19 мая 1922 года II Всероссийская конференция комсомола приняла решение о создании в Советском Союзе пионерской организации. За годы ее существования в рядах пионеров побывало более 210 млн человек.
У Нины Фадеевны Колушкиной с детской организацией был связан очень большой отрезок жизни.
– Я пионерка с давних времен, – говорит она о себе. – В пионеры меня принимали в Латвии. Мама с папой и моей старшей сестрой были угнаны немцами в Германию во время войны, и я родилась там уже после Победы. Их путь домой был очень долог, в том числе пришлось пожить и в Риге. А в Суровикино, на своей малой родине, наша семья оказалась только когда я пошла в седьмой класс. Одна из самых первых фотографий здесь – как раз праздник пионерии.
Прилежная ученица, активистка, новенькая быстро влилась в жизнь класса и школы, общественную деятельность, несмотря на то, что вскоре после переезда потеряла маму. В восьмом классе ее наградили путевкой в «Артек». Масса впечатлений и фотографий на память остались у Нины Фадеевны о замечательном времени во всесоюзной здравнице и многочисленных познавательных экскурсиях по Крыму.
Немало интересных мероприятий и дел было и по возвращении домой. Под началом вожатой Дины Антоновны Сметаниной пионеры участвовали в невероятном количестве самых разных праздников к знаменательным датам, военно-спортивных соревнованиях, играх и смотрах, собирали макулатуру и металлолом, шефствовали над октябрятами. Свободного времени практически не было, но успевали и хорошо учиться, и помогать своим близким: пионер – всем пример.
Когда Нина Фадеевна училась уже в одиннадцатом классе, умер папа, но родственники, учителя поддержали девушку, помогли доучиться. Поступила на заочное отделение пединститута, а в Суровикино предложили работу – заведующей Домом пионеров и школьников.
– Он тогда располагался в здании, где сейчас находится редакция «Зари», только пристройки еще не было, – вспоминает Нина Фадеевна. – Кроме меня из работников была только техничка. Я стала вести у октябрят занятия по подготовке к вступлению в пионеры, нашла людей, готовых заниматься с ребятами постарше в кружках авиамоделирования и радиолюбителей. А потом пришло время моей первой летней сессии… ЗавРайОНО был крайне недоволен, что во время каникул Дом пионеров и школьников будет закрыт из-за моего отсутствия, и не разрешил ехать на учебу.
Заступились за девушку ее бывшие учителя. У наставников-педагогов Нина Фадеевна искала поддержку – сироте больше не к кому было обратиться. Заступились и предложили переходить в родную школу вожатой. За семь лет, что занималась конкретно пионерией, мероприятий было проведено множество.
– Помимо регулярно устраиваемых детских Советов – дружины, отряда, организовали танцевальный кружок, проводили различные соревнования, посвященные особым дням в календаре, митинги и концерты по сбору средств в поддержку Вьетнама, военно-патриотическую игру «Зарницу» и пионерские костры, фестивали революционной песни и февральские строевые смотры. Активно велась у нас тимуровская работа… Да мало ли еще было дел?! – говорит Нина Фадеевна.
Второй вожатой в школе была Г.Г.Мурзина, с которой успешно воплощали все задумки молодые педагоги, и хотелось еще больше творить, делать интересной и насыщенной жизнь пионеров. Вспоминает Нина Фадеевна и коллег И.Л.Шарапову, В.А.Муравьеву, М.И.Третьякову, которые после пионервожатской работы продолжали славно трудиться в разных сферах, но всегда на благо и во славу Суровикино и суровикинцев.
Да и сама Нина Фадеевна с 1965-го года перешла на другую работу – в школьную библиотеку, затем учительствовала. В общей сложности в школе проработала 20 лет. А потом еще 22 года трудилась в РайОНО. Но в любой должности, всегда оставалось главным всё то, что было заложено в годы, связанные с пионерией – быть активной, инициативной, ответственной, отзывчивой, стараться стать лучше самой и сделать лучше других.
Е.Мурзина, наш корр.
Фото автора и из архива Н.Ф.Колушкиной