С середины XIX века русское интеллектуальное общество стало обращать всё больше внимания на народное искусство и культуру. Русский Север не стал исключением. Историки, этнографы, художники и архитекторы стали участниками экспедиций, собирателями древностей и фольклора.
Некоторых заботила судьба объектов деревянного зодчества Русского Севера. В конце 1880-х в Петербурге учредили Императорскую Археологическую Комиссию (ИАК), которая и принимала непосредственное участие в решении вопросов о сохранении памятников культурного наследия страны. В работе ИАК особое место занимает архитектор и реставратор Андрей Андреевич Каретников.
Андрей Андреевич Каретников
Будущий архитектор родился в 1875 году, происходил из тамбовских мещан. После окончания Института гражданских инженеров некоторое время работал в Лифляндской губернии (современная Латвия), а затем переехал в Архангельск. Именно на Севере Андрей Андреевич проделал путь от младшего инженера до губернского и епархиального архитектора.
А.А. Каретников приложил большие усилия для реставрации и сохранения значимых памятников деревянного зодчества. Он неоднократно бывал в самых отдаленных уголках Архангельской губернии, много фотографировал и зарисовывал. Самолично разрабатывал проекты реставрации и приводил их в жизнь.
В то же время, Каретников неоднократно подчеркивал, что "время упущено" и "на местах никому нет дела до изучения и сохранения" северного искусства.
«Если бы каких-нибудь 40-50 лет тому назад энергичнее интересовались культурным наследием, многое бы успели сохранить от порчи, от истребления. В последние два десятилетия вандализм расцвел и дал такие блестящие плоды в смысле разрушения, сколько не могли дать сотни лет существования памятников», - писал архитектор.
Однако далеко не все были рады рвению талантливого специалиста. В 1908 Архангельская консистория в категорической форме предложила ему подать в отставку. Скорее всего, связано это было с тем, что реставрация древних храмов находилась в непримиримом противоречии с политикой их радикального обновления.
Не смирившись с потерей должности, Андрей Андреевич продолжает выступать за сохранение старинных построек. Он напрямую обращается в Императорскую Археологическую Комиссию. Во многом, благодаря его труду и упорству, мы и сегодня можем своими глазами увидеть храмовый комплекс в Турчасово и Никольскую церковь в Зачачье.
Реставрация церкви в Зачачье
Деревянная Никольская церковь в Зачачье появилась в 1687 году. В начале прошлого века появился первый проект её реставрации. Автором стал Андрей Андреевич Каретников.
Это сооружение является одним из лучших на Севере образцов древнейших русских храмов на восьмериковом основании. Необычно его завершение — единственное в своем роде: огромная восьмигранная луковица, вытянутая в верхней части и плавно перетекающая в мощную шею и затем в крупную главу. Такая форма покрытия (кстати, полностью бревенчатая) придает постройке редкую изысканность и исключительность, - пишет исследователь северного зодчества Любовь Геннадьевна Шаповалова.
В 1909 году начались работы по реставрации. Архитектурная комиссия разрешила проводить работы с применением новых материалов, но обязательно соблюдая прежние архитектурные и конструктивные особенности церкви.
Работы продолжались 4 года. Реконструкций руководил местный плотник Пётр Николаевич Космынин. Фактически церковь была перестроена с нуля. 30 июня 1914 года храм торжественно освятили. Работы обошлись в 14616 руб. 69 коп. Это свыше 30 млн рублей в пересчёте на современные деньги.
Плотницкая артель "Новое Старое" имеет прямое отношение к этому храму. Уже не первый год мастера работают над консервацией этого объекта деревянного зодчества. Как и более 100 лет назад, Никольская церковь находилась на пороге гибели. Но благодаря работе артели, а также помощи фонда "Вереница", удалось предотвратить процессы разрушения. Хотя впереди ещё много работы, есть надежда, что церковь сохранится.
Андрей Андреевич Каретников навсегда остался в истории Русского Севера, как один из самых выдающихся архитекторов. К сожалению, его судьба после 1916 года остаётся неизвестной. Есть свидетельства, что после революции он эмигрировал и жил в Брюсселе.
Такие люди, как Андрей Андреевич Каретников, их работа и творчество вдохновляют нас и сегодня. Спустя десятки лет и несколько поколений их дело продолжает жить, но уже в руках новых мастеров и зодчих.
Источник материала: Л. Г. Шаповалова «МЫ ВСЕ СТАРАЛИСЬ С ЛЮБОВЬЮ СОХРАНИТЬ ПАМЯТНИК ...». О творчестве архитектора А. А. Каретникова.