в рамках 3+3, но подходит к этому с осторожностью. Основные причины её скептицизма — это напряжённые отношения с Азербайджаном и Турцией. Несмотря на перемирие, остаются нерешённые вопросы, такие как безопасность границ и транспортные коридоры, где Турция традиционно поддерживает Азербайджан.

Еревану также не устраивает отсутствие Запада в процессе. Армения стремится к более тесным отношениям с 🇪🇺 ЕС и 🇺🇲 США и опасается, что формат 3+3 усилит влияние России, Турции и Ирана в регионе, ограничив альтернативные дипломатические пути.

Всё это усугубляется нестабильностью в региональной политике, что касается как властей, так и оппозиции в Ереване. Потеря контроля над Нагорным Карабахом в 2023 году стала хорошим поводом для охлаждения отношений с Россией. Армения пытается балансировать между различными внешнеполитическими векторами, стремясь как можно дальше отойти от Москвы.

Фактически Армения продолжает участвовать в обсуждениях, но не рассматривает формат 3+3 как основной механизм урегулирования, оставаясь ориентированной на переговоры с ЕС и США.

Однако продолжение нынешнего курса Армении, направленного на максимальное дистанцирование от России и сближение с Западом, при формальном участии в формате 3+3, сопряжено с рядом рисков.

Во-первых, это ослабление гарантий безопасности. После конфликта 2020 года и особенно после потери Нагорного Карабаха в 2023 году полный разрыв с Москвой может привести к значительному ослаблению оборонных возможностей страны с катастрофическими последствиями. Ни США, ни ЕС не предоставляют чётких военных гарантий, а членство в НАТО для Армении даже в среднесрочной перспективе невозможно.

Кроме того, армянская экономика сильно зависит от России через ЕАЭС и двусторонние торговые связи. Отказ от этого сотрудничества или введение антироссийских санкций может серьёзно повлиять на экономику. А продолжение экономических связей без политических союзов невозможно.

Российские инвестиции, денежные переводы от армянской диаспоры в Россию и поставки энергоносителей играют важную роль. Ухудшение отношений с Москвой может вызвать проблемы и в этих сферах.

В-третьих, несмотря на попытки нормализации отношений с Ереваном, Турция и Азербайджан могут воспользоваться ослаблением российской роли в регионе и усилить давление на Армению, особенно по вопросам транспортных коридоров (так называемый "Зангезурский коридор") и приграничных территорий.

После войны 2020 года Азербайджан, в отличие от Еревана, укрепляет военно-политическое сотрудничество с Турцией и может воспользоваться моментом, чтобы продвинуть свои территориальные претензии.

Фактор Тегерана

Отторжение Еревана от Москвы без сомнений ухудшит отношения с Ираном, который традиционно поддерживал Армению как противовес Турции и Азербайджану. Иран крайне негативно относится к перспективе появления западного военного присутствия в Армении, так как это угрожает его безопасности. Поэтому, если Ереван продолжит ориентироваться на Запад и ограничивать влияние России, это может привести к значительному ухудшению отношений с Тегераном.

☝️Прочитав вышеизложенное, можно констатировать, что Армения оказалась в крайне уязвимом геополитическом положении, где оптимальным сценарием на первый взгляд представляется балансирование между различными центрами силы, что предполагает сохранение сотрудничества с Россией и Ираном при одновременном углублении связей с ЕС и США.

Рассмотрим ключевые моменты потери этого баланса и их последствия.

☝️ Выводы

История показывает, что политика так называемого баланса между Россией и Западом привела к катастрофическим последствиям для Армении. Дальнейшее следование прозападному курсу или так называемой политике баланса грозит стране уничтожением по сценарию Нагорного Карабаха.

Перед Арменией стоит сложный выбор:

🅰️ Продолжить сближение с Западом, смирившись с дальнейшей утратой территорий и национальной идентичности, либо

🅱️ Попытаться восстановить отношения с Россией и Ираном, но с учётом новых реалий — без Нагорного Карабаха и на фоне утраченного доверия. Это может в определённой степени поставить под угрозу суверенитет страны или ослабить её в пользу союза с Россией и углубления сотрудничества с Ираном. Однако такой путь даст возможность сохранить национальную идентичность, как это было во времена Российской империи и Советского Союза.

Выбор за армянским народом!

#Армения #Россия #Турция #Иран