Герой Константина Аркадьевича Райкина - Иван Александрович в спектакле "Р" говорит очень хорошую фразу: "Я очень не люблю, когда тоска и сплин. Люблю взвихрить публику!"
Вот я тоже не люблю, когда в Театре тоска и сплин. Сплин - уныние и печаль.
Продолжаю осваивать новые для меня театры Москвы (те, в которых совсем не была или не была давно). Недавно судьба меня занесла в Театр Сатирикон (он сейчас базируется в здании Планеты КВН на Шереметьевской улице), в котором я не была со времён "Трехгрошовой оперы". А как занесло?
Захотелось закрыть гештальт по Юрию Николаевичу Бутусову, спектаклей которого осталось в Москве не так уж и много. В моём багаже: "Бег" и "Король Лир" в Театре имени Вахтангова и "Сын" в РАМТе. Все три постановки произвели на меня сильнейшее впечатление. Готова их пересматривать неоднократно. Вот добралась и до спектакля "Р" в Театре Сатирикон. Напоследок оставила "Барабаны в ночи" в Театре имени А.С. Пушкина.
Когда я делилась с вами, дорогие друзья, своими впечатлениями о спектакле "Гамлет" в Театре Около, то рассказывала, что, если на афише написано "Гамлет", это совсем не означает, что вам покажут Гамлета. Показать могут все, что угодно. Вот так и здесь. Юрий Бутусов назвал свой спектакль "Р", честно показывая этим, что чисто гоголевского Ревизора мы с вами не увидим. От произведения Н.В. Гоголя осталась только одна заглавная буковка "Р" и все. Режиссёр захотел на базе классической пьесы создать свой спектакль и включить в него темы, которые волнуют именно его. Тут вопросов нет. Это полное право режиссёра. Даже фамилии героев, которые присутствуют в пьесе Н.В. Гоголя Бутусов не использует.
Зал Планеты КВН довольно-таки компактный, но очень большой в ширину (38 мест), что гораздо больше, чем в любом московском классическом театре. Зрителям, сидящим на крайних местах, действие видно не очень хорошо.
Когда я упомянула сплин, вы, наверно, уже поняли, что спектакль не пробрал меня так, как предыдущие опусы Юрия Николаевича. Я всегда готова и к эпатажу, и к переделкам сюжета, и ко всяким новшествам на сцене. А вот не случилось! На этот раз режиссеру не удалось меня взвихрить! Местами было ооочень скучно!
Лишь благодаря классной актёрской команде, эффектному музыкальному сопровождению и необычной сценографии, в целом у меня сложилось довольно-таки приятное впечатление от увиденного и я совсем не жалею о потраченном времени. А новый опыт всегда полезен. Тем более только личным присутствием можно убедиться, твое это или нет.
В спектакле принимают участие практически все звёзды Театра Сатирикон:
- Иван Александрович - Константин Райкин;
- Антон Антонович - Тимофей Трибунцев;
- Анна Андреевна - Алена Разживина;
- Марья Антоновна - Марьяна Спивак;
- Аммос Фёдорович - Антон Кузнецов;
- Иван Кузьмич - Даниил Пугачев;
- Пётр Иванович - Ярослав Медведев;
- Осип - Артём Осипов.
Премьера состоялась 21 января 2022 года.
Чем же таким необычным решил удивить нас режиссёр?
Кто такой ревизор?
Ревизор - это проверяющий, перед которым всем как на духу надо отчитаться, хорошо ли ты выполняешь свою работу.
Юрий Бутусов решил пригласить к героям пьесы Гоголя, а заодно и к нам - Ревизора, который проверяет, хорошо ли мы выполняем нашу основную «работу» в жизни - быть хорошим, высокоморальным человеком. Задача архи сложная.
Каждому герою своего спектакля Юрий Николаевич придумал свою душещипательную историю, которой персонажи спешат поделиться со зрителями, так сказать, покаяться. Спектакль начинается не с обычного: "К нам едет ревизор!", - а сразу с покаяния Городничего во взяточничистве в стиле: "Я - негодяй, я жалкая, ничтожная личность!"
