Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.) в основном знают как величайшего скульптора Эпохи Возрождения. Микеланджело и сам считал себя в первую очередь скульптором и даже только скульптором. В гордых думах, быть может, грезилось ему, что в его резце нуждается не только мраморная глыба, выбранная им для работы, но и каждая скала, гора, все бесформенное, беспорядочно нагроможденное в мире. Ведь удел искусства — довершать дело природы, утверждать красоту. А это, считал он, под силу только ваятелю. О живописи Микеланджело говорил подчас с высокомерием, даже с раздражением, как о не своем ремесле. Вместе с тем, под впечатлением живописи этого мастера известный немецкий поэт и драматург Гёте (1749-1832 гг.) писал: "Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть такими большими глазами, как Микеланджело". Как и скульптура мастера, грандиозные образы, созданные его кистью, поражают своей пластической выразительностью. Скульптура научила Микеланджело объединять и сосредоточивать в одном живописном образе всю красоту человеческого тела.
Каково главное кредо Микеланджело в изображении человека? Почему живописные работы Микеланджело называют рисованной скульптурой?
Ответим на эти вопросы в нашей статье.
Для более комфортного прочтения прилагаем небольшой словарик с терминами и именами. Напоминаем, что полезные материалы по теме можно найти в конце статьи.
Мини-словарик:
1. Античность – эпоха древнегреческой и древнеримской культуры, оказавшая большое влияние на искусство Возрождения.
2. Пластическая выразительность – способность передавать эмоции, движение и характер объекта в искусстве через формы и объемы.
3. Тондо – круглая картина или рельеф в живописи и скульптуре.
4. Эпоха Возрождения – период в истории культуры (XIV–XVI вв.), характеризующийся возрождением интереса к античному искусству и гуманизму
На пути к совершенству
Начальное формирование Микеланджело как художника протекало в условиях, роднящих его с Леонардо да Винчи. Как и Леонардо (1452-1519 гг.), он был учеником прославленного флорентийского мастера — Доменико Гирландайо (1448-1494 гг.). Микеланджело вращался в блистательном окружении Лоренцо Великолепного (1449-1492 гг.). В своих знаменитых садах, среди памятников античной скульптуры, правитель Флоренции создал замечательную школу искусств. Он сразу же оценил дарование юноши и обращался с ним как с родным сыном. Микеланджело прожил два года в его дворце, где познакомился с трудами виднейших гуманистов, отличающихся своими свободолюбивыми взглядами и утверждавших высокие призвания человека и главенство его над миром. Эти идеи навсегда запали ему в душу.
Сохранился только один достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) "Мадонна Дони", названная так по имени заказчика. Современники полагали, что в этой композиции мастер, уже пользовавшийся громкой славой, хотел превзойти Леонардо, утвердить свое превосходство над непревзойденным авторитетом, живописные достижения которого были очевидными и неоспоримыми. На этой картине Микеланджело вместо леонардовского полусвета, вместо таинственного мерцания, растворяющего предметы, воспроизвел в полном своем великолепии ясные и холодные тона, которые ярко и отчетливо выявили скульптурную выпуклость каждой фигуры.
В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение. Какое дерзание! Какая сила и какое великолепие! Но одновременно с восторгом и восхищением возникают вопросы. Что это: живопись или нарисованная скульптура? Почему рисунок великого мастера, не знающий никаких препятствий, рождает здесь такую сложность движений и поворотов? Что значит вся эта трехфигурная группа Марии, Иосифа и младенца, объединенная в одно целое, которое кажется нам высеченным из камня? И почему за этими лицами, которые церковью почитались священными, изображены какие-то нагие фигуры, как будто существующие сами по себе?
Живопись, оплодотворенная скульптурой?
Как получить ответы на множество возникающих перед зрителем вопросы? Да и надо ли на них отвечать? В этой группе фигур — вечное движение и в то же время вечное единение, от этого сложность композиции становится закономерной. Вы понимаете, что раз не может быть ничего прекрасней, чем этот поворот головы мадонны, то это уже и ответ на все вопросы. Вы понимаете, что Микеланджело не нужны полутона, недоговоренности и тайны. Своими запечатленными фигурами он как бы говорит нам о том, что он привычным для скульптора инструментом извлек их из хаоса мироздания, создав вечные образы каких-то неведомых нам титанов.
Ибо изображенная на холсте мадонна, может удержать мир на своих плечах. А вот нагие юноши на заднем плане хоть и имеют, вероятно, какое-то символическое значение, — это всего лишь фон, такой, как он полюбился Микеланджело, который всегда утверждал, что только человеческая фигура достойна изображения в искусстве. Цель мастера очевидна: сконцентрировать до максимума силу движения, обуздать энергию, чтобы обратить их в незыблемый монолит, совершить обратное атомному взрыву, от которого распадается твердь материи.
Да, это как будто именно так, и это сравнение может прийти на ум человеку нашего времени, знающему то, что не мог знать создатель этих шедевров. И если у Леонардо цель достигается в примиряющей все противоречия гармонии, то у Микеланджело — это сконцентрированная сила и борьба за рождение могущественных и дерзновенных героев. Еще раз взгляните на эту деву —мадонну, на этого старца, восседающего за ней, и на этого ребенка. Что их соединило навечно: гигантское напряжение и динамизм в каждом мускуле, суставе, в каждом жесте, в каждом физическом и духовном порыве? Каждый найдет свое... Но с полным убеждением можно сказать то, что этот шедевр Микеланджело никого не оставит равнодушным!
Полезные материалы:
1. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления (1990).
2. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения (1980).
3. Культура Возрождения. Энциклопедия в 2 т. Т. 2. В 2-х кн. Отв. ред. Н. В. Ревякина (2011).
4. Панова О. Б. Философский дискурс о языке искусства в истории культуры эпохи Нового времени (2023).
5. Arzamas. Виктория Маркова. Лекции. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
6. Arzamas. Давид Крашовец. Статья: "Было ли Возрождение?"