Вот и закончился 3-й год. Кто бы мог подумать, когда всё только начиналось, десантники высадились в Гостомеле и войска подошли к самому Киеву, что всё настолько затянется и через 3 года...
На территории Донбасса по-прежнему идут тяжелые бои. Полностью освободить ДНР не удалось до сих пор.
С тяжелыми боями были взяты Мариуполь, Волноваха, Попасная, Углегорская ТЭС, Северодонецк, Артемовск (Бахмут), Марьинка, Авдеевка, Новгородское (Нью-Йорк), Угледар, Дзержинск (Торецк), Курахово, и множество населенных пунктов поменьше. Сейчас идут бои за Часов Яр.
Взятый в самом начале Красный Лиман после месяца тяжелых оборонительных боёв осенью 2022 года был оставлен из-за угрозы окружения. И вернуть его тоже пока не удалось, бои идут примерно в 10 километрах.
Российские войска вышли на трассу к Константиновке, но пока неясно, как быстро удастся дойти до города и насколько затянутся бои за него.
Под контролем ВСУ на территории ДНР остаются Северск, Покровск, Мирноград, Константиновка, Краматорск. И Славянск, где всё начиналось. И упомянутый уже Красный Лиман. Все эти города превращены в мощные укрепрайоны вроде Бахмута и сколько времени потребуется на их освобождение - сейчас трудно сказать.
И даже на территории ЛНР остаётся небольшой участок территории под контролем ВСУ. По оценкам официальных лиц - 1%. Совсем небольшой, но всё же. До сих пор.
Интенсивность обстрелов Донецка, Горловки и других городов Донбасса снизилась лишь в 2024 году после взятия Авдеевки, когда пошёл уже 3-й год операции. Однако полностью обстрелы не прекратились до сих пор. По-прежнему гибнут жители.
Всё перечисленное - только о республиках Донбасса, освобождение которых после их официального признания, состоявшегося 3 года назад и включения в состав Российской Федерации осенью 2022 года, является задачей безусловной, относящейся к защите самой России.
Прошло 3 года, но решить задачу полного освобождения Донбасса, а значит и России, пока до конца не удалось.
И это была лишь одна из задач.
Уже после начала спецоперации, когда российские войска заняли территории Запорожской и Херсонской областей, там были проведены референдумы о вхождении в состав России. И эти регионы были приняты в состав вместе с ЛНР и ДНР.
Однако в начале ноября 2022 года, уже после проведения референдума и включения в состав России, войска были выведены из города Херсон (областного центра) и с правого берега Херсонской области. После этого бои в Херсонской области приняли со стороны российских войск оборонительный характер. О планах возвращения на правый берег Херсонской области и в город Херсон ничего не известно. Никаких заявлений и комментариев от президента по этой теме не было на протяжении всех 2,5 лет.
Соединявший правый и левый берег Херсонской области Антоновский мост был взорван российскими войсками после их вывода из Херсона. Плотина Каховской ГЭС летом 2023 года была разрушена в результате длительных обстрелов и сброса больших объёмов воды с плотин, контролируемых Киевом выше по течению.
Когда и каким образом планируется возвращение под контроль России Херсона и правого берега Херсонской области, включенной осенью 2022 года в состав РФ, планируется ли это вообще нынешним руководством страны или предполагается оставить вопрос открытым на неопределенное будущее - неизвестно.
Похожая ситуация и с Запорожской областью - российские войска контролируют только половину её территории, ведутся бои преимущественно оборонительного характера, существенного продвижения за прошедшие 2,5 года после включения Запорожской области в состав России не было.
Летом 2023 года на территории Запорожской области было отражено крупное наступление ВСУ, с тех пор линия фронта в целом стабильна.
Город Энергодар и Запорожская АЭС подвергаются регулярным налётам БПЛА, иногда артиллерийским ударам и попыткам атаковать силами малых диверсионных групп. На территории Запорожской АЭС работает комиссия МАГАТЭ, которая фиксирует происходящее, но никакого влияния на ситуацию не оказывает.