«Я виновен! Я виновен! Я виновен с самого начала и вот до самого этого места»
Затем следует рассказ о больших проблемах в нашей медицине: как Антон Антонович вызывал скорую к своей умирающей матери, а она без денег и ехать не хотела. Осип начинает свою десятиминутную историю о том, что когда-то в детстве он с друзьями закидал до смерти маленького щенка ледяными снежками. И долго-долго вспоминает, а он точно кидал или, может, нет? Это что, надежда, что он не подлец?
Дочка Городничего - это недолюбленный подросток, которому все только и указывают, что можно делать, а что нельзя, которого просто все задолбало. Да, ещё и Лука Лукич периодически пристает к ней с грязными намерениями. А родители ничего не замечают. Поэтому, когда Иван Александрович попытался за ней поухаживать, девушке ничего не осталось, как взять в руки нож. Вот так!
И так далее...
Мне было это выслушивать скучно и неинтересно. Причём эти разговоры про коррупцию, убийство щенка и несчастное детство повторялись в спектакле несколько раз.
Ещё в антракте у меня возник вопрос:
Что это было? Это был спектакль или рефлексия отдельно взятых людей с именами из пьесы Гоголя на разные болезненные темы, абсолютно не связанные между собой? Или мы все находимся на приеме у психолога?
Я поняла, что драматург не доволен той реальностью, в которой он находится, причём во всех ипостасях, и решил все темы, которые его волнуют запихнуть в одну кучу: "А напоследок я скажу…"
Как сказала одна моя подруга: "Запихать в незапихуемое".
Что меня спасло и не заставило покинуть действие в антракте - только игра Тимофея Трибунцева и Антона Кузнецова и музыкальное сопровождение. С музыкальным вкусом у Юрия Бутусова всегда все было в порядке. Этим он меня и покорил. И, конечно, хотелось дождаться знаменитого танца зомби перед поклонами.
Очень понравился монолог Антона Кузнецова в стиле: "Дать или не дать?" (взятку). Классно сыграл!
Ну, а Тимофей Трибунцев реально классный театральный актёр. Его харизма и обаяние зашкаливают! Одно его появление вызывает улыбку, а его присутствие в спектакле может спасти неспасаемое!
Как всегда у Юрия Бутусова в спектакле много символов и непоняток. Одна огромная мертвая ворона по центру сцены чего стоит. Она может означать что угодно. Например: "У них давно мертвая ворона в доме валяется, а они этого не замечают или не хотят замечать…".
Постоянное перетаскивание декораций из стороны в сторону и туда-сюда не давало ответов на вопросы, а наоборот увеличивало их число.
В самом конце перед побегом Хлестакова, Осип сообщает, что "в гостиной собралось очень много просителей и все они пришли к вам, Иван Александрович". А просители те начинают упоминать репрессированных в 30-е годы ХХ века родственников. Зачем?
И заключительный расстрел мертвых, которым тоже больно, обескураживает.
Спектакль производит впечатление СИЛЬНЫХ монологов, притянутых за уши в одну запутанную историю… совмещение несовместимого…
Давайте расскажем обо всех бедах России от сотворения мира и засунем все в один спектакль. А Гоголь нам в помощь!
Ну, вот какое-то такое впечатление. Тут два варианта: или все слишком банально и скучно, или чересчур завуалировано.
Режиссёр хотел, чтобы каждый из сидящих в зале посмотрел на себя со стороны?
"А ты бросал снежок или не бросал? А ты брал взятки или не брал? А ты помогал своим ближним или не помогал?"
Конечно, повод для размышления дан, но высокоморальные личности ничего нового для себя не откроют, а подлецы даже и пытаться размышлять не будут.
Кто-то скажет, что я ничего не понимаю, это же гениально! И имеют на это право.
А мне не зашло. К просмотру не рекомендую. Поклонники Театра Сатирикон все равно пойдут, поклонники Райкина и Трибунцева - тем более. А другие зрители пусть сами решают, надо ли им такое?
А Гоголь - правда, ГЕНИЙ!
Спасибо за внимание!
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Неубиваемый хит Булгакова (как я ходила в МТЮЗ на собачку диковинную посмотреть)
Опять "Тартюф"? О премьере одноименной постановки в Театре Наций
Труффальдино нового века: о спектакле "Слуга двух господ" в Театре им. А.С. Пушкина
"Да вы меня в гроб загоните!" О премьере спектакля "Самоубийца" в МХТ имени Чехова