Недавно мы с женой наткнулись на ролик, где рассказывали о 41 аниме, которые дали жизнь японскому киберпанку и в итоге его же похоронили. Я не могу назвать себя заядлым фанатом аниме, но этот жанр мне не чужой, и я вполне ценю такую форму повествования. Поэтому подумал: может, и не все тайтлы из списка, но некоторые я со временем посмотрю. Сама идея киберпанка мне близка, и любопытно поглубже разобраться в истории жанра. А поскольку у меня ещё и музыкальный канал, предлагаю обратить внимание не только на сюжет и исторический контекст этих произведений, но и заострить взгляд — или, скорее, слух — на их саундтреках.
Вы на канале SYNTH10 и я очень рад, что вы сегодня читаете мою статью!
И перед тем, как начать своё повествование, я хочу поблагодарить за материальную поддержку канала:
• LOCUST SOUND
• АЛЕКСЕЮ МАКСИМОВУ
• ГЕРМАНУ БАРСУКОВУ
• HI BRO
• АЛЁНЕ ЛЁШИНОЙ
• АРТУРУ АНДРЕЕВУ
• СЕМЁНУ АРУТЮНЯНУ
• ЕГОРУ ПОПЕЕВУ
• ЮРИЮ КУДРИНУ
• АНТОНУ КОПЬЁВУ
• ELESSVR
• ЕКАТЕРИНЕ МАРКОВОЙ
• TRIOOONYX
• РЕНАТУ МИРОНОВУ и
• ЮРИЮ О.
Если вы тоже хотите поддержать проект SYNTH10, предлагаю обсудить это ближе к концу статьи. А пока вернёмся к главной теме.
Сегодня мы поговорим об аниме «ДАЛЛОС» — первопроходце не только в становлении многих аспектов японского киберпанка, но и в формате распространения своих копий.
Что же такое «Даллос»?
«Даллос» (яп. ダロス, Darosu) — аниме в формате OVA (Original Video Animation), созданное студией Pierrot и выпущенное в 1983–1984 годах.
Режиссёром картины выступил Мамору Осии, уже тогда подающий надежды, а позже прославившийся как создатель «Призрака в доспехах». Оригинальная же история принадлежит перу Хисаюки Ториуми.
«Даллос» вошёл в историю как первое аниме, созданное специально для видеокассет, а не для телеэкранов или кинотеатров, тем самым открыв новую главу в индустрии.
Однако «Даллос» — это не просто технический эксперимент. Он заложил фундамент японского киберпанка в аниме и выделяется своим саундтреком, который для музыкального блогера — настоящее сокровище.
Антиутопия на Луне
События «Даллоса» разворачиваются в будущем, где Луна превращена в промышленную колонию для добычи ресурсов, а Земля, исчерпав свои запасы, зависит от неё. Колонисты живут под гнётом земных властей: их идентифицируют по номерам, хотя у каждого есть своё имя. Это подчёркивает, что правящей элите колонии нет до них дела — главное, чтобы руда поступала без перебоев.
Технологии усиливают атмосферу тотального контроля: металлические кольца на головах для слежки и собаки-киборги становятся символами угнетения. Недовольство шахтёров выливается в бунт, связанный с культом Даллоса — гигантской машины, воплощающей надежду на освобождение.
Мир «Даллоса» — это антиутопия, где передовые технологии соседствуют с бесправием. Индустриальные лунные пейзажи, переоборудованные машины и резкий контраст между элитой и рабочими задают эстетику, предвещающую киберпанк. Уже здесь заметны темы, которые Мамору Осии позже раскроет в полной мере: вопросы свободы, мрачная притягательность мира и первые шаги кибернетики.
Влияние на аниме и киберпанк
«Даллос», вышедший в 1983 году — в один год с появлением термина «киберпанк», введённого Брюсом Бетке, — обогнал по времени такие знаковые произведения, как «Акира» (1988) и «Призрак в доспехах» (1995). Он воплотил ключевые черты жанра: высокотехнологичное общество, антиутопический мир и борьбу против системы.
Однако, в отличие от западного киберпанка, где упор часто делался на виртуальность и хакеров, японский подход, заложенный «Даллосом», сосредоточился на индустриальной реальности и физическом сопротивлении.
Как первая OVA, «Даллос» дал авторам свободу от телевизионной цензуры, что вдохновило такие тайтлы, как «Bubblegum Crisis» и «Megazone 23».
Для Осии проект стал стартом: опираясь на «Лунный ад» Джона Кэмпбелла и «Битву за Алжир», он добавил политический подтекст и реализм, которые позже расцветут в его работах.
Визуально «Даллос» тоже оставил след: лунные пустоши и мрачная эстетика повлияли на жанр, включая «Алиту: Боевого ангела».
Музыка как сердце «Даллоса»
Музыку к «Даллосу» создали композиторы Хироюки Нанба и Ичиро Нитта, а исполнила её группа Horn Spectrum. Лично мне пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти хоть какие-то подробности о саундтреке, но я выяснил, что в 1984 году был выпущен винил. Его синтезаторное звучание, мелодичность и индустриальный вайб предвосхитили синти-поп и синтивейв — жанры, которые позже стали неотъемлемой частью киберпанка.
