Найти в Дзене
Space girl

Роскосмос и первый пилотируемый полет с Восточного

Приветствую вас мои космические друзья! Не так давно в новостных лентах появилась новость о том, что на космодроме "Восточный" проходят испытания наземной техники для работы с новым пилотируемым космическим кораблем в районах его посадки. Конкретная дата запуска нового пилотируемого корабля с "Восточного" названа не была. Однако разговоры и обещания первого пилотируемого полета с нового космодрома, начались с самого начала его строительства. Обещания чего-либо, от госкорпорации "Роскосмос", давным давно стали предметом насмешек, мемов и притчей во языцех. Сегодня я предлагаю вспомнить - что же обещала госкорпорация - заявляя о первом пилотируемом полете с космодрома "Восточный", как чиновники пытались выйти из неприятной ситуации, и причем тут был проект космической платформы ОКА-Т. В 2014 году корпорация «Роскосмос» заменила широко разрекламированный первый запуск с нового космодрома "Восточный", на запуск автоматизированной космической лаборатории. Модуль ОКА-Т, был предназначен для

Приветствую вас мои космические друзья!

Не так давно в новостных лентах появилась новость о том, что на космодроме "Восточный" проходят испытания наземной техники для работы с новым пилотируемым космическим кораблем в районах его посадки. Конкретная дата запуска нового пилотируемого корабля с "Восточного" названа не была.

Однако разговоры и обещания первого пилотируемого полета с нового космодрома, начались с самого начала его строительства. Обещания чего-либо, от госкорпорации "Роскосмос", давным давно стали предметом насмешек, мемов и притчей во языцех.

Сегодня я предлагаю вспомнить - что же обещала госкорпорация - заявляя о первом пилотируемом полете с космодрома "Восточный", как чиновники пытались выйти из неприятной ситуации, и причем тут был проект космической платформы ОКА-Т.

В 2014 году корпорация «Роскосмос» заменила широко разрекламированный первый запуск с нового космодрома "Восточный", на запуск автоматизированной космической лаборатории. Модуль ОКА-Т, был предназначен для периодического обслуживания экипажами космической станции на орбите Земли, а его запуск должен был стать выходом для чиновников, которые дали "Центру" невыполнимое обещание осуществить пилотируемый полет с нового космодрома в 2018 году.

С 1990-х годов разработчики российского сегмента Международной космической станции (МКС) планировали модуль, который будет находится на орбите Земли в непосредственной близости от орбитальной станции. Свободно летающая космическая платформа ОКА-Т, была предназначена для проведения сверхчувствительных экспериментов по материаловедению, которые могли быть нарушены даже малейшими помехами, вызванными экипажем, если бы такие эксперименты проводились на борту МКС. Вместо этого, такая космическая платформа должна была периодически стыковаться со станцией, позволяя экипажу обслуживать оборудование, выгружать образцы экспериментов и загружать новые эксперименты. Американские и европейские инженеры изучали подобные космические аппараты с самого начала программы МКС, но ни один из них так и не покинул чертежную доску. В то время были большие надежды на производство уникальных сплавов, полупроводников, оптики и фармацевтических препаратов в невесомости космоса.

Проект космической платформы ОКА-Т, в 2012 году.
Проект космической платформы ОКА-Т, в 2012 году.

Проект платформы ОКА-Т периодически задерживался. В 2010 году запуск платформы был запланирован на 2015 год, однако к осени 2011 года его пришлось отложить до 2017-2018 годов - из-за отсутствия потенциальных клиентов. В апреле 2013 года запуск был перенесен на конец 2018 года. Но тому времени произошли непредвиденные обстоятельства, которые, внезапно, сделали платформу ОКА-Т приоритетным проектом. Как это часто бывает с космическими программами, эти обстоятельства не имели ничего общего с наукой, а относились больше к политике.