Периодическим ракетным ударам и налётам подвергаются Мелитополь, Новая Каховка и дргуие города Запорожской и Херсонской областей, контролируемые российскими войсками.
О планах и намерениях российского руководства и командования по полному освобождению Запорожской области (как и Херсонской) ничего не известно. Никаих действий и заявлений, которые свидетельствовали бы о существовании таких планов, пока не было.
В областном центре Запорожской области (городе Запорожье), в отличие от Херсонской области, референдум не проводился.
Не проводилось референдумов и в Харьковской области, значительная часть которой была занята российскими войсками в первые недели СВО.
Попытка войти в Харьков, осуществленная в первые дни СВО, оказалась неудачной. После этого на протяжении нескольких месяцев шли бои на подступах к Харькову.
Осенью 2022 года в ходе так называемой перегруппировки российские войска были отведены за реку Оскол, была оставлена почти вся занятая изначально территория Харьковской области вместе с городами Балаклея, Изюм и Купянск, а также северная часть Харьковской области, граничащая с Белгородской.
Весной 2023 года с территории Харьковской области, оставленной российскими войсками, начались обстрелы и нападения на Белгородскую область. Длительным интенсивным обстрелам подвергся город Шебекино, который был эвакуирован. Были отселены приграничные районы Белгородской области. В результате обстрелов Белгорода и области, которые продолжаются до сих пор, больше 1,5 лет, повреждены десятки тысяч домов и квартир, некоторые полностью разрушены, пострадали тысячи жителей, есть погибшие и раненые.
Еще летом 2023 года, когда начались интенсивные обстрелы Шебекино и Белгородской области, президент обещал подумать о создании санитарной зоны "если продолжатся обстрелы". Но эта задача тоже до сих пор не решена.
Весной 2024 года российские войска зашли на территорию Харьковской области и заняли два десятка небольших населенных пунктов, оставленных осенью 2023 года. Начались бои за город Волчанск, которые продолжаются до сих пор. Однако полноценной санитарной зоны пока не создано и обстрелы Белгородской области до конца не прекратились, хотя интенсивность снизилась.
На подступах к городу Купянск больше 2 лет идут бои, российские войска периодически продвигаются и занимают небольшие населенные пункты, но планы и перспективы неизвестны. Никаких официальных заявлений о планах по освобождению Купянска и Харьковской области не было.
Что будет с населенными пунктами Харьковской области, занятыми российскими войсками, существуют ли планы по проведению там референдума и включению в состав России - на данный момент неизвестно.
В августе 2024 года случилось вторжение крупных сил противника на территорию Курской области, оказались оккупированы приграничные территории. Город Суджа и ряд населенных пунктов подверглись большим разрушениям, было уничтожено несколько мостов. Больше 100 тысяч жителей вынужденно покинули свои дома и были размещены в ПВР, палаточных городках, местах временного пребывания.
Боевые действия на территории Курской области продолжаются больше 6 месяцев, российские войска ведут освобождение территории. По официальному сообщению освобождено 64% ранее оккупированной противником территории. Местами противник продолжает атаковать.
Налётам украинских беспилотников (в том числе самолётного типа) на протяжении последних 1,5-2 лет подвергаются почти все регионы европейской части России вплоть до Москвы. Первый налёт украинских беспилотников на Москву случился в мае 2023 года, один из беспилотников достиг Кремля.
Случались атаки беспилотников на военные базы, аэродром города Энгельс, предприятия, склады. Были случаи временной эвакуации населенных пунктов из-за угрозы налётов и объявления "воздушной опасности" в регионах, которые даже не граничат с зоной СВО.
Дальность налётов превысила 1000 километров. В налётах неоднократно применялись модернизированные беспилотники самолётного типа советского производства Ту-141 "Стриж".
