Найти в Дзене

"Я ехала домой..."

Джордж Уильям Джой "Омнибус в Бейсуотер"
Джордж Уильям Джой "Омнибус в Бейсуотер"

Продолжая тему предыдущей публикации о песнях, где музыка и стихи гармонично дополняют друг друга, хочу привести в пример ещё одно музыкальное произведение. Тем более что, заканчивая статью "21. Музыка (Фотопутешествие с книгами длиною в месяц)", я написала следующие строчки: "К сожалению, надо остановиться. А у меня ещё такой красивый романс Марии Пуаре остался". Речь шла о романсе "Я ехала домой".
Автором стихов и музыки, а также первой исполнительницей этого чудесного
музыкального сочинения является российская актриса, композитор, певица и поэтесса Мария Яковлевна Пуаре (сценический псевдоним Марусина, 1864–1933 гг.).По одной версии, романс увидел свет в 1901 году, по другой- был написан в 1905 году, когда актриса возвращалась в поезде с Дальнего Востока, где участвовала в благотворительных концертах во время Русско-Японской войны.

Мария Яковлевна Пуаре (Мария Марусина)
Мария Яковлевна Пуаре (Мария Марусина)

Биография Марии Яковлевны могла бы послужить основой авантюрного романа, при этом многие сочли бы его недостоверным: слишком много ярких и невероятных событий для одной человеческой судьбы. Но знаменитой её сделало авторство двух романсов: "Лебединая песнь" (Я грущу, если можешь понять мою душу доверчиво нежную...) и "Я ехала домой":
Я ехала домой, душа была полна
Неясным для самой, каким-то новым счастьем.
Казалось мне, что все с таким участьем,
С такою ласкою глядели на меня.
Я ехала домой... Двурогая луна
Смотрела в окна скучного вагона.
Далекий благовест заутреннего звона
Пел в воздухе, как нежная струна.
Раскинув по небу свой розовый вуаль,
Красавица заря лениво просыпалась,
И ласточка, стремясь куда-то вдаль,
В прозрачном воздухе купалась.
Я ехала домой, я думала о вас,
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
О, если б никогда я вновь не просыпалась...

Художник Елена Юшина
Художник Елена Юшина

Чтобы написать эту статью, я прослушала множество аудиозаписей романса. В исполнении современниц Пуаре- Марии Эмской (запись 1910г.) и Наталии Тамары (запись 1911г.), представительниц артистических цыганских династий- Рады Волшаниновой и Леонсии Эрденко, корифеев романса Аллы Баяновой и Жанны Бичевской, оперной певицы Елены Образцовой, лидера рок-группы "Ночные снайперы" Дианы Арбениной... И вот что я поняла: для меня самыми близкими оказались трактовки исполнения этого романса без надрыва, страсти, классицизма и альтернативных прочтений: нежные и трепетные, хрустально-колокольчиковые, воздушные, словно полупрозрачные акварельные картины.

Евгения Смольянинова, чей чарующий голос, кажется, больше принадлежит Серебряному веку, чем нашему времени, и женские фотографии рубежа XIX-XX веков.

Ирина Епифанова и её современная, но очень бережная, таинственно-туманная версия романса и пейзажи России, где, раскинув по небу свой розовый вуаль, красавица заря лениво просыпалась...

Задумчивое исполнение Пелагеи, мечтательное и чуть кокетливое, как эти милые и романтичные дамы и барышни из прошлого.

А чьё исполнение больше понравилось вам?