С момента начала строительства космодрома "Восточный" в 2007 году, "Роскосмос" и СМИ анонсировали первый запуск с нового космодрома в 2015 году, а первый пилотируемый полет в 2018 году. Не имея возможности ввести в эксплуатацию новые ракеты-носители, "Роскосмос" принял решение построить стартовую площадку для последней версии ракеты «Союз», не имея на то особых оснований, кроме как для того, чтобы уложиться в обещанный срок первого запуска в 2015 году. Однако это создало новую проблему, поскольку ракета «Союз» была признана неспособной вывести пилотируемый космический корабль "Союз" с Восточного, из-за проблем с безопасностью экипажа. Она также была недостаточно мощной для запуска более тяжелого корабля следующего поколения. "Роскосмос" пообещал построить еще одну пусковую площадку на "Восточном" под ракету «Ангара», которая могла бы выполнить эту задачу, но этот объект не мог быть достроен до конца десятилетия.

И тут появляется модуль ОКА-Т. Технически это «пилотируемый» космический корабль, поскольку он был разработан для стыковки с космической станцией, и космонавты могли войти в его герметичный отсек на орбите. При этом он должен был запускаться в беспилотном варианте, и при своей массе в 8 тонн космическая лаборатория могла быть выведена на орбиту ракетой «Союз-2-1б».

Чтобы замаскировать свою хитрость, космические чиновники начали называть запуск, который был намечен на 2018 год, как «первый запуск в рамках пилотируемой космонавтики» вместо «первого пилотируемого полета», не уточняя, что именно полетит с "Восточного" в 2018 году. В результате этого официальные СМИ продолжили подбадривать население страны заявлениями о предстоящем пилотируемом старте с "Восточного" в 2018 году. На самом деле ни один пилотируемый полет с "Восточного" не мог быть осуществлен до тех пор, пока не будет создан космический корабль нового поколения и пока ракета «Ангара-5» наконец не будет сертифицирована для полета с экипажем.

Затем, во время визита Владимира Путина на "Восточный", который состоялся 2 сентября 2014 года, в официальном репортаже промелькнула презентация, представленная на совещании под председательством президента. В документе были представлены чертежи модуля ОКА-Т и ракеты «Союз-2» под заголовком - «Осуществление первого запуска в рамках пилотируемой космонавтики в 2018 году».

Учитывая огромную политическую значимость обозначенного срока, программа платформы ОКА-Т наконец должна была получить надлежащее внимание и финансирование. Более того, учитывая возможный многолетний разрыв между запуском ОКА-Т и прибытием первого пилотируемого космического корабля на "Восточный", можно было бы осуществить несколько полетов ОКА-Т.

29 сентября 2014 года, всего через несколько недель после первоначальной публикации этой новости, последовала реакция от вице-премьера России Дмитрия Рогозина. Во время совещания, посвященного первому полету человека в космос, в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина, Рогозин предупредил чиновников "Роскосмоса" даже не упоминать о возможности переноса сроков пилотируемого полета с Восточного на период после 2018 года.

«Я хотел бы установить очень важную дату, в которой никто не может сомневаться, — я имею в виду первый пилотируемый запуск с Восточного в 2018 году. Здесь не должно быть никакого переноса, потому что разговоры на эту тему уже начинаются"

— Д.О. Рогозин .

Тут же встал вопрос, как российские космические чиновники могут выйти из затруднительного положения, поскольку запуск космического корабля следующего поколения с Восточного в 2018 году, как того требовал Рогозин, был совершенно невозможен. Этот факт был прекрасно известен в корпорации уже довольно давно, и фактически обсуждался на ключевом внутреннем совещании в октябре 2013 года, под председательством недавно назначенного главы "Роскосмоса" - Олега Остапенко.

Единственный выход из сложившейся ситуации заключался в том, чтобы снова изменить планы и привезти на "Восточный" корабль «Союз» вместо космического корабля следующего поколения ПТК НП (как в то время назывался космический корабль "Орел"). Однако такой шаг потребовал бы дублирования всей инфраструктуры "Байконура" для «Союза» на "Восточном", чтобы через несколько лет, с прибытием ПТК НП, просто списать ее. Из-за плохого расположения "Восточного" для пилотируемых запусков, и отсутствия возможности маневрирования спускаемого аппарата, экипажи «Союзов» могли бы столкнуться с аварийными посадками в дальневосточной тайге или аварийным приводнением в Тихом океане.