В 2023 году Украина получила крылатые ракеты западного производства Storm Shadow, а в 2024 году ракеты ATACMS, которыми неоднократно наносились удары по регионам России, относящимся к "старой", международно признанной территории страны - Брянской, Белгородской, Курской областям.
Неоднократно наносились ракетные удары по территории Крыма, в том числе по общественным местам (в частности, удар по пляжу с отдыхающими).
Дважды был осуществлён подрыв Керченского моста, он получал значительные повреждения и частично закрывался на ремонт.
Российские войска, начиная с первых дней СВО, наносят удары по военным объектам, предприятиям ВПК и украинской инфраструктуре. Осенью 2022 года на протяжении нескольких недель наносились массированные удары по украинской энергетике. Но эффективность этих ударов вызывает вопросы.
Только осенью-зимой 2022 года больше 3000 дорогостоящих крылатых ракет было потрачено на удары по трансформаторам и электростанциям, однако украинская энергетика так и не была полностью разрушена, лишь в отдельные дни фиксировались масштабные отключения света (блэкауты) и остановка железнодорожного сообщения, после чего всё восстанавливалось.
Мосты через Днепр, по которым идёт снабжение ВСУ на левом берегу и в Донбассе, ударам не подвергались (за исключением Антоновского моста - подвергался ударам со стороны ВСУ и был взорван после вывода российских войск из Херсона).
Разрушено было только небольшое количество мостов местного значения. Иногда мосты разрушались уже после того как группировка ВСУ, которая получала по ним снабжение, фактически прекращала существование.
Наиболее известными стали удары по Дому офицеров в Виннице (здание разрушено, погибли несколько высокопоставленных офицеров ВСУ), удар по штабу в Широкой даче, удары по складам в Павлограде и под Хмельницким (взрывы наподобие ядерных были видны с большого расстояния, фиксировались на видео), удар по офису ГУР в Киеве, удар по Южмашу (РК Орешник в безъядерном исполнении). И еще несколько.
При этом ни Генштаб ВСУ, ни управление СБУ в Киеве не были разрушены. Офис ГУР в Киеве получил повреждения, но также не был уничтожен полностью. По региональным управлениям СБУ наносились единичные удары. Про удары по военкоматам неизвестно.
Одной из задач СВО с самого начала была объявлена денацификация Украины. Как оценивать прогресс в выполнении этой задачи - пока непонятно.
Управления СБУ - службы, которая является одной из главных националистических структур - продолжают функционировать. Такая структура как Нацгвардия Украины - тоже. Высшее руководство украинского националистического режима практически не пострадало. Залужный и Буданов отделались ранениями.
Одно из крупнейших нацформирований - Азов (запрещено в России) - сдалось в плен в Мариуполе, однако командиры были переданы Турции и затем возвращены на Украину. Формирование оказалось возрождено и продолжало действовать еще на протяжении года или больше. Приговоры были вынесены только небольшому количеству сдавшихся в плен рядовых бойцов. Кроме этого, заведены уголовные дела на некоторых командиров ВСУ и произведен их заочный арест, но перспектива реального ареста и суда над военными преступниками довольно туманна.
Еще одной задачей СВО была демилитаризация Украины. Фактически эта задача решена только в отношении старого вооружения советского производства. Большая часть военной техники советских образцов, стоявшая на вооружении ВСУ до начала СВО, действительно уничтожена. Однако на место уничтоженной техники западные партнеры Украины постоянно поставляют всё более новую.
Уже в ходе СВО украинские войска получили такую технику как РЗСО HIMARS, танки Леопард и Абрамс, бронемашины Брэдли и множество других, современную артиллерию, ракеты Storm Shadow и ATACMS, самолеты F-16, системы ПВО Patriot и др.
Фактически вместо демилитаризации Украины происходит её ремилитаризация - замена старого вооружения советского производства на аналогичное и даже более новое вооружение западного производства.
На территории Украины прямо во время СВО строятся военные заводы немецкого концерна Рейнметалл. Расширяется производство беспилотников и ракет. Это полностью противоречит заявленной задаче демилитаризации, но это происходит.
