В этой статье поделюсь с Вами такой темой, как домашние занятия в музыкальных занятиях с репетитором.
Многие думают, зачем тогда нужен репетитор, если он также как и педагог задает домашние задания? Ведь репетитор для того и нужен, чтобы повысить уровень обучения ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ С НИМ ЖЕ! Но это не совсем так.
Каждый педагог/репетитор выстраивает свою методику обучения для каждого ученика, в зависимости от конкретной цели.
Организация обучения стандартная: занимаемся в школе➡️повышаем навык обучения с репетитором➡️выполняем домашки➡️достигаем результат.
В своей практике я встречала вопрос от родителей "Зачем, Вы, как репетитор задаете домашние задания, если и так занимаетесь с учеником?" Многие думают, что найти репетитора по определенному предмету-это уже ключ к успешности обучения. Но это далеко не так.
Репетиторы выполняют одну роль - помочь с освоением программы, объяснить именно так, чтобы ученик это понял. Т.е. подобрать конкретную методику, которая поможет с освоением того или иного предмета или навыка, поскольку зачастую ученики в школах и музыкальных школах, обучающиеся в больших группах, не успевают справляться с освоением какого-то предмета и т.д.
В этой статье мы поговорим конкретно о домашних заданиях по музыкальным дисциплинам и о том, как правильно заниматься дома
👇Для чего нужны "дз" и как они влияют на процесс обучения👇
В своей практике с учениками разных возрастов-без самостоятельного обучения никуда.
Домашки нужны для:
- закрепления пройденной темы
- оттачивания конкретного навыка
- вырабатывания самодисциплины и самоорганизации
- понимания конкретной цели обучения и дальнейшего результата, к которому мы стремимся
Приведу пример:
Моей ученице 9 лет, которая учится в музыкалке. Цель моих занятий с ней-помощь в подготовке к переводному экзамену по общему фортепиано в конце года.
Ситуация:
Текущий педагог в музыкальной школе, в силу большой загруженности, не успевает выделять индивидуальное время на каждого ученика. Его цель подобрать программу к экзамену, разобрать ее и дальше учите как хотите🤷♀️
Результат:
Родители в панике, ребенок не понимает как учить программу, она сложная для него, мало времени на подготовку
Моя задача, как репетитора-описана выше. Урок я провожу с ученицей ~2 раза в неделю по часу. В процессе обучения ученик получает много информации. Казалось бы, зачем еще мне, как репетитору давать домашнее задание, если цель и так понятна? Выучить к концу года 3-4 произведения.
Для того, чтобы выучить произведение нужно не только знать наизусть нотный текст, тут и обе руки совместить, и понимание жанра произведения иметь, и аппликатуру правильную сохранить и про педаль не забыть (если она используется в произведении) и куча многих других факторов😤
Здесь ребенок сталкивается с многозадачностью. И чтобы все это выучить в правильной последовательности без "каши в голове" репетитор разбивает эту цель на этапы. Т.е. обучение начинается более подробным и поэтапным. Это нужно понимать.
Продолжаю пример:
На уроке мы с ученицей разобрали все произведения для экзамена, учли аппликатуру, правильную динамику и прочее...Час прошел, урок закончен.
Дальше репетитору необходимо закрепить все то, что проходили с учеником. Здесь и появляются домашние задания.
Т.к. я выше говорила про "этапность" обучения, соответственно репетитор задает такие же "поэтапные" домашки.
Большую роль здесь играет КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ. (Если речь идет о детском возрасте)
Какую картину я чаще всего вижу: прошло уже 3-4 урока, смотрю на результат домашек, и обнаруживаю, что ученик не прогрессирует. Т.е. все практически осталось как прежде, с чего и начинали.
Почему так происходит?
Ответ очень простой: не правильно занимаемся дома.
Бывает так, что когда я прихожу к ученику домой-родители говорят "Мой ребенок каждый день играл, садился за инструмент". А ты приходишь к ученику и понимаешь что результат вообще нулевой...
✅Важно не только выполнять домашние задания, но также уметь правильно заниматься дома
Здесь по большой части лежит ответственность на репетиторе/педагоге.
Самая частая проблема таких домашних занятий, как сесть за инструмент и начинать тупо гонять все пьесы от начала до конца, с ошибками, остановками, с кривыми руками и неправильной аппликатурой. Такие занятия обычно ни к чему не приводят. Можно хоть каждый день по 3 раза проигрывать "сырые", недоученные произведения и не добиться результата.
Домашние задания для того и нужны, чтобы добиться последовательности в обучении и закреплении того, что проходили на уроке.
👇Ниже расскажу о том, как нужно заниматься дома в зависимости от цели.
С чего начинается разучивание фортепианного произведения или даже вокального
Это понимание целостности произведения:
1️⃣Характер музыки, темп, строение произведения наличие повторений/реприз
2️⃣Ритм, динамика, темповые изменения
Затем начинаем визуально смотреть партию каждой руки отдельно и ее аппликатуру
⚠️И только потом приступаем к разучиванию произведения
Как учить наизусть сразу с правильной аппликатурой?
Самый типичный совет. Допустим в произведении 32 такта. Берем 2-4 такта максимум. Проучили МЕДЛЕННО одной рукой с правильной аппликатурой, потом другой.
Очень важно учить произведение хорошим плотным звуком. Проще говоря играть громко. Плотно ставя пальцы на клавиши. Мышечная память в этот момент запускает свою работу😉
Таким образом, берем по маленьким кусочкам, пока пальцы не запомнят последовательность и положение на клавишах (аппликатура).
Когда обе руки уже выучены можно пробовать соединять левую с правой. Также разучивая по 2-4 такта.
❗Динамика, темп и музыкальная выразительность делается уже позже, когда нотный текст выучен с правильной аппликатурой.
Это я объяснила на примере разучивания произведения с нуля.
Конечно бывает и такое, что ребенок уже выучил произведение, но выучил его неправильно: заучил не те ноты, играет не теми пальцами и т.д.. Здесь конечно приходится переучивать по новой, что создает дискомфорт для ученика. Ведь он уже привык так играть. Поэтому очень важно правильно начинать анализировать произведение и уметь заниматься дома 😊
Подводя итог на тему домашних занятий, хочу поделиться общими рекомендациями👇
- Не игнорируйте домашние задания педагога (многие дети по началу не умеют правильно заниматься дома, и чтобы не затянуть процесс разучивания произведений-подходите к нему поэтапно)
- Не играйте уже выученное произведение в быстром темпе от начала до конца (конечно уже хочется сыграть в хорошем темпе, но здесь есть такой аспект как "забалтывание произведения", когда в процессе быстрой игры возникают ошибки и будто "врастают" в пальцы. Ведь испортить все произведение быстрее, чем выучить и довести его до идеала. Ломать, не строить, как говорится😉
- Если к обучению ребенка подключили репетитора-обязательно попросите его рассказать о том, как правильно заниматься дома, чтобы был прогресс, и у ребенка было понимание того, для чего он это делает. (Как уже писала выше, от неправильных занятий зависит время разучивания произведения)
На этом свои мысли я заканчиваю. Всем спасибо, желаю продуктивных занятий! 😉