Винил состоит из девяти треков, каждый из которых обладает своим настроением. Вот они:
Сторона A:
- "Open Your Eyes" («Открой глаза», オープン・ユア・アイズ, Ōpun Yua Aizu) — энергичный синтезаторный трек, словно зов к пробуждению.
- "Silent Running" («Тихий бег», サイレント・ランニング, Sairento Ranningu) — спокойный, но напряжённый мотив, как затишье перед битвой.
- "Take My Love" («Возьми мою любовь», テイク・マイ・ラヴ, Teiku Mai Ravu) — эмоциональная мелодия с тёплыми оттенками.
- "望郷の海" (Bōkyō no Umi) («Море тоски по родине», ボウキョウ・ノ・ウミ) — лиричный и меланхоличный, отсылка к утраченной Земле.
- "Love Me Tenderly" («Люби меня нежно», ラヴ・ミー・テンダリー, Ravu Mī Tenderī) — мягкий трек с элементами струнных, оставляющий ноту надежды.
Сторона B:
- "夢狩人" (Yume Karin) («Охотник за снами», ユメ・カリニン, Yume Karin) — таинственный и атмосферный, идеально подходящий для культа Даллоса.
- "Moon Struck" («Поражённый Луной», ムーン・ストラック, Mūn Sutorakku) — лунный вайб с пульсирующим электронным ритмом.
- "Endless Journey" («Бесконечное путешествие», エンドレス・ジャーニー, Endoresu Jānī) — динамичный трек, символизирующий путь без конца.
- "ダロス" (Darosu) («Даллос», ダロス) — заглавная тема, мощный финал с индустриальным размахом.
На просторах многострадального YouTube я наткнулся на версию саундтрека с совершенно другими названиями. Поскольку винила или его копии у меня нет, проверить достоверность первого источника я не могу. Однако второй вариант некоторые из вас всё же смогут послушать.
Саундтрек «Даллоса» оказал заметное влияние на развитие киберпанк-музыки. Позже коллектив Geinoh Yamashirogumi под руководством Сёдзи Ямаширо, сочетавший традиционную японскую гагаку с электроникой, в «Акире» (1988) довёл эти идеи до грандиозного эпоса с хорами и мощной перкуссией. Однако уже в 1983 году Хироюки Нанба, с его чутьём к электронике, и Ичиро Нитта, мастер аранжировок, вместе с группой Horn Spectrum создали музыку, которая не просто сопровождает историю — она живёт с ней.
В то время, когда синтезаторы только начинали покорять мир, Нанба и Нитта, вероятно, вдохновлялись западными пионерами — Жаном-Мишелем Жарром, Depeche Mode, Kraftwerk, — но привнесли в звучание японскую душу. Их саундтрек отражает холод индустриальной Луны, напряжение шахтёрского бунта и мистическую ауру культа Даллоса. В сценах сражений, где рабочие бросают машины против власти, звучат резкие биты и металлические оттенки. В эпизодах, связанных с культом, органные мотивы добавляют философской глубины. Horn Spectrum, как исполнители, вдохнули в эту музыку жизнь, сделав её мощной и эмоциональной.
Почему «Даллос» важен
Спустя 40 лет после выхода «Даллос» остаётся актуальным. Первая в истории OVA демонстрирует смелость экспериментов, а темы контроля и борьбы находят отклик в современности. Для любителей музыки это яркий пример того, как саундтрек не просто дополняет атмосферу, а предвосхищает эстетику целого жанра.
«Даллос» — это гармоничное сочетание аниме, киберпанка и музыки. Да, в начале знакомство с персонажами может показаться немного сумбурным и затянутым, но к финалу история раскрывается, и судьба героев, с которыми приходится прощаться, начинает по-настоящему волновать.
Однако прощаться приходится не только с персонажами аниме, фильмов, сериалов или книг. Нам с вами тоже предстоит ненадолго расстаться, чтобы я успел подготовить новую увлекательную и познавательную статью.
***
Если вы не хотите пропускать уникальный контент, который я создаю для вас, ищите меня на платформах: ДЗЕН, YouTube, ВК, Телеграм, RUTUBE, ПЛАТФОРМА, NUUM и ВК ВИДЕО.
Друзья, не стесняйтесь и подписывайтесь! Там вас ждёт не только много интересного, но и полезного!
Также вы можете поддержать мой проект через Я.Чаевые, Boosty, Donation Alerts, VK Donut и карточку артиста SYNTH10 в приложении Яндекс Музыка — все эти способы открыты для ваших пожертвований.
ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ я тоже принимаю с огромной радостью — они очень вдохновляют!
И напоследок напомню музыкантам и артистам про сообщество «НЕ НОУЙНЕМ». С нетерпением жду ваши музыкальные композиции в предложенных новостях ННН.
Искренне надеюсь, что эта статья поможет нам вместе продвигать творчество талантливых, но пока малоизвестных артистов, чтобы их услышала широкая аудитория.
Это был финальный аккорд, и пора прощаться. Желаю всем прекрасной и атмосферной музыки в наушниках или колонках!
На связи был SYNTH10. До скорых встреч!
P.S. А ещё я прошёл свежее демо Gothic 1: Remake! Если хочешь, чтобы я поделился своими впечатлениями, то оставь соответствующий комментарий.