Вся поисково-спасательная сеть, которая в настоящее время развернута в степях Казахстана, должна быть передислоцирована в негостеприимную тайгу и горы. Кроме того, должен был быть подготовлен флот спасательных судов, который должен был находится в Тихом океане. Однако предполагалось что посадка корабля все равно будет производиться в Казахстане или на юге России, поэтому необходимо было финансировать и поддерживать чрезвычайно расширенную поисково-спасательную сеть. Однако такое решение имело бы свою цену. Это и повышенный риск для космонавтов во время запусков, и пустая трата денег на перемещение «Союза» на "Восточный" , и все это лишь только для того, чтобы уложиться в срок к 2018 году.

В 2014 году в "Роскосмосе", по-видимому, начали готовиться именно к такому плану. Спасательные команды отрабатывали посадку капсулы корабля на воду в Тихом океане, кроме того были возрождены альпинистские тренировки для космонавтов. Однако агентство Роскосмос все же публично упомянуло, что намеревалось доставить космический корабль «Союз» на Восточный. Во всех своих публичных заявлениях чиновники от космоса осторожно придерживались общей формулировки - «пилотируемые запуски» вместо «запуски «Союзов».

 Учения по спасению космонавтов проведенные у тихоокеанского побережья в августе 2014 года.
Учения по спасению космонавтов проведенные у тихоокеанского побережья в августе 2014 года.

Руководители "Роскосмоса" продолжали прощупывать почву, пытаясь определить, смогут ли они обойтись без предыдущего плана запуска беспилотной платформы ОКА-Т на МКС в 2018 году, и отложить реальные пилотируемые запуски с "Восточного" до 2020-х годов.

В начале 2015 года Роскосмос запланировал единственный, но рискованный запуск пилотируемого космического корабля «Союз-МС» с "Восточного" в 2019 году, чтобы выполнить требование "Центра" о полетах космонавтов с нового космодрома. По иронии судьбы, это должен был быть первый полет ракеты «Союз-2-1а» в пилотируемой миссии, поскольку ракета-носитель «Союз-ФГ», которая была сертифицирована для запусков пилотируемых полетов, была несовместима со стартовой площадкой на ​​"Восточном". В рамках подготовки первого пилотируемого полета с "Восточного", в 2018 и 2019 годах должны были быть осуществлены запуски двух грузовых кораблей «Прогресс» на ракете «Союз-2-1а».

Если бы грузовые полеты прошли успешно, единственный экипаж отправился бы на орбиту с нового космодрома, зная при этом, что в случае серьезной проблемы с ракетой, их спускаемый аппарат приземлится на парашюте либо в густых дальневосточных лесах, либо приводнится где-нибудь в Тихом океане.

После удовлетворения этого политического требования, все пилотируемые старты «Союзов», и грузовые полеты «Прогрессов», должны были вернутся на "Байконур" для обеспечения безопасной траектории полета. Космический корабль «Союз» продолжит совершать по два пилотируемых полета в год с космодрома Байконур до своего последнего запуска который должен был состоятся в 2025 году . В 2021 году полеты космических кораблей «Союз», стартующие с Байконура, должны были перейти с ракеты «Союз-ФГ» на ракету «Союз-2-1а».

В течение нескольких дней после того, как в расписании Роскосмоса от 4 апреля 2015 года, появилась единственная пилотируемая миссия «Союза» с "Восточного", космические чиновники обратились в Центр с последним призывом отказаться от всех запусков космических кораблей «Союз» с "Восточного". По данным газеты «Коммерсант», чиновники получили положительный ответ, однако официальный представитель Кремля, затем, по всей видимости, опроверг это сообщение, но в довольно расплывчатой форме.

Очевидно, что, устранив дилемму запуска «Союза» с "Восточного", Роскосмос также пошел на отмену проекта ОКА-Т, который в любом случае не мог предоставить адекватной политической альтернативы для этой задачи. В связи со спорным научным обоснованием космического корабля и сокращением бюджета в конце 2014 года, "Роскосмос" исключил проект ОКА-Т из сокращенного проекта Федеральной космической программы, которую агентство одобрило в апреле 2015 года.

Ну а о самой космической платформе ОКА-Т, мы поговорим в следующей статье. Спасибо за внимание!