Как будет в конечном итоге решена задача демилитаризации и будет ли она решена вообще - неясно. То же самое касается задачи денацификации.
Самая, пожалуй, закрытая, неоднозначная и болезненная тема - это потери в ходе СВО.
Министерство обороны регулярно докладывает только о потерях украинских войск, которые по оценкам ведомства в отдельные дни достигают 2 тысяч, на территории Курской области превысили 60 тысяч, а общие перевалили за миллион.
Насколько верны подсчёты потерь противника и что это за потери - убитыми, ранеными, безвозвратными - не вполне понятно.
Из утечек в Киеве и западных источников известно, что потери ВСУ еще в конце 2022 года составляли около 100 тысяч, в 2023 году оценивались в 200-300 тысяч, а на данный момент могут достигать 600 тысяч. Но опять же неясно, что это за потери и настолько верны подсчеты. Однако уровень потерь в любом случае очень большой.
Про потери российских войск на текущий момент достоверной информации практически нет, тема полностью закрыта и даже попытки сделать подсчёт на основании известных данных из открытых источников всячески пресекаются. И это само по себе вызывает подозрение, что потери велики.
Последнее официальное сообщение о потерях министр обороны Шойгу делал в сентябре 2022 года накануне объявления частичной мобилизации - тогда было объявлено о потере 5937 человек. Но с тех пор прошло 2,5 года тяжелых боёв на запорожском направлении, в Донбассе, в Курской области. И еще нужно учесть, что Шойгу говорил лишь о потерях ВС РФ, без учета Росгвардии, ЧВК и ополчения ЛНДР.
В период боёв на запорожском направлении президент говорил, что соотношение потерь российских и украинских войск 1:10. Но это, судя по всему, относилось только к потерям на запорожском направлении, где российкие войска вели оборонительные бои, находясь на хорошо оборудованных позициях. Соотношение потерь в боях за Артемовск и Марьинку, где российкие войска наоборот штурмовали укрепленные позиции ВСУ, наверняка было совсем иным.
Со слов руководителя ЧВК Вагнер Евгения Пригожина - потери "оркестрантов" составили 20 тысяч (10 тысяч кадровых и 10 тысяч привлеченных по программе помилования), а соотношение потерь с противником в боях за Артемовск по его оценке составляло примерно 1:3.
Ясно одно - потери в ходе СВО велики. Даже по самым оптимистичным оценкам они многократно превышают потери советских войск в Афганистане за все 10 лет войны. И потери в ходе двух чеченских войн тоже. И потери в Чечне и Афганистане вместе взятые. Одни только потери ЧВК Вагнер и объявленные Шойгу потери после первых 6 месяцев операции - уже превышают как чеченские, так и афганские. А по итогам 3 лет...
Да, кто бы мог подумать, когда всё только начиналось, когда десантники высадились в Гостомеле и войска подошли к самому Киеву, что через 3 года всё будет вот так...
И ведь это еще не конец.
Да и всё перечисленное - только часть, самый общий обзор. Сколько еще было отдельных эпизодов, которые заслуживают упоминания и отдельного разбора. Гибель военкоров и командиров, Стремоусова и Морозова, провокации, Буча, обстоятельства нападения на Курскую область, события 24 июня, зерновая сделка, и многое другое...
И еще отдельная тема - экономическая сторона войны. Оставленные за рубежом российские активы, размер которых так похож на сумму военной помощи, поставленной Украине западными странами.
Сколько еще всего будет и сколько еще всего выяснится позже...
Но не будем забегать вперёд. Дождёмся окончания СВО. Тогда и будем подводить итоги, проводить детальный обзор и изучать подробности. Тогда и сможем обсудить то, что сегодня обсуждать преждевременно.
Наверное, уже скоро...
Прошло 3 года, в США сменился президент и начались переговоры.
Значит, четвёртой годовщины уже не будет...
Этот текст в Телеграм