Найти в Дзене
PRO МА)Х(ОР

"Опять домашка?" Правила домашних занятий

В этой статье поделюсь с Вами такой темой, как домашние занятия в музыкальных занятиях с репетитором.

Многие думают, зачем тогда нужен репетитор, если он также как и педагог задает домашние задания? Ведь репетитор для того и нужен, чтобы повысить уровень обучения ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ С НИМ ЖЕ! Но это не совсем так.

Домашка в школе, домашка в музыкалке, а еще домашка с репетитором! Ужас...🤨
Домашка в школе, домашка в музыкалке, а еще домашка с репетитором! Ужас...🤨

Каждый педагог/репетитор выстраивает свою методику обучения для каждого ученика, в зависимости от конкретной цели.

Организация обучения стандартная: занимаемся в школе➡️повышаем навык обучения с репетитором➡️выполняем домашки➡️достигаем результат.

В своей практике я встречала вопрос от родителей "Зачем, Вы, как репетитор задаете домашние задания, если и так занимаетесь с учеником?" Многие думают, что найти репетитора по определенному предмету-это уже ключ к успешности обучения. Но это далеко не так.

Репетиторы выполняют одну роль - помочь с освоением программы, объяснить именно так, чтобы ученик это понял. Т.е. подобрать конкретную методику, которая поможет с освоением того или иного предмета или навыка, поскольку зачастую ученики в школах и музыкальных школах, обучающиеся в больших группах, не успевают справляться с освоением какого-то предмета и т.д.

В этой статье мы поговорим конкретно о домашних заданиях по музыкальным дисциплинам и о том, как правильно заниматься дома

👇Для чего нужны "дз" и как они влияют на процесс обучения👇

В своей практике с учениками разных возрастов-без самостоятельного обучения никуда.

Домашки нужны для:

  • закрепления пройденной темы
  • оттачивания конкретного навыка
  • вырабатывания самодисциплины и самоорганизации
  • понимания конкретной цели обучения и дальнейшего результата, к которому мы стремимся

Приведу пример:

Моей ученице 9 лет, которая учится в музыкалке. Цель моих занятий с ней-помощь в подготовке к переводному экзамену по общему фортепиано в конце года.

Ситуация:

Текущий педагог в музыкальной школе, в силу большой загруженности, не успевает выделять индивидуальное время на каждого ученика. Его цель подобрать программу к экзамену, разобрать ее и дальше учите как хотите🤷‍♀️

Результат:

Родители в панике, ребенок не понимает как учить программу, она сложная для него, мало времени на подготовку

-2

Моя задача, как репетитора-описана выше. Урок я провожу с ученицей ~2 раза в неделю по часу. В процессе обучения ученик получает много информации. Казалось бы, зачем еще мне, как репетитору давать домашнее задание, если цель и так понятна? Выучить к концу года 3-4 произведения.

Для того, чтобы выучить произведение нужно не только знать наизусть нотный текст, тут и обе руки совместить, и понимание жанра произведения иметь, и аппликатуру правильную сохранить и про педаль не забыть (если она используется в произведении) и куча многих других факторов😤

Здесь ребенок сталкивается с многозадачностью. И чтобы все это выучить в правильной последовательности без "каши в голове" репетитор разбивает эту цель на этапы. Т.е. обучение начинается более подробным и поэтапным. Это нужно понимать.

Продолжаю пример:

На уроке мы с ученицей разобрали все произведения для экзамена, учли аппликатуру, правильную динамику и прочее...Час прошел, урок закончен.

Дальше репетитору необходимо закрепить все то, что проходили с учеником. Здесь и появляются домашние задания.

Т.к. я выше говорила про "этапность" обучения, соответственно репетитор задает такие же "поэтапные" домашки.

Большую роль здесь играет КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ. (Если речь идет о детском возрасте)
Участие родителей в процессе домашнего обучения детей-один из важных этапов
Участие родителей в процессе домашнего обучения детей-один из важных этапов

Какую картину я чаще всего вижу: прошло уже 3-4 урока, смотрю на результат домашек, и обнаруживаю, что ученик не прогрессирует. Т.е. все практически осталось как прежде, с чего и начинали.

Почему так происходит?

Ответ очень простой: не правильно занимаемся дома.

Бывает так, что когда я прихожу к ученику домой-родители говорят "Мой ребенок каждый день играл, садился за инструмент". А ты приходишь к ученику и понимаешь что результат вообще нулевой...

✅Важно не только выполнять домашние задания, но также уметь правильно заниматься дома

Здесь по большой части лежит ответственность на репетиторе/педагоге.

Самая частая проблема таких домашних занятий, как сесть за инструмент и начинать тупо гонять все пьесы от начала до конца, с ошибками, остановками, с кривыми руками и неправильной аппликатурой. Такие занятия обычно ни к чему не приводят. Можно хоть каждый день по 3 раза проигрывать "сырые", недоученные произведения и не добиться результата.

Домашние задания для того и нужны, чтобы добиться последовательности в обучении и закреплении того, что проходили на уроке.

👇Ниже расскажу о том, как нужно заниматься дома в зависимости от цели.

С чего начинается разучивание фортепианного произведения или даже вокального

-4

Это понимание целостности произведения:

1️⃣Характер музыки, темп, строение произведения наличие повторений/реприз

2️⃣Ритм, динамика, темповые изменения

Затем начинаем визуально смотреть партию каждой руки отдельно и ее аппликатуру

⚠️И только потом приступаем к разучиванию произведения

Как учить наизусть сразу с правильной аппликатурой?

Самый типичный совет. Допустим в произведении 32 такта. Берем 2-4 такта максимум. Проучили МЕДЛЕННО одной рукой с правильной аппликатурой, потом другой.

Очень важно учить произведение хорошим плотным звуком. Проще говоря играть громко. Плотно ставя пальцы на клавиши. Мышечная память в этот момент запускает свою работу😉

Таким образом, берем по маленьким кусочкам, пока пальцы не запомнят последовательность и положение на клавишах (аппликатура).

Когда обе руки уже выучены можно пробовать соединять левую с правой. Также разучивая по 2-4 такта.

❗Динамика, темп и музыкальная выразительность делается уже позже, когда нотный текст выучен с правильной аппликатурой.

Это я объяснила на примере разучивания произведения с нуля.

Конечно бывает и такое, что ребенок уже выучил произведение, но выучил его неправильно: заучил не те ноты, играет не теми пальцами и т.д.. Здесь конечно приходится переучивать по новой, что создает дискомфорт для ученика. Ведь он уже привык так играть. Поэтому очень важно правильно начинать анализировать произведение и уметь заниматься дома 😊

Подводя итог на тему домашних занятий, хочу поделиться общими рекомендациями👇

  • Не игнорируйте домашние задания педагога (многие дети по началу не умеют правильно заниматься дома, и чтобы не затянуть процесс разучивания произведений-подходите к нему поэтапно)
  • Не играйте уже выученное произведение в быстром темпе от начала до конца (конечно уже хочется сыграть в хорошем темпе, но здесь есть такой аспект как "забалтывание произведения", когда в процессе быстрой игры возникают ошибки и будто "врастают" в пальцы. Ведь испортить все произведение быстрее, чем выучить и довести его до идеала. Ломать, не строить, как говорится😉
  • Если к обучению ребенка подключили репетитора-обязательно попросите его рассказать о том, как правильно заниматься дома, чтобы был прогресс, и у ребенка было понимание того, для чего он это делает. (Как уже писала выше, от неправильных занятий зависит время разучивания произведения)

Вот примерно так выглядит процесс обучения, на вершине которого, блестяще сыгранное произведение😊
Вот примерно так выглядит процесс обучения, на вершине которого, блестяще сыгранное произведение😊

На этом свои мысли я заканчиваю. Всем спасибо, желаю продуктивных занятий! 😉