Можно ли сделать культурную жизнь спального района насыщенной, не выезжая в центр? Олеся Казакова, автор идеи проекта «Драматургия окраин», рассказывает, как объединяет жителей Красносельского района через искусство, почему современное искусство не должно быть прерогативой центра Петербурга и как участие в проекте меняет людей.
— Олеся, ты автор идеи проекта «Драматургия окраин», жительница Красносельского района, мама. Как ты оказалась на Юго-Западе?
Я не родилась здесь, но однажды оказалась на улице Маршала Захарова и у меня случился контакт с местом. Это было осенью и мне показалось, что здесь очень хорошо. Потом я узнала, что моя подруга, архитектор, вместе с отцом спроектировала дом, в котором я сейчас живу. Сначала она была моей ученицей, потом стала подругой, а теперь мы с семьей живем в этой квартире. За 20 лет я несколько раз переезжала – жила в центре, за границей – но всегда возвращалась на Юго-Запад. Здесь мне по-настоящему комфортно.
— Эта любовь к району вдохновила тебя на создание «Драматургии окраин»?
Не только. Мне всегда было интересно современное искусство, но я видела, что в Красносельском районе Петербурга его почти нет – ни театров, ни музеев. А потом я узнала, что некоторые семьи месяцами не выезжают в центр и что некоторые дети знают о достопримечательностях Петербурга, изучают их, но никогда их не видели. В детском саду у них даже есть предмет «Петербурговедение», но в повседневной жизни они ходят по нашим дворам, ничего не исследуя о жизни в них, о своей жизни – ни в детском саду, ни в школе. Мне захотелось изменить это.
— Почему в проекте появились дети?
Мне хотелось сделать портрет Юго-Запада глазами людей разных возрастов, а также объединить соседей, устроить встречу подростков с пожилыми людьми, например. Кроме того, я – мама, и мне важно было не просто водить дочь на кружки, а иногда заниматься с ней чем-то вместе, качественно проводить время. В итоге многие дети и их родители, познакомившись на проекте, подружились и продолжают общаться вне его.
— На чём основан твой опыт? Где ты училась?
Моё первое образование — педагогическое, я лингвист и преподаватель иностранных языков и культур. Училась на Алтае, затем в Петербурге, преподавала английский язык, изучала язык и культуру за границей. Но всегда интересовалась современным искусством. Долгое время работала в сфере фестивального менеджмента: начинала с волонтёрства, затем стала куратором, продюсером, специалистом по коммуникациям. Участвовала в организации международных фестивалей, работала с современным танцем, музыкой, визуальным искусством. Позже закончила курс графического дизайна в Bang Bang Education и Школу социального театра (ШСТ). Именно в ШСТ я задумала «Драматургию окраин». Сначала думала о проекте для небольших городков в Сибири, но потом поняла, что подобный проект можно реализовать и здесь, на Юго-Западе.
— Как развивался проект?
В первый год мы с сокуратором первого сезона Олей Каммари выбрали доступный формат для входа – фотографию. И оказалось, что многие жители района готовы участвовать в нашем художественном исследовании, отклик на проект нас вдохновил, а библиотека «Маяк» поддержала нас и стала постоянным партнером. Так появились первые фотографии и истории. Затем мы пустились в исследование города на разных уровнях: исследовали звуки города, речь горожан и их истории, визуальные образы, телесные практики. И в конце первого сезона устроили выставку, передающую наш опыт любому жителю города.
— Чем отличается новый сезон?
Теперь мы больше ориентируемся на конкретные художественные формы – театр, кинематограф, саундтрек, маршруты-квесты, перформанс. Наша кураторская группа сейчас состоит из Даниила Храмцова, Андрея Кудряшова, Аллы Крайник, меня и постоянного фотографа проекта Натальи Гармаш. Мы работаем в лабораторном формате, уходя в конкретные исследования. Например, Алла хочет создать маршрутный квест по району, Андрей — снять фильмы и видеоарт, а Даниил пригласил драматурга Ксению Савельеву и вместе они работают над созданием док пьесы. Важно, что содержание формируется самими участниками, а кураторы направлений организовывают практики и модерируют процесс исследования. А еще для нас процесс так же ценен, как и результат.
— Как проект повлиял на тебя?
Раньше я больше занималась организацией, а теперь иногда удается чувствовать себя просто участником и даже художником. Начала позволять себе просто писать, рисовать, двигаться, ловить моменты. Ещё больше полюбила свой район, стала еще внимательнее к моментам, которые в нем проживаю. И людей, конечно, узнала и полюбила еще больше.
— Как присоединиться к «Драматургии окраин»?
Мы встречаемся каждую неделю, в основном по выходным, в библиотеке «Маяк», иногда на природе. Вход открыт в первые месяцы каждой лаборатории, можно прийти как один раз, так и присоединяться регулярно. Затем некоторые из направлений закрываются для создания финального проекта с регулярными участниками. В этом сезоне у нас будут театральные, кинематографические и звуковые лаборатории, а также движение и работа с телесными практиками. Следите за анонсами в соцсетях – будем рады новым участникам!
Развитие данных направлений «Драматургии окраин» стало возможным благодаря победе в конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма» Фонда Потанина в 2024 году
— Спасибо за разговор!
Беседовала Ксения Варава.
Специально для @etotozhepiter