Найти в Дзене
Параллели истории

Византийка гадит

Многие, интересующиеся на досуге, историей средних веков, в общем, и нашей посконной, в частности, не могли не заметить подозрительно малую по времени активность некоторых из персонажей. Только, только казалось бы развернется какой-нибудь имярек во всю свою ширь и глубь, как глянь, едет на лафете к погосту, к месту вечного проживания. Понятное дело, всяческие факторы, как то, чума бубонная и легочная, гангрена и кишечные палочки, сильно могли поспособствовать преждевременному завершению карьеры. Не отставали от недугов и тогдашние практикующие эскулапы, вполне могущие, за ради получения новых научных знаний, высокопоставленного пациента залечить насмерть. Но, не будем отбрасывать факты, как прямого, так и опосредованного геополитического влияния на судьбы сильных мира сего, посредством банального устранения начальствующего субъекта такими же субъектами стороны противоборствующей. Факты эти известны и, при некотором размышлении, могут быть использованы для объяснения случаев, объяснения в летописях не имеющих. Возьмём, к примеру, известие из Повести Временных Лет за 1036 год, сообщающее,

В лѣто 6544. Мьстиславъ изыиде на ловы и разболѣся и умре.

Казалось бы, ничего необычного. Мало ли случаев бывает во время активного отдыха. С лошади неудачно шмякнулся, медведь немного помял, кабанчик задел. Или вот

Может приняли на грудь лишнего, вот князя и прижало до летального исхода включительно. Ничего исключать нельзя. Но, скучно товарищи без геополитической борьбы. Особенно, учитывая в каком окружении проживал покойный. И я не только граждан касогов имею в виду. С ними-то, как раз, более менее понятно. Вызывают вопросы другие партнёры по непростому феодальному бизнесу. К коим можно отнести родного брата Ярослава, наделённого прозвищем Мудрый. И Ромейскую, сиречь Римскую, империю, которую принято называть Византией. И тот и другой оппонент подозрителен уже по причине своего существования, общих границ и переплетения интересов. Судите сами. Вот, например, уважаемый Ярослав Владимирович тесно связан борьбой за власть с остальными своими родственниками, начиная с папы, и заканчивая братьями. Досталось много кому*, в том числе и Мстиславу пришлось с братом бодаться. Буквально за жизнь свою безбедную.

*-существуют мнения, что в смерти небезызвестных Бориса и Глеба замешан отнюдь не Святополк, прозванный людьми заинтересованными Окаянным. А именно что Ярослав.

-2

В общем, вполне мог Ярослав Владимирович извернуться и загубить дистанционно победителя Редеди. Но сегодня речь пойдёт о возможных причинах разболѣнiя и оумиранiя Мстислава Владимировича, вызванных возможностями и пожеланиями Византийской империи.

Итак. Версия. Начнем издалека. И географически, и по времени. С первого, известного по достоверным письменным источникам шведского короля, Олафа Шётконунга. Тов. Олаф, по некоторым причинам, решился в своё время креститься. Это важно для дальнейшего построения версии.

-3

Крестился он, само собой, стараниями западной части христианской церкви. И хотя до окончательного раскола 1054 года на римское и католическое крыло было ещё далеко, тов. первосвященники и вся иерархическая лестница под ними, относились к друг другу с большим скепсисом, закономерно усматривая в телодвижениях конкурентов посягательства на души паствы, а главное, на собственное материальное благополучие, что, сами понимаете, недопустимо. А лет через десять, геополитические расклады свели его дочь Ингигерду и нашего Ярослава Мудрого. Не будем здесь вдаваться в подробности, при желании, на канале можно прочитать об этом, например вот тут. Естественно, вместе с Ингигердой не могли не приехать представители "самого правильного ответвления" христианства, потеснив с насиженных мест "самых правильных" местных. Совершенно не исключаю религиозных диспутов с рукоприкладством. Ярослав смотрел на эту возню сквозь пальцы, дружба с королём Олафом крыла конфессиональные неурядицы как Красноярский край Швейцарию, позволяя чувствовать себя более менее спокойно среди стаи дружелюбных родственников. А беспокойный Днепровский путь вполне замещался Волжским. Новгородский посадник Константин, сын того самого Добрыни, попытался было постоять за веру, но очень убедительно был схвачен и заточён, с последующим убиением. Новгородский епископ, (А что он может сделать? Папа и Патрирх ещё друг друга не прокляли) решил переждать, разъезжая по труднодоступным местам и активно переманивая на сторону добра окрестных язычников. Серебряные ручейки повернули вспять, и вместо Второго Рима потекли в Первый, что не могло не огорчить Константинопольского патриарха. Для перелома ситуации был мобилизован Мстислав Владимирович, очень удачно проживающий рядом с землями империи. А может даже имеющий какое-нибудь имперское звание, типа стратига, по примеру более позднего Олега Святославича. Собрав касогов и хазар, Мстислав, сопровождаемый благословениями из Царьграда, двинул под Листвен, где вдребезги разнёс варягов Ярослава, вернее варягов Хакона Эйрикссона, которого Ярослав пригласил постоять за землю... за свою, в общем, землю. Папа Олаф к тому моменту уже умер, и помочь Ярославу не мог. Но, полной победы и, в связи с этим, нового перенаправления денежных потоков, не случилось. Мстислав предпочёл засесть в Чернигове, контролируя свой торговый маршрут. Северский Донец или сам Дон - Азов - Керченский пролив - Византия. Так они и жили дальше. Ярослав, за неимением помощи из Швеции, вынужден был просить Мстислава помочь ему с дерибаном Польши. Патриарха Евстафия сменил патриарх Алексий. Осев на новгородчине, приехавшие из Швеции служители культа рвение своё среди житейских забот растеряли.

В Царьграде решили, что настало время вернуть блудного сына и денежные отчисления в своё лоно. Подумав, может быть даже и думою боярской, Ярослав решил, что поступившее предложение заслуживает рассмотрения. Слияние в объятьях подразумевало под собой усиление влияния империи на Тамани, но и единоличное правление на двух берегах Днепра уважаемого генерального князя Ярослава Владимировича. Как видно из вышеизложенного, места в новой схеме для Мстислава Владимировича не нашлось.

-4

Пришлось ему разболеться и умереть. Кто непосредственно это исполнял, неизвестно. Но, в летописях есть место похожее, относящееся к другому князю Тмутараканскому, Ростиславу.

Ростиславу сѣдящу вь Тмуторокани и емлющи дань у касогъ и в ыных странахъ, сего же убоявъ же ся грѣци, послаша с лестью котопана. Оному же пришедшю кь Ростиславу и увѣрившюся ему, и чьтяше ̀и Ростиславъ. Единою же пьющу Ростиславу с дружиною своею, рече котопанъ: «Княже! Хощю на тя пити». Оному же рекшу: «Пий». Онъ же, испивъ половину чаши, а половину вдасть князю пити, дотиснувься палцемь в чашю, бѣ бо имѣя подъ ногътемь растворение смертьное, и дасть князю, урекъ смерть до осми дний.

На сегодня всё.

Рахмет Артему Антонову за идею 😉

Ссылка на другие статьи в том же духе )))

можно в телеграмм

-5

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться

Желающие могут посодействовать автору материально 😉